Публикации «Игры и игрушки наших детей»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игры и игрушки наших детей»
Автор: Речкунова Светлана Алексеевна

Игры и игрушки наших детей.
Видео (игры детей и опрос во что ты любишь играть?).
Проведенное недавно психологическое исследование в детских учреждениях показало, что на вопрос Во что ты любишь играть - из десяти детей пять детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4 ребенка назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры назвали игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби и Кенов), которыми они просто манипулировали. Большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из детской игры уходит ее правилообразность и соотносимость с образом идеального взрослого. В своей группе детского сада совместно с психологом мы провели подобное исследование и его результаты по большому счету в общем-то и не отличаются от предыдущих результатов.
-Во что ты любишь играть? – наши современные девочки и мальчики, т е. те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать. Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистической (это я сама могла понаблюдать на своих воспитанниках). Оказалось, прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому, и это привело к кризису игровой культуры.
По мнению В.М.Григорьева – собирателя, организатора и реставратора народной игры – играть стали не меньше, а хуже: качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм, шалостей, забав, проказ, стоящих на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство забав с огнем, взрывами, различными петардами – все это можно увидеть рядом, понаблюдав за ватагой детей на улице.
Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр – генетического фонда культуры каждого народа.
А в какие игры играли вы в детстве?
К сожалению, совсем исчезли давние групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – Казаки-разбойники Бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости. Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора – величайшего богатства нашей культуры сохранялись в детской субкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста. Зато появились многочисленные психологические игры, суть которых так и не раскрыта..
Зачем нужна игра?
Во-первых – это школа произвольного поведения (по определению известного детского психолога Эльконина). Заставьте ребенка стоять смирно. Он не простоит и двух секунд, но если включить его в игру (например, море волнуется раз), то цель с успехом будет достигнута. Даже самые непоседливые стоят и замирают.
Во-вторых, игра-школа морали в действии (так определил другой известный психолог Леонтьев).
Можно сколько угодно объяснять ребенку, что такое хорошо, и что такое плохо, но лишь сказка и игра способна ребенка научить и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Словом, игра- дело серьезное.
А как выбрать для вашего ребенка в игре действительно важное. Это непросто. Игрушек – море. Игрушки – очень прибыльный бизнес. Итак, посмотрим, что продается в наших магазинах. Вот отдел настольных игр, добрые старые кубики со сказками, конструктор строительный для малышей- все это доступно семьям со средним достатком. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою ценность многим десяткам поколений детей. А вот и новое веяние времени – Пираты, Завоеватель, Повелитель Вселенной (ориентируют на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия на фоне сложной романтики) из мира фентези, бизнеса. Идем дальше. Оказывается, куклы могут быть не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо старых солдатиков крупный бетман в паре со своим звероподобным врагом (видимо для организации поединков драк).
А что для девочек? Ну, конечно, кукла Барби. Это секс-символ с бесстыдно подчеркнутыми женскими формами, в шикарной одежде. Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышногрудые красавицы? Кто они? – дочки, подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя ни мамой, укачивающей дитя, а горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом, и приводящей к ней бойфренда ( видимо Кен имеется здесь ввиду).Результат – материнство заменено блудом.
А теперь давайте взглянем на мягкие игрушки – пушистые, теплые. Самое главное достоинство мягкой игрушки – дарить нежность малышу. Симпатичный мишка, пушистый зайчик или лохматая собачка способны вылечить ребенка от страхов. А что продается в наших магазинах? Мы с вами увидим существ неизвестных пород и видов, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них ни хочется взять в руки, погладить. Искажены сами образы игрушек. Мишка не похож на медведя. А наполнители? Ведь они вредны для здоровья детей, ведь мы не знаем, из каких материалов они изготовлены. А конструкторы Лего - его рекламируют по телевидению: это яркие красочные игрушки с разнообразным сюжетом картин. Но каких? Разнообразные войны, всемирные катастрофы – вот едва ли не главная их тематика. А недавно в храме, я увидела мальчика, лет трех, играющего с маленькими фигурками лошадок и наездников из Лего. Лица их были оскалены, изображали воинственную ярость. Подняв глаза, я увидела икону святого Георгия Победоносца, лик которого был умиротворительно спокоен, а копье пронзало змия. –Какие у тебя интересные игрушки, - обратилась я к малышу. Дай мне, пожалуйста, самого доброго. Ребенок посмотрел на каждого наездника, после чего выразительно сказал – нету. Нужны ли здесь комментарии?
И в заключении, я хотела бы подчеркнуть, что по большому счету мы – родители ответственны за выбор наших детей. Какими игрушками и во что будут играть наши дети, зависит от нас – взрослых._