Публикации Система непрерывного образования лиц с нарушениями слуха с целью их успешной интеграции в общество

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система непрерывного образования лиц с нарушениями слуха с целью их успешной интеграции в общество
Автор: Бочкарева Татьяна Александровна

слуха с целью их успешной интеграции в обществоБочкарева Т.А., социальный педагог,ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России, г. Новочеркасск АннотацияВ данной статье рассматривается понятие системы непрерывного профессионального образования, а также определены актуальность и перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом.В условиях модернизации специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья все большую остроту приобретает вопрос о характере подготовки учащихся с нарушением слуха к самостоятельной жизни, о решении проблем их социализации.В современном российском обществе происходят качественные изменения экономических, социальных, политических, правовых условий развития науки и образования. Усилилось влияние рыночной среды на структуру, функции, содержание педагогической науки, общего и специального образования. Быстро развивается в России сфера образовательных услуг, возникает необходимость обеспечения инновационного базиса образования и эффективного использования интеллектуальных ресурсов профессиональной школы. Все это актуализирует настоятельную потребность разработки проблемы научно-методического обеспечения инновационного развития системы профессионального образования, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и людей с нарушением слуха. Закономерности эволюционного развития системы специального образования обусловливают поиск оптимальных путей получения общего и профессионального образования в разных формах, включая интеграцию студентов с нарушениями слуха в коллектив сверстников, не имеющих проблем со здоровьем. Уровень и качество образования, получаемого обучающимся с нарушенным слухом в школе, в значительной мере определяет их последующую жизнь, в том числе и профессиональное самоопределение. Если уровень образования достаточно высок, молодой человек с нарушенным слухом может продолжить свое образование в системе начального, среднего или высшего профессионального образования. За рубежом неслышащим предлагается широкий спектр различных профессий. Ограничение накладывается только на приобретение тех профессий, которые связаны с необходимостью общаться словесной речью, опираться в процессе профессиональной деятельности на слух, а также тех, в которых имеет место нагрузка на вестибулярный аппарат. Профессиональное образование ведется с опорой на сформированную словесную речь человека с нарушенным слухом с широким привлечением специальных технических средств, в том числе компьютерных обучающих программ, или на основе жестовой речи (с сурдопереводом). В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества, полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов. Современные социальные проблемы - безработица, отсутствие социальной защищенности, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью требуют от молодежи более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности. Выпускники школ для детей с нарушениями слуха приобретают специальности, обучаясь на учебно-производственных предприятиях Общества глухих, в профтехучилищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Предлагаемые сегодня людям с нарушенным слухом профили профессиональной подготовки отстают от требований современного производства и не учитывают возможностей и стремлений лиц с нарушением слуха. Преобладающими профессиями для них остаются инженерно-технические. Реже они получают профессиональную художественную, культурно-просветительную подготовку, а также экономическую, педагогическую и медицинскую. Социальная адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависят от его социокультурной идентификации  т.е. от осознания себя членом того или иного сообщества, субкультуры, определяющим фактором которой является язык. Развитие и становление личности человека с нарушенным слухом может происходить в условиях субкультуры жестового языка или в условиях сообщества слышащих, что соответственно окажет решающую роль на формирование социокультурной идентификации. Однако необходим и встречный процесс — то или иное сообщество, субкультура должны признать или не признать этого человека «своим». Поэтому в реальной жизни социальная интеграция людей с нарушенным слухом не всегда протекает без проблем: «говорящий человек с нарушенным слухом», не владеющий жестовым языком, не всегда бывает принят в качестве «своего» в субкультуре людей с нарушенным слухом, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на владение словесной речью, его также не рассматривают в качестве «своего». Проблема социокультурной идентификации и интеграции особенно остро встает в среде молодых людей в связи с их жизненным самоопределением, созданием семьи, формированием круга друзей. Несовершенство системы профессионального образования, предназначенной для молодежи с нарушением слуха, актуализирует необходимость распространения интегрированного обучения на этап получения профессии. За последние годы появились многочисленные примеры разноуровневой, разнопрофильной подготовки людей с нарушенным слухом в условиях учреждения общего типа, которой занимаются преподаватели, имеющие дефектологическое образование, сурдопедагогические и тифлопедагогические знания, и лица без специального высшего образования. Результаты этих нововведений неоднозначны. В настоящее время требуется определение теоретических и организационных аспектов общеобразовательной и профессиональной подготовки, социальной и образовательной интеграции лиц с нарушениями слуха. Характерной особенностью разрабатываемой концепции непрерывного профессионального образования лиц с нарушением слуха является выход на уровень осмысления новых целей, содержания, форм, методов обучения с учетом уже имеющихся и новых знаний об особенностях получения образования студентами с нарушенным слухом. Актуальность полноценного профессионального образования подтверждается Федеральным законом «Об утверждении Федеральной программы развития образования», в котором получение профессионального образования рассматривается как эффективный механизм повышения социального статуса и защищенности инвалидов. Право человека на образование и полное развитие своих способностей имеет важное значение для него самого и благополучия общества в целом. Признание равных гражданских прав лиц с нарушением слуха во всех областях социальной жизни, в том числе и в области образования, и обеспечение государством и обществом реализации провозглашенного равноправия требует, в частности, создания специальных образовательных условий, учитывающих особые образовательные потребности этих людей. Основная задача профессионально-образовательных программ – подготовка человека к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях рыночной экономики, помощь в овладении знаниями, умениями и навыками в области рекомендуемой профессии. В основе реализации системы лежит также деятельностный подход, который предполагает равноправное и полноценное участие детей с нарушениями слуха в общеобразовательном и профессионально образовательном процессе, обеспечивает взаимную активность детей, их родителей, педагогического коллектива колледжа и вуза, социальных служб, муниципальных служб, обеспечивает интеграцию инвалида в общество, стимулирует формирование социализированной личности, активной позиции ребенка-инвалида по отношению к другим людям, к собственной проблеме. Ребенок – инвалид по слуху рассматривается как субъект, активно участвующий в обсуждении и реализации программ собственной адаптации. Система непрерывного профессионального образования инвалидов по слуху – это совокупность целостных, последовательных, структурных, структурированных, соподчиненных, взаимосвязанных компонентов, направленная на реализацию общепедагогических, коррекционно-развивающих, профилактических, оздоровительных, профориентационных, реабилитационных, социализирующих задач и достижение результатов интеграции и социализации инвалида в общество. Создание условий для социальной адаптации инвалидов по слуху является неотъемлемой частью системы непрерывного образования. профессиональной ориентации, а так как же к профессиональному обучение и трудоустройству, которые реализуются уже после совершеннолетия. Список литературы
  • Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.
  • Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети М.: Советский спорт, 2004.
  • Гилевич И. М. Тигранова Л. И. Если ребёнок со сниженным слухом учится в массовой школе // Дефектология. 1995, № 3;
  • Лубовский В. И., Сорокин В. М., Шипицына Л. М. Издательство: Речь Год издания: 2013.
  • Малофеев Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл // Тез. междунар. семинара: Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. – СПб.: Образование, 1995;
  • Малофеев Н.Н.Реабилитация средствами образования. - М.,1996.
  • Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.