Публикации Программа по духовно – нравственному воспитанию воспитанников через приобщение к истокам русской народной культуры.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по духовно – нравственному воспитанию воспитанников через приобщение к истокам русской народной культуры.
Автор: Сивопляс Галина Леонидовна

Рабочая программа«ИСТОКИ»По духовно – нравственному воспитанию воспитанников через приобщение к истокам русской народной культуры.Для 5 - 9 классов школы VIII видаСрок реализации: 2014г. - 2018 г.Пояснительная запискаГосударственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Матвеева Кургана. Программа духовно-нравственного развития и воспитания разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция). Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов всех субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями.Цель: развитие и воспитание личности, человека нравственного, культурного гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности. АктуальностьВоспитание - это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание - процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель - формирование и развитие совокупности качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.Модель выпускника школы-интерната
  • Выпускник имеет представление о сущности понятий: человек, гражданин, патриот, коллективист.
  • Выпускник понимает значимость единства всех народов России, сохранения мира на Земле.
  • Выпускник воспринимает культуры народов, проживающих на территории России, на малой родине как ценности.
  • Выпускник знает этические нормы поведения в коллективе.
  • Выпускник владеет экологическими знаниями, осознаёт природу как общечеловеческую ценность.
  • Выпускник осознанно принимает ценности здорового образа жизни и регулирует своё поведение в соответствии с ним, ценит не только свою жизнь, но и жизнь окружающих людей.
  • Выпускник ценит достоинство окружающих и их права,
  • Выпускник знает и любит свою малую родину, проявляет интерес и уважительное отношение к её культурному наследию.
  • Выпускник осознаёт роль труда в жизни человека и имеет представление о многообразии мира профессий.
  • Выпускник получает удовлетворение от учебной, трудовой и социально-значимой деятельности.
  • Задачи: Учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьников с нарушением интеллекта, в данной программе не ставятся столь высокие цели как воспитание духовных способностей, но есть стремление из всего многообразия задач нравственного воспитания реализовать те из них, которые, прежде всего, содействуют духовному развитию ребенка, а именно:
  • воспитание у детей желания жить по совести (желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами);
  • воспитание способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;
  • воспитание стремления к любви, добру, послушанию, терпимости, честности, умения отличать добро и зло;
  • формирование чувства собственного достоинства в любых жизненных ситуациях.
  • В Программе используется систематизация ценностей по условным «направлениям воспитательной работы», которые образно отражают цели развития духовного мира воспитанника.Направления воспитательной работыВ каждом из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей:
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
  • Внеурочная деятельность
  • Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий);
  • беседы по темам: «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать» и т.д.);
  • просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;
  • экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» ;
  • коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа»;
  • ознакомление (по желанию детей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями;
  • осуществление вместе с педагогами творческих проектов и представление их;
  • ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;
  • туристические походы и другие формы совместно деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм.
  • Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков».
  • Внешкольная деятельность
  • Посильное участие в оказании помощи другим людям:
  • подготовка праздников, концертов для людей;
  • решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.
  • Гражданско-патриотическое воспитаниеВнеурочная деятельностьЗнакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий);Беседы и воспитательные часы по темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом»;Просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;Экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края»; Коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны»;Встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; Ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов;Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков»;Внешкольная деятельностьЗабота о памятниках защитникам Отечества. Участие в организации для жителей своего села национально-культурных праздников. Участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государственных праздников России, «Мой двор - без мусора». Воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни.Внеурочная деятельностьЗнакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий);праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров»;экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира;коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников;встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами; ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации.Внешкольная деятельностьОпыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством;украшение и наведение порядка в пространстве школы-интерната, класса, улицы;расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта, товарищей в школе-интернате, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей ; занятие народными промыслами; работа в творческих и учебно-производственных мастерских; отдельные трудовые акции, например «Мой чистый двор» (на исключительно добровольной, сознательной основе); краткосрочные работы (по желанию) в школьных производственных фирмах и других трудовых объединениях (детских и разновозрастных); ЗдоровьеВнеурочная деятельностьЗнакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического в ходе различных добрых дел (мероприятий);спортивные праздники, подвижные игры; занятия в спортивных секциях; туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек);экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье; соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;составление и следование здоровьесберегающему режиму дня - учёбы, труда и отдыха;встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами. ЭкологияЗнакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий): экскурсии, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, видеопутешествия по стране, миру; беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник - праздник для человека и беда для природы?»; ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения. Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:забота о живых существах - домашних и в дикой природе; участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц;участие в работе экологических организаций, в отдельных проектах - экологические патрули; конкурсы рисунков на тему «Бережное отношение к природе». Эстетическое воспитание Внеурочная деятельностьЗнакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий): игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном»;посещение театральных представлений, концертов, экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой природы с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?»; беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты - словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?»; занятия в творческих кружках - опыт самореализации в художественном творчестве; встречи-беседы с людьми творческих профессий;участие вместе с педагогами в проведении выставок художественного творчества, концертах;участие в художественном оформлении помещений. Предполагаемые результатыВоспитание нравственных чувств и этического сознаниязнание главных нравственных правил, норм;представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;умение отделять оценку поступка от оценки человека;различение хороших и плохих поступков;умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику);отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).избегание плохих поступков, капризов;признание собственных плохих поступков;защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности; уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям школы и общества, к чести и достоинству других людей; добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностямэлементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе); знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности; отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами. осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям); участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»); препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;избегание насилия, препятствование его проявлениям;недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности; проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира; добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам. Воспитание здорового образа жизнизнание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;понимание особой роли творчества в жизни людей;отрицательная оценка лени и небрежности.уважение в действии к результатам труда других людей; стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками; умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности; проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);соблюдение порядка на рабочем месте.знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья; знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье; знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы;отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом). Воспитание бережного отношения к природе и жизни начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции); начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики; знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе. бережное, заботливое отношение к растениям и животным; добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.); добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).Воспитание нравственных чувств и этического сознаниязнание главных нравственных правил, норм;представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;умение отделять оценку поступка от оценки человека;различение хороших и плохих поступков;умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику);отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).избегание плохих поступков, капризов;признание собственных плохих поступков;защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности; уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям школы и общества, к чести и достоинству других людей; добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностямэлементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе); знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности; отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами. осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям); участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»); препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;избегание насилия, препятствование его проявлениям;недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности; проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира; добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам. Воспитание здорового образа жизнизнание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;понимание особой роли творчества в жизни людей;отрицательная оценка лени и небрежности.уважение в действии к результатам труда других людей; стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками; умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности; проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);соблюдение порядка на рабочем месте.знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья; знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье; знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы;отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека;соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом). Воспитание бережного отношения к природе и жизни начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции); начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики; знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе. бережное, заботливое отношение к растениям и животным; добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества); добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории).Воспитание чувства прекрасногопредставление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора; различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета;украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы; соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.Общеучебные умения – главный результат, остающийся после школы. В ходе учебно-воспитательного процесса учащиеся школы-интерната приобретают следующие умения:организационные – учатся организовывать свою деятельность, интеллектуальные - мыслить и работать с информацией,оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков,коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми.В результате всех вышеперечисленных видов деятельности, направленных на духовно-нравственное развитие личности, у учащихся школы-интерната должно произойти развитие таких духовно-нравственных качеств, как готовность придти на помощь, умение быть благодарным, уважение к старшим, дружелюбие, инициативность, терпимость, любовь к Родине и другие.Данная Программа определяет основные пути реализации системы формирования гражданской идентичности, ее основные компоненты. При этом нами учитываются опыт и сложившиеся в школе-интернате традиции, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества.В ходе реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования можно прогнозировать повышение уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивающей развитие нравственных качеств личности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.Программа состоит из двух частей. В первой части дается комплекс последовательно усложняющихся задач нравственного воспитания для каждой возрастной группы. При этом задачи группируются в соответствии с содержанием данного направления воспитательной работы в несколько блоков:
  • Формирование нравственного сознания (представлений, понятий, норм и правил, регулирующих поведение человека в обществе);
  • Воспитание нравственных потребностей, стремлений, чувств;
  • Воспитание нравственных умений, навыков и привычек.
  • Выделение этих блоков принципиально важно, чтобы педагоги, использующие в своей работе эти рекомендации, не забывали о некоторых теоретических положениях, решали задачи нравственного воспитания в комплексе. Человеком движет не сознание, а его потребности. Сознание как бы обслуживает эти потребности, «вооружая» их средствами, способами удовлетворения. Значит, педагог должен апеллировать не только к сознанию ученика, а и к его потребностям, выстроить иерархию потребностей, научить ребенка удовлетворять их способами, полезными и для воспитания собственной личности, и не противоречащими интересам общества. Для этого необходимо воздействовать на его чувства; помочь ощутить радость - и он испытает положительные эмоции, которые являются промежуточным звеном от потребности к действию.Во второй части приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с воспитанниками, направленные на решение поставленных задач.Интенсивное развитие моральных знаний в школе-интернате идет в следующих направлениях:
  • расширяется круг нравственных понятий, обозначение которых входит в активный словарный запас;
  • улучшается их качественный состав (учащиеся оперируют не только признаками понятий, но и самими понятиями);
  • возрастает осознанность моральных знаний (школьники выделяют большее количество существенных признаков, возрастает степень аргументированности нравственных суждений).
  • 1-й год обучения.ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ, ЗНАНИЯ НОРМ И ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.
  • Формирование твёрдого убеждения в том:
  • что по отношению к взрослым, особенно старшим, всегда надо проявлять уважение, внимание, заботу, соблюдать вежливость;
  • Формирование понимания того:
  • что в общем труде мальчики должны выполнять более трудную работу, чем девочки, а в случае необходимости оберегать их;
  • что мальчики должны быть мужественными, уметь потерпеть, когда больно.
  • Формирование представления об отрицательных нравственных качествах, поступках:
  • плохо заботиться только о себе, забывая о товарищах;
  • плохо хвастаться своими поступками, хотя бы и хорошими, выделять себя;
  • нечестно не держать данное слово, нарушать правила игры, уклоняться от участия в общем труде;
  • только трусливые люди боятся сознаться в своих плохих поступках, проявляют излишнее беспокойство о себе;
  • жестокие, злые люди причиняют другим огорчения, страдания, не сочувствуют горю других;
  • плохо относятся к животным, не заботятся о них, обижают их.
  • Формирование понимания непривлекательности неравноправных отношений в детских объединениях.
  • Формирование убеждения в справедливости правил, установленных в отношениях между людьми.
  • Формирование представлений о том, что совместные усилия дают более значимый результат, а умение сотрудничать, согласовывать действия позволяют осуществить общий замысел и обогащают друг друга.
  • ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, СТРЕМЛЕНИЙ, ЧУВСТВ.
  • Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, их мнению; желания их слушаться, проявлять заботу, внимание к ним.
  • Воспитание осознанного чувства привязанности к педагогам, признания их авторитета.
  • Воспитание привязанности к детскому коллективу, чувства радости от общения с детьми в совместной деятельности, особая привязанности к друзьям.
  • Воспитание любви к своему Отечеству, интереса к своему краю.
  • Воспитание отзывчивости, чуткости по отношению к окружающим.
  • ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК.
  • Соблюдение правил вежливости по отношению ко всем людям:
  • приветливо первым здороваться, вставать при появлении взрослых, перед занятиями приветствовать педагога стоя;
  • вежливо прощаться со взрослыми и детьми, благодарить за помощь, заботу, внимательно и почтительно относиться к взрослым, замечать, когда они чувствуют затруднения;
  • без напоминания взрослых проявлять готовность помочь (например, уступить место, принести стул, отворить дверь, поднять вещь, которую уронил взрослый, подождать с просьбой, вопросами, если взрослый занят).
  • Воспитание вежливого и доброжелательного отношения к другим детям.
  • Воспитание умения справедливо оценивать поступки литературных героев и свои поступки.
  • Воспитание умения вести себя организованно, подтянуто в общественных местах:
  • уступать место взрослым, маленьким детям;
  • соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешая другим; соблюдать опрятность.
  • Воспитание умения в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам.
  • Воспитание умения тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка.
  • Воспитание умения выяснять, доволен ли сверстник полученными материалами в совместной деятельности, используя при этом такие выражения: «Ты согласен?», «Доволен?», «Договорились?».
  • Воспитание привычки при обращении к сверстнику с подобными вопросами смотреть на него, называть его по имени, внимательно выслушивать ответ.
  • 2 год обучения.ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ. ЗНАНИЯ НОРМ И ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.
  • Усвоение понятий о доброте, милосердии, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, понимание их различий.
  • Формирование у детей понимания того, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам.
  • Формирование у детей понимания того, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается.
  • Формирование у детей понимания того, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы.
  • Формирование у детей знаний о правилах игры, труда и жизни в школьном коллективе.
  • Формирование у детей понимания необходимости воздержания от плохих поступков, капризов, лени, упрямства.
  • Формирование у детей понимания ценности чужой жизни.
  • ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ. СТРЕМЛЕНИЙ, ЧУВСТВ.
  • Воспитание положительного отношения к детям, испытывающим трудности в налаживании контактов со сверстниками.
  • Воспитание терпимости к отдельным слабостям, недостаткам других людей.
  • Воспитание интереса к прошлому своего села, города, к народным обычаям и традициям.
  • Воспитание доброжелательного отношения со сверстниками.
  • ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК
  • Воспитание умения внимательно слушать друг друга, радоваться успехам других, сдерживать насмешку, если одноклассник ошибся.
  • Воспитание умения пользоваться общими учебными принадлежностями и книгами, помогать друг другу, делиться своими знаниями.
  • Воспитание умения обсуждать со сверстниками вопросы распределения общего трудового задания, согласовывать свои желания с желаниями товарищей, оказывать помощь товарищам в процессе работы.
  • Воспитание умения честно играть, участвовать в спортивных состязаниях, придерживаться правил игры.
  • 3 - 4 годы обучения.ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ, ЗНАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.
  • Формирование расширенного представления детей об истинном товариществе и верной дружбе.
  • Формирование понимания мотивов «добрых» и «злых» поступков.
  • Формирование представления о коллективизме, под которым подразумевается личная ответственность за общее дело, и внимание самого коллектива к судьбе каждого отдельного человека.
  • Формирование представления о нравственной оценке.
  • Формирование у воспитанников основ православной культуры.
  • ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТРЕМЛЕНИЙ, ЧУВСТВ
  • Воспитание стремления к пониманию поведения литературных героев.
  • Воспитание умения доставлять радость окружающим людям.
  • Воспитание умения разбираться в мотивах поступков.
  • Воспитание привычки интересоваться успехами друг друга, сотрудничать, правильно реагировать на успехи и неудачи своих товарищей.
  • Совершенствование и закрепление всех умений, предусмотренных программой предшествующих этапов развития.
  • Воспитание умения руководствоваться в повседневной жизни общечеловеческими нормами нравственности.
  • Календарно-тематическое планирование