Публикации Межпредметные связи на уроках математики с элементами экологии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Межпредметные связи на уроках математики с элементами экологии
Автор: Гваладзе Татьяна Сергеевна

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ
Автор: Гваладзе Т.С.,
учитель математики I квалификационной категории
КОУ ОО Нововаршавская адаптивная школа-интернат
Все HYPER13eq отрасли HYPER15современной науки HYPER13eq тесно HYPER15связаны HYPER13eq между HYPER15собой, HYPER13eq поэтому HYPER15и HYPER13eq школьные HYPER15учебные HYPER13eq предметы HYPER15не могут быть HYPER13eq изолированы HYPER15друг от друга. HYPER13eq Межпредметные HYPER15связи HYPER13eq являются HYPER15дидактическим условием и HYPER13eq средством HYPER15глубокого и HYPER13eq всестороннего HYPER15усвоения HYPER13eq основ HYPER15наук в любой школе: они HYPER13eq способствуют HYPER15повышению HYPER13eq уровня HYPER15знаний учащихся, развитию логического HYPER13eq мышления HYPER15и их HYPER13eq творческих HYPER15способностей. HYPER13eq Реализация HYPER15межпредметных связей в HYPER13eq некоторой HYPER15степени HYPER13eq устраняет HYPER15дублирование в HYPER13eq изучении HYPER15материала, экономит HYPER13eq время HYPER15и HYPER13eq создает HYPER15благоприятные HYPER13eq условия HYPER15для HYPER13eq формирования HYPER15общеучебных умений и HYPER13eq навыков HYPER15учащихся.
Проблеме реализации межпредметных HYPER13eq связей HYPER15посвящено много работ. Например, Н.Г. Чернышевский в своих работах подчеркивал необходимость обучения различным предметам в их взаимосвязи, чтобы прочные приобретения одной науки не оставались бесплодными для других. К.Д.Ушинский рассматривал использование межпредметных связей как процесс, облегчающий весь ход обучения, вызывающий интерес детей и помогающий связать новый материал со старым. Мысль К.Д.Ушинского сводилась к тому, что предметы учебного курса представляют собой не беспорядочную группу знаний, а систему, в которой каждая дисциплина имеет свою логику, а все вместе составляют органически связное целое, смысл которого должен быть совершенно ясен педагогу. Н.М.Черкес-Заде рассматривает межпредметные связи как дидактическое условие, способствующее систематизации учебного процесса, обеспечивающее более эффективное использование учебного времени.
Изучение всех HYPER13eq предметов HYPER15естественнонаучного HYPER13eq цикла HYPER15взаимосвязано с математикой. HYPER13eq Математика HYPER15дает HYPER13eq учащимся HYPER15с ОВЗ HYPER13eq систему HYPER15знаний и умений, необходимых в HYPER13eq повседневной HYPER15жизни и HYPER13eq трудовой HYPER15деятельности человека, а также важных для HYPER13eq изучения HYPER15смежных HYPER13eq дисциплин HYPER15, например, на уроках HYPER13eq трудового HYPER15обучения у HYPER13eq учащихся HYPER15формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Следовательно, для реализации HYPER13eq прикладной HYPER15направленности в HYPER13eq изучении HYPER15математики HYPER13eq необходимо HYPER15найти ту "ниточку", с HYPER13eq помощью HYPER15которой можно было бы HYPER13eq осуществить HYPER15внедрение и HYPER13eq показать HYPER15значимость HYPER13eq математики HYPER15для других школьных HYPER13eq предметов HYPER15естественного цикла.Значит, необходимо решать задач HYPER13eq практического HYPER15характера. Тем самым мы HYPER13eq сможем HYPER15в HYPER13eq максимальной HYPER15степени HYPER13eq привести HYPER15в HYPER13eq исполнение HYPER15один из основных дидактических HYPER13eq принципов HYPER15– HYPER13eq СВЯЗЬ HYPER15НАУКИ С HYPER13eq РЕАЛЬНОЙ HYPER15ЖИЗНЬЮ.
И всё это зависит от учителя, а уж HYPER13eq потом HYPER15дело HYPER13eq стоит HYPER15за HYPER13eq авторами HYPER15учебной литературы. Поэтому HYPER13eq любому HYPER15учителю необходимо HYPER13eq находить HYPER15и HYPER13eq составлять HYPER15задачи такого характера и как HYPER13eq можно HYPER15чаще HYPER13eq использовать HYPER15их на HYPER13eq своих HYPER15уроках. Например, привлечение HYPER13eq знаний HYPER15о HYPER13eq масштабе HYPER15и HYPER13eq географических HYPER15координатах из курса физической HYPER13eq географии HYPER15позволяет на HYPER13eq уроках HYPER15математики при изучении темы Масштаб HYPER13eq наполнить HYPER15конкретным содержанием HYPER13eq абстрактные HYPER15математические понятия, например, размера с использованием демонстрации реальных моделей предметов (глобус земли, географическая карта, показом моделей машинок и т.д). Или HYPER13eq понятие HYPER15части целого на уроке математики применить сведения о составе воздуха из курса биологии, например, задача Состав воздуха разбит на несколько частей: азот 39/50 общего состава, кислород - 21/100, а оставшаяся часть – другие газы. Какую часть занимают другие газы от общего состава воздуха?. Или HYPER13eq задачи HYPER15практического HYPER13eq характера HYPER15при изучении темы Разностное сравнение, привязанные к проблеме HYPER13eq бережного HYPER15отношения к воде, например: Для принятия ваны требуется в 3 раза больше воды, чем для принятия душа. На сколько литров воды меньше можно потратить принимая душ, если для ваны необходимо150 литров?. На HYPER13eq уроках HYPER15природоведения можно рассмотреть пример, сколько тратит бумаги каждый человек Земли с HYPER13eq привлечением HYPER15умений HYPER13eq учащихся HYPER15выполнять арифметические HYPER13eq действия HYPER15: Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?.
Целезообразно в год HYPER13eq экологии HYPER15на HYPER13eq уроках HYPER15математики использовать не HYPER13eq только HYPER15межпредметные связи, а еще HYPER13eq делать HYPER15уклон на HYPER13eq проблемы HYPER15экологии через задачи экологического содержания. HYPER13eq Использование HYPER15экозадач на HYPER13eq уроках HYPER15математики HYPER13eq является HYPER15показателем уровня экологического сознания, от HYPER13eq которого HYPER15зависит HYPER13eq отношение HYPER15людей друг к HYPER13eq другу HYPER15и к природному окружению, т.е. HYPER13eq выживание HYPER15человечества.
Я работаю учителем математики в Нововаршавской адаптивной школе –интернат с 1 сентября текущего года, поэтому мне пришлось перестраивать свою работу (до этого работала преподавателем в колледже) с учетом особенностей детей с нарушением интелекта (ОВЗ).
Свою работу я начала с анализа учебника по математике 5 класса (Г.М. Капустина, М.Н.Перова. Математика, 5. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005 год). И выяснила, что задания по межпредметным связям и экологического содержания имеются, но их очень мало. Следовательно, необходимо обращаться к дидактическому матермалу. Поработав с различными источники сети Интернет, сборниками Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы (Москва,издательство Владос, 2000г), выделила для программы 5 класса межпредметные связи математики и природоведения, трудового обучения, СБО, физического воспитания. Связала экологическо-расчетные задачи с природоведением.
При изучении раздела Окружающий мир пятиклассники учатся наблюдать, понимать отношение человека к природе. При изучении некоторых тем математики можно использовать эти умения.
Например:
При изучении темы Сравнение чисел можно использовать задания на полученных данных при наблюдении на пришкольном участке:
Каких деревьев на школьном участке больше берез или сосен?
Или при изучении темы Табличное умножение и деление чисел использовать экозадачи такого содержания:
Клен выделяет в год 2 кг 100 г кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клен. Сколько кислорода в год выделяет вяз?
Тополь очищает воздух от выхлопных газов. На нашем школьном участке растет 5 тополей, а на участке начальной школы в 3 раза больше. Сколько тополей растет на участке начальной школы?
Хватит ли одной кукушки для березового околка из 9 деревьев, для уничножения гусениц, если на каждом дереве по 3 гусеницы. Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц.
При изучении темы Сложение и вычитание в пределах 100 применить задачи примерного содержания Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?
А при изучении темы Сложение и вычитание в пределах 1000 такие:
Учащиеся нашей школы собрали в 2015 году 335 батареек. А в 2015 году – 427 батареек. Сколько мы сохранили от загрязнения воды и почвы за два года, если по оценкам ученых одна использованная батарейка загрязняет 400 литров воды и 20 м2 почвы?
Дубовая роща выделяет в год 830 кг кислорода, а такая же сосновая роща – 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая?
При отработки навыков темы Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число задания можно разбавить экозадачами следующего содержания:
Можжевельник в сутки выделяет 30 кг ароматных веществ (фитонцидов), убивающих бактерии, а береза – 2 кг. Во сколько раз больше фитонцидов в сутки выделяет можжевельник, чем береза?
Самые мелкие воробьиные птицы (корольки и др.) съедают за сутки столько насекомых, сколько весят сами. Определите, сколько за одно лето съест насекомых желтоголовый королёк, если его собственный вес 5 г?
Всем известно, что запасы пресной воды ограничены. Если из крана бежит струя толщиной с карандаш, то за 1 минуту в канализационные коммуникации уходит 3 литра воды. Сколько литров воды бесполезно вытекает из 3 кранов, оставленных учениками на перемене? (перемена 15 мин)
Сколько литров воды бесполезно вытекает из крана за ночь (ночь 9 ч.), если за минуту вытекает 4 литра?
Экологическое наполнение математики посредством задач экологического содержания (экономия воды, энергии, бумаги, проблемы отходов, шума, защита окружающей среды, гигиена и здоровый образ жизни) способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и формирование представления о роли математики в решении экологических проблем. Воспитывая экологическую культуру, мы помогаем детям осознать, почему надо берет природу.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Г.М. Капустина, М.Н.Перова. Математика, 5. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005 год
Сборник 1, 2 Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы М.: Владос, 2000 год
Интернет ресурсы:
задачи по математике на экологическую тему:
т

экологические-задачи.html



межпредметные связи на уроках матемаики:



(экологическое воспитание детей)

1