Публикации «Духовно- нравственное воспитание и основные источники нравственного опыта»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Духовно- нравственное воспитание и основные источники нравственного опыта»
Автор: Щипакина Марина Александровна

Щипакина Марина АлександровнаОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ №89» г. Ульяновск«Духовно- нравственное воспитание и основные источники нравственного опыта»   В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность не развал экономики, не смена политической системы, а разрушение личности. И сегодня перед любым учителем и воспитателем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость Её необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных. Будущее нашей страны напрямую зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях. В этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это организованная и целенаправленная деятельность, направленная на формирование высших нравственных ценностей у учащихся. Этот процесс непрерывный. Начинается он с рождения человека и продолжается всю жизнь. Основные источники нравственного опыта.Во - первых, семья. Основы развитой личности зарождаются в семье с детства. Поэтому очень важно укрепление института семьи, т.к. институт семейного воспитания является главным условием развития и трансляции духовно-нравственных ценностей народа. В семье происходит формирование нравственного сознания, усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения, которое во многом определяется ее моральным обликом. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к семейной жизни. В семьях нередко духовно-нравственные и национальные ценности отходят на второй план. Наблюдается ослабление традиционных устоев семьи − ответственность родителей за судьбу своих детей, почитание родителей, долг детей перед родителями и т.д. Это приводит к достаточно большому количеству неблагополучных семей, многочисленным фактам сиротства. С точки зрения норм духовно-нравственного поведения в семьях нередко ведется нездоровый образ жизни, отчужденность членов семьи друг от друга. Все это приводит к падению нравственности и морального здоровья подрастающего поколения.Во - вторых – это учебная деятельность. Если воспитательная работа должна начинаться в семье, то школа должна проводить и завершать её. Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.Обновление содержания духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи требует усиления воспитательного компонента учебного процесса. В нашей школе, как и во всех коррекционных школах, в воспитании молодого поколения важная роль принадлежит не только классному руководителю, но и воспитателю. Классный руководитель, воспитатель – это наставник, который участвует в формировании личности, а главное, в ее успешной социализации, отвечает на все современные вызовы и предвидит возможные риски и угрозы.Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель и учитель требуют от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. Насколько требовательным, последовательным окажется учитель и воспитатель, будет зависеть результат воспитания. И, как писал В.А.Сухомлинский, « от чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». При правильной организации учебной и внеучебной деятельности, у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.В нашей школе классные руководители и воспитатели проводят различные виды диагностических исследований своих классных коллективов и групп. Среди этих диагностик особым образом выделяется диагностика уровня воспитанности. Процесс оценивания воспитанности ученика – эффективное средство для стимулирования формирования высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Это, в конечном итоге, по мнению В.А. Сухомлинского, и « должно быть главной целью учителя».Воспитательная работа ведется по пяти направлениям: гражданско-патриотическое, охрана здоровья и ЗОЖ, трудовое, социализация и личностное развитие детей, творческое воображение.В нравственном воспитании учащихся нашей школы весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане учителями и воспитателями разработана система КТД, классных и клубных часов  (беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, круглые столы). Большое внимание на классных (клубных) часах, на уроках русского языка и литературы, истории уделяется знакомству учащихся с традициями народной культуры. Очень нравятся детям праздники: "Масленица", «Золотая осень», Новый год и Рождество, День защитника Отечества, День матери, где формируется уважительное и заботливое отношение к матери, к семейным ценностям; формируются нравственные ориентиры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает вести работу по сплочению детского коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.Начиная уже с начального звена, учащиеся включаются в проектную деятельность. Мини и среднесрочные проекты «Тайна моего имени", «Семейные традиции", «Моя родословная», «Моя семья» и др.Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине. В этом плане в школе проводится с детьми немало мероприятий, в которых ученики принимают самое активное участие. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне выпустили Книгу Памяти «Мы помним (проект). В проектно-исследовательской работе активно участвовали не только учащиеся, но проявили желание поучаствовать учителя и воспитатели. Книга Памяти имеет историческую ценность, т.к. содержит сведения о родных и близких учащихся и учителей, участвовавших в ВОВ, о детях войны. Книга красочно оформлена. Тексты сопровождаются фотографиями. Книга была высоко оценена во Всероссийском конкурсе «Вахта памяти». Проводятся  встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, встреча поколений "Урок мужества " (приложение 1), акции "Письмо ветерану", "Подарок ветерану", конкурс рисунков "Война глазами детей", возложение цветов к памятнику 9 мая.Учащиеся нашей школы активно участвуют в конкурсах, проводимых областным духовно-патриотическим центром «Арское».Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.Приложение 1Урок мужества «Солдат войны не выбирает»Цели: 1. Познакомить ребят с историей трёх войн (ВОВ, Афганистан, Чечня). 2. Пробудить чувство гордости за свою страну, уважения и почтения к людям, защищавшим нашу Родину в горячих точках. 3. Воспитывать у учащихся любовь к своей Родине. 4.Создание условий для установления связей между поколениями и передачи опыта от старших младшим. Задачи: 1. Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству. 2. Формирование опыта нравственного поведения личности. 3.Эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям. Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, иллюстрации, фотографии, Книга Памяти «Мы помним!», сборник военных песен. Участники: представители Заволжского филиала Ульяновского областного Отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» (воины-интернационалисты; солдаты, участвовавшие в Чеченской войне), ветераны ВОВ, дети войны. Ход мероприятия: Слайд 1(кнопка музыка)Ведущий 1: Добрый день! Ведущий 2: Здравствуйте! Ведущий 1: Сегодня, в преддверии празднования 72 годовщины Победы нашей страны в ВОВы собрались, чтобы провести Урок мужества «Солдат войны не выбирает». Его мы посвящает тем людям, для которых защита Отечества, родной земли, её интересов–это не только ответственность, но и святой долг. Слайд 2 Ведущий 2: Двадцатый век – жестокий век! Таким он стал для российской истории. Три страшных войны пришлось пережить нашему народу, нашим солдатам, выстоять и победить: Великую Отечественную, Афганскую и Чеченскую. Вывод один – героизм и мужество, которые присущи нашему солдату, солдату – освободителю, солдату – защитнику! Слайд 3 Ведущий 1: Сегодня у нас в гостях ветераны ВОВ, дети войны, а также представители Заволжского филиала Ульяновского областного Отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» - воины-интернационалисты, для которых годы службы в Афганистане и Чечне и командировки в горячие точки остались позади. Наши гости……………………… Слайд 4 Худ. Номер песня « Панамки» Слайд 5 Ведущий 2: У каждого поколения своя война. В этом году наша страна отмечает 70- летие Победы в Великой Отечественной войне, прошло 26 лет – со дня вывода войск из Афганистана, 21 год назад началась первая военная операция в Чечне. На слайде 5 появляется видеоролик «Великая Отечественная война» Слайд 6 Худ. номер танец на колясках «Ах, эти тучи в голубом» Слайд 7 Худ. номер Стихотворение о ВОВ. Слайд 8 Ведущий 1: 25 декабря 1979 года в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод советских войск в Афганистан. В абсолютном своем большинстве солдат в Афганистане составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде. Первые погибшие уже появились через 2 часа. Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторит. Слайд 9 Видеоролик «Афганистан» Слайд 10 Ведущий 2: 15 февраля 1989 года была закончена длившаяся чуть больше 9 лет война в Афганистане и последняя колонна советских военнослужащих выведена из этой страны. Более 25 тысяч россиян отдали свои жизни во время исполнения служебного долга. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама! Я жив... Я вернулся!» Номер Оригинальный жанр «Эхо войны» Слайд 11 Видеоролик «Чечня» Ведущий 1: Война в Афганистане закончилась, но уже в декабре 1994 года началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Идет видеоролик. Слайд 12 Ведущий 2: Официально первая чеченская военная кампания началась 31 декабря 1994 года. Первые массовые потери федеральных войск связывают со штурмом Грозного в новогоднюю ночь на 1995 год. Сколько тогда погибло солдат и офицеров, толком так никто и не знает. Есть данные, что только за сутки было убито и пропало без вести более 1,5 тысяч. За сухими бездушными цифрами, какими бы они не были – конкретное, неутихающее горе родителей, жён, детей… Слайд 13 Худ.Номер песня «Молитва» Ведущий 1: Над убитыми плачут до сих пор, пропавших без вести – по-прежнему ищут. Не все вернулись с той злополучной войны. Для многих славянских семей две Чеченские кампании обернулась потерей самых близких, самых родных и любимых людей – сыновей, мужей, братьев и отцов. Слайд 14 Ведущий 2: Мы предоставляем слово нашим гостям, которые с честью и достоинством выполнили свой воинский долг. Выступление гостей. Дети задают вопросы гостям. Ведущий1 : Вас на долго запомнит Кавказ.Да и вы позабудете едва лиКак девизом: «Никто кроме нас!»От террора Кавказ очищалиВедущий 2: И как вас наградила войнаВечной памятью, дружбой и мужествомПусть крепнет во все временаБоевое ваше «Содружество»! Ведущие: (вместе) Содружество воинов всех поколений! Слайд 15 Худ. Номер Танец «Военные зарисовки» Слайд 16 Ведущий 1: Сколько слез, сколько разбитых судеб принесли нам Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня – всё это в прошлом! Чем заполнить сердце, еле живое от переживаний и бессонных ночей? Орденами Мужества? Но ни один орден не заменит живого сына, потому что во всем мире нет ничего равнозначного человеческой жизни. Ни одно из сокровищ мира не может стоить дороже живого, бьющегося сердца.Ведущий 2: Здесь и сейчас мы кланяемся низко, до самой земли – нашим героям! В память о нашей встрече, в знак признательности и уважения, примите от нас эти цветы и памятные подарки.Ведущий 1: Приглашаем всех на общее фото. До свидания! До новых встреч!