Публикации Специфика работы педагогов с дошкольниками в условиях инклюзивного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика работы педагогов с дошкольниками в условиях инклюзивного образования
Автор: Мозуль Елена Леонтьевна

Специфика работы педагогов с дошкольниками в условиях инклюзивного образования Мозуль Елена Леонтьевна, музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Городищенский детский сад «Радуга» Содержание 1.Введение. Инклюзивное образование как одна из основных тенденций развития системы образования. 2.Основные проблемы подготовки педагогических кадров для работы в условиях инклюзии.  Особенности организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях.  Специфика профессии воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающей направленности.  Рекомендации по психолого-педагогической коррекции профессионально значимых качеств умений и навыков педагога ДОУ.  Основные компетенции, необходимые педагогу ДОО для работы в условиях инклюзии.  Формы взаимодействия педагогов, специалистов и администрации ДОУ в решении и коррекционно-развивающих задач.  Организационно-педагогические требования при организации работы в группах комбинирующей направленности. 3.Заключение. Перспективы внедрения инклюзивного образования в ДОО Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья — одна из основных тенденций развития современной системы образования в России. С 1 сентября 2013 года в нашей стране вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Отношение к инклюзивному образованию участников образовательного процесса неоднозначно. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья хотят, чтобы их дети, независимо от их психофизиологических особенностей посещали обычную общеобразовательную школу. Часть педагогов относится снисходительно или индифферентно к включению детей с ОВЗ в образовательный процесс. Другая группа педагогов снисходительно и даже положительно относится к данной категории детей. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, цель которой – доступное и качественное образованием для всех без исключения детей.Одним из главных условий реализации инклюзивного образования является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами, обладающими необходимыми педагогическими компетенциями сопровождения данной категории детей. Однако в настоящее время осуществление данного подхода является проблематичным, поскольку в современных образовательных учреждениях педагоги не обладают достаточными знаниями и опытом в работе с детьми с ОВЗ. Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определенными трудностями. Это подготовка персонала и подбор сотрудников, готовых работать в рамках данной программы, главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению. Педагоги образовательного учреждения, прежде всего, должны быть готовы к созданию благоприятной среды для развития детей с ОВЗ в обычных ДОУ и их обучения в массовых школах, а также, быть готовым к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. Для личностной и профессиональной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения прежде всего необходимы: 1) знания педагогов о том, что такое инклюзивное образование, каковы его особенности и в чем его отличие от других форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) знание психологических, личностных и возрастных особенностей развития детей в условиях инклюзивного образования; 3) знание методов проектирования педагогического процесса для грамотного построения психологического и дидактического совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих особых образовательных потребностей; 4) умение грамотно взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса. Инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства, то есть, активней включать в группы детского сада детей с проблемами в развитии. Однако, у педагогов ДОО, начинающих работать в условиях инклюзии, возникают особые проблемы. Нужно, прежде всего, отметить практическое отсутствие учебно-методическихи дидактических средств, позволяющих реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп. Педагог оказывается безоружным, не имеющим в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам фронтального инклюзивного обучения. В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным, как в своей организационной составляющей так в содержательной компоненте. Проблемы организации инклюзивного образования в современной дошкольной образовательной организации связаны в первую очередь с тем, что ДОО (как социальный институт) ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ. Для осуществления полноценной инклюзии необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении и специально организованная образовательно-воспитательная среда дошкольного учреждения. В инклюзированном ДОУ необходимо иметь хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий, игротерапии, музыкальной терапии и т.д. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители должны владеть приѐмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий, так как какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Непосредственное включение детей с различными психофизиологическими нарушениями в общеобразовательные группы ложится на плечи самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ. Профессия воспитателя детского сада специфична, она отличается от других педагогических профессий тем, что педагог дошкольного образовательного учреждения не только наблюдает за детьми и осуществляет образовательную деятельность, но и постоянно воспитывает их посредством занятий, рассказов, пения. Именно педагог ДОУ первый, после семьи, кто вводит малыша в мир знаний, культурных ценностей и коммуникативного взаимодействия. Воспитатель детского сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию подрастающего поколения. Педагог ДОУ готовит детей к школе, обучает навыкам устного счѐта, звукового анализа и синтеза, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, конструирования; развивает у детей коммуникативные умения, мышление, наблюдательность, самостоятельность, знакомит с произведениями искусства, этическими нормами и правилами. В обязанности воспитателя входит укрепление здоровья детей и приобщение их к труду; консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания, формирования социально желательных качеств (ответственности, дружелюбия) и развития способностей детей. Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, достаточными голосо-речевыми навыками, культурно-нравственным потенциалом и эмоционально-личностной готовностью работать по новой образовательной модели. Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует серьѐзной работы по подготовке компетентных педагогических кадров. Подготовка педагогов на курсах повышения квалификации в основном направлена на формирование знаний об особенностях детей с нарушениями развития и учета их в педагогическом процессе. При этом значительно меньше внимания обращается на профессионально-личностную готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Необходима психолого-педагогическая коррекция профессионально значимых качеств умений и навыков педагога, и их совершенствование, а так же психопрофилактическая работа по снятию эмоционального напряжения у воспитателей и других сотрудников ДОУ. В профессиональную переподготовку воспитателей необходимо включить курсы по неврологическим и психо-физиологическим особенностям детей с ОВЗ, основам специальной педагогики и психологии, а также специальные методики. Психологическая подготовка сотрудников инклюзированного ДОУ может включать: - развитие у педагогов устойчивой мотивации к самосовершенствованию, углубление профессионального самосознания, через специальные игры и упражнения, повышение профессиональной самооценки педагогов. - ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня эмоциональных состояний и их применение на практике. Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, спо-собность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации воспитательно-образовательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Не каждый педагог, работающий в общеобразовательном учреждении с нормально развивающимися детьми, способен к работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Общие психолого-педагогическиерекомендации при работе с детьми с ОВЗ:  Принимать ребенка таким, какой он есть, отмечать его сильные стороны  Как можно чаще общаться с ребенком  Использовать упражнения на релаксацию  Не сравнивать ребенка с окружающими  Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее  Способствовать повышению его самооценки, но при похвале, ребенок должен знать, за что его похвалили  Обращаться к ребенку по имени  Не предъявлять ребенку повышенных требований  Стараться делать замечания как можно реже  Оставаться спокойным в любой ситуации Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др. Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья - готовность к оказанию помощи. Это интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке для оптимиза-ции педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать. Для создания полноценной воспитательно-образовательной среды в ДОУ необходимо полноценное, всестороннее взаимодействие воспитателей, коррекционных педагогов, медицинского персонала и администрации детского сада. Педагогический эффект в решении образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач в значительной мере зависит от слаженной работы специалистов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. В инклюзированных группах для детей с ОВЗ совместная деятельность всех работников ДОУ строится на основе дополнения и углубления влияния каждого из них. Эффективными являются следующие формы взаимодействия: - взаимообмен данными диагностики, для выбора оптимальных путей, форм и методов работы с детьми; - координированное планирование деятельности педагогов и специалистов, в связи с проблемами в освоении индивидуальных маршрутов детей с ОВЗ; - периодические лекции и семинары специалистов по вопросам психофизиологических особенностей детей, определения и осуществления коррекционного маршрута детьми с особыми образовательными потребностями; - подготовка печатного материала (стендов, брошюр, тематических папок), в котором в доступной для воспитателей форме будут освещены проблемные зоны воспитания и обучения детей с ОВЗ; - ведение тетрадей взаимодействия участников образовательного процесса в инклюзированном ДОУ; - выполнение воспитателем индивидуальных заданий педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога, - взаимопосещение занятий, для корректировки наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми. Важным условием при организации работы в группах комбинирующей направленности является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических требований: - разработка и введение адаптированной программы для детей с ОВЗ. - обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами; педагоги учат детей в группе с заботой относиться к детям, вовлечение их в совместную деятельность, игры и т.п. - широкое использование на занятиях с детьми игровых приѐмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата. Необходимо подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом. - построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются; - установление продолжительности занятия в зависимости от степени сложности его содержания и от состояния ребенка в данный день; - тесное сотрудничество с родителями, проведение целенаправленной и систематизированной работы с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у ―особых‖. Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательно-образовательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Для успешного осуществления инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями нужны изменения самой системы образования. Исходя из принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни. Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. В данный момент, при внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, инклюзия в детских садах становится более доступной и реальной. Мы отходим от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребѐнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всѐ это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности. Источники информации: 1.Афонькина Ю.А. Закономерности развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. 2.Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45. 3.Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 4.Кутепова Е. Н., Россия, г. Москва, ИПИО МГППУ, Черненкова Ж. Н. ЮЗАО ДО г.Москвы, ИПИО МГППУ Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международнойнаучно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013 5.Маркова Л. С. Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005 6.Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. – № 1. – С. 42-54. 7.Ус О. А., Правилина А. А. Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 29. – С. 111–114. – URL: 8.Яковлева И.М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.