Публикации Игровые технологии в педпроцессе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые технологии в педпроцессе
Автор: Селиверстова Людмила Александровна

Игровые технологии в педпроцессеБольшую помощь в организации непосредственной образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Применяемыми играми и игровыми упражнениями обеспечиваю заинтересованность детей в восприятии изучаемого материала, привлекаю их к овладению новой информацией, делаю более доступными игровые задачи. Мне нравится, что игра всегда требует умственной и физической активности детей. Игровые образовательные технологии позволяют моим воспитанникам легче воспринимать информативный материал, увлекая их во время НОД. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.В практической деятельности используются следующие игровые технологии:
  • Игровые ситуации. Во время образовательной деятельности и в режимные моменты применяю игрушки, персонажи пальчикового и кукольного театра, которые помогают решить поставленные задачи: научить зайчика умываться, помочь куколке найти друга, поросятам построить домик и т. д.
  • Сюрпризные моменты. Во время образовательной деятельности использую волшебный мешочек, одушевляю используемые предметы-заместители. Момент неожиданности позволяет вызвать у детей эмоциональный настрой на познание нового материала.
  • Элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты (возможность спать в режимные моменты, играть с ней в течение дня, позволяет детям более легко адаптироваться к условиям ДОУ.)
  • Целевые ориентации игровой технологии:- дидактические: расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, мотивации учебной деятельности;- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды, обучение общению. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);- коммуникативную: освоение диалектики общения;- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Концептуальные положения:- игра – свобода личности в воображении;- содержание детских игр развивается от игр;- игра – является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. В своей работе , руководствуясь требованиями ФГОС ДОУ (п.1.4. «Основные принципы дошкольного образования») решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности, при проведении режимных моментов, игровая деятельность используется мною в следующих случаях:- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;- в качестве непосредственно организованной деятельности или ее части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);- как технологии проведения развлечений, праздников, театральных постановок. Среди всех ситуаций применения игровых технологий, используемых в ДОУ, наиболее близки следующие:1. Практические ситуации гуманистического выбора.Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?Например, оставить рисунок себе или включить его в общую картину; откликнуться на просьбу помочь сказочной Фее построить дома в ее стране или проигнорировать её?Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.3.Игры-имитации : смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний сказочных персонажей и т.д.Реализация игровых приемов и ситуаций в игровых сеансах происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; деятельность подчиняется правилам игры; дидактический материал используется в качестве ее средства, в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.В результате применения данной технологии воспитанники учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Благодаря этому в школе им будет легче перерабатывать информацию и выполнять задания учителя. Игры пробуждают в детях любопытство, творческие струны, которые вызывают желание экспериментировать и помогают добиваться результата, развивают решительность и силу воли, умение видеть разные возможности, принимать решения и справляться с проблемами. Дети, обладающие такими достоинствами, становятся успешными в школе и лучше воспринимают новые задачи. Таким образом, игровая технология характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. В педагогическом процессе игровые технологии являются одновременно и средством первоначального обучения и средством воспитания.