Публикации
КРУГЛЫЙ СТОЛ«Мы и толерантность»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КРУГЛЫЙ СТОЛ«Мы и толерантность»
Автор: Кравченко Софья Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КРУГЛЫЙ СТОЛ«Мы и толерантность»
Автор: Кравченко Софья Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Пермский край
Гайнский район
Круглый стол Мы и толерантность
для учащихся 8-9 класс.
Подготовила:
Кравченко Софья Викторовна, педагог-организатор
Цель: воспитание толерантности среди подростков.
Задачи:
- познакомить учащихся с термином толерантность, углубить понимание его значение;
- познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
- развивать умение понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей;
Форма проведения: Круглый стол
Ход мероприятия:
1 этап. Подготовительный этап. 5 минут.
Цель: нацелить на мероприятие.
Ведущий: Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас здесь всех. Начать нашу встречу я бы хотела со стихотворения Е. Евтушенко С. Преображенскому. Послушайте, пожалуйста, его, и попытайтесь уловить главную мысль.
Ученик читает наизусть стихотворение Е. Евтушенко С. Преображенскому
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит всё равно!
Таков закон безжалостной игры:
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знаем, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего мы,
Зная все, не знаем ничего
Уходят люди. Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.
Ведущий: Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль? О чем оно?
Поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания, и понимания со стороны окружающих нас людей не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу.
2 этап. 10 минут
Цель: ввести и закрепить термин толерантность, углубить понимание его значения.
Ведущий: Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября отмечается Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Давай те послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара:
(На столе лежат карточки с объяснением значения слова толерантность на разных языках, учащиеся читают)
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мирится с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
Что же такое толерантность? (ответы)
Давайте вместе обобщим все выше сказанное. ( Работа со слайдом)
Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.
Прощение
Терпимость к чужим мнениям, Уважение прав других
верованиям, поведению
Сострадание Сотрудничество,
дух партнёрства
Принятие другого таким, Уважение человеческого
какой он есть достоинства
Милосердие
Ведущий: Почему так актуальна толерантность в настоящее время? Ответ на этот вопрос нам даст ученица 11 класса.
Ученица 11 класса: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед, техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особенно затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям в сложных социальных проблемах.
В последние годы в подростковой молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность, проституция. Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
3 этап. Медиа-психология. Просмотр и обсуждение сюжета из видеофильма Лилия навсегда 20 минут
Цель: развивать умение понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей.
Ведущий: Сейчас вашему вниманию будет предложен сюжет из редкого фильма режиссера Лукас Мудиссон Lilja 4-ever или Лилия навсегда. В главной роли Оксана Акиньшина.
Обратите внимание на главных героев, какие он, как у них проявляется толерантность по отношению друг к другу.
Где-то на окраине бывшего Союза живет девочка Лиля (Оксана Акиньшина). Она всегда мечтала другой жизни. Ее мама осуществила свою мечту уехала в Америку с новым мужем. А Лиля продолжала жить и ждать, когда же ее заберут. Ни писем, ни денег, ни мамы она так и не увидела... Маленький город. Квартира без электричества и работающих батарей, и мысли о том, что никому не нужна в этом мире, отчего-то так невзлюбившем именно тебя. Шестнадцать лет жизни и так мало радостных светлых дней. Ее единственный друг, маленький Володя, человек, помогающий ей как-то выжить, несмотря на все, что их окружает. Но однажды судьба загадочно улыбается ей в лице Андрея, симпатичного парня в которого она, конечно же, влюбляется. Он предлагает ей сделать былью ее мечту, покинуть осточертевший город и осточертевшую жизнь, поехать в Швецию и начать жить по-новому. Лиля, не раздумывая, решается сжечь за собой мосты и отправится навстречу мечте. Вот только далеко не каждая мечта может стать реальностью и как оказывается большинство из них способны в одночасье разбиться об утесы реальности…
Вопросы к обсуждению после просмотра фильма Лилия навсегда
О чем тебе говорят, просмотренные сюжеты?
С какими наиболее яркими переживаниями ты столкнулся во время просмотра?
Какие чувства испытывает главная героиня?
Если класс и главная героиня не придут к общему решению конфликта что будет?
Каковы основные потребности, надежды, заботы главной героини?
Каковы чувства, потребности окружающих?
Чего именно хочет сейчас главная героиня?
Как окружающие относятся к этому человеку?
Возможно ли решение конфликта?
Какие варианты решения конфликта возможны?
Что ты почувствовал после просмотра?
На что побуждает тебя этот фильм?
4 этап. Работа в группах. 5 минут
Цель: описание основных черт, которые присуще толерантной и интолерантной личности.
Ведущий: Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Сейчас мы разделимся на две группы. Первая группа будет, описывает основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущее интолерантной.
Толерантная личность
Интолерантная личность
Уважение мнения других
Доброжелательность
Желание что-либо делать вместе
Понимание и принятие
Чуткость, любознательность
Снисходительсноть
Доверие, гуманизм
Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
Нетерпимость
Выражение пренебрежения
Раздражительность
Равнодушие
Цинизм
Немотивированная агрессивность
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
5 этап. Методика развития толерантных отношений 5 минут
Цель: личностный рост через принятие отвергнутых в себе качеств и характеристик.
Ведущий: А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы, которые написаны на этом бланке, при этом его не разворачивать, пока он полностью не будет заполнен. (Заполнение бланка Чужой - свой)
6 этап. Подведение итогов. Рефлексия. 5-7 минут
Ведущий: В конце мне бы хотелось сказать, что наша школа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Послушав китайскую притчу Ладная семья вы без труда сможете мне ответить.
КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА ЛАДНАЯ СЕМЬЯ
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Ведущий: Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
А сейчас вам будет предложена небольшая анкета, где вы сможете дать общую оценку прошедшего мероприятия. Постарайтесь отвечать искренне, справедливо и объективно. Для меня очень важно ваше мнение.
Учащиеся заполняют анкету.
Анкета (10-11 классы)
Какие формы работы для тебя были наиболее интересны в ходе данного мероприятия? (подчеркни)
работа в группах
беседа
просмотр сюжета фильма с обсуждением
обсуждение проблемных вопросов
Хотел(а) бы ты еще раз прийти на подобное мероприятие?
да
нет
не знаю
Оцени в баллах, насколько важные для тебя вопросы были затронуты при обсуждении в ходе мероприятия?
1 2 3 4 5
О чем бы ты, захотел(а) рассказать своим друзьям и близким после данного мероприятия?
Источник информации:
2. HYPER13 HYPERLINK "
school.ucoz.com/publ/vospitatelnaja_rabota/metodicheskaja_kopilka/klassnyj_chas_tolerantnost_i_my/12-1-0-1" HYPER14http://oktyabr
school.ucoz.com/publ/vospitatelnaja_rabota/metodicheskaja_kopilka/klassnyj_chas_tolerantnost_i_my/12-1-0-1HYPER15