Публикации «Путешествие в далекое и близкое»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Путешествие в далекое и близкое»
Автор: Журавлева Ольга Викторовна

Администрация Рассказовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю Рассмотрена на заседании экспертного
Директор школы ____________/И.А. Бузанов/ совета и рекомендована к утверждению
Приказ № от сентября 2015г. (протокол № ____ от сентября 2015 г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВО 2 КЛАССЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ В ДАЛЕКОЕ И БЛИЗКОЕ
НА 2015- 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
срок реализации: 1 год
составитель:
Журавлева Ольга Викторовна
учитель начальных классов
Никольского филиала
имени Героя Советского Союза З.А.Космодемьянской
2015г.
Содержание
1.Пояснительная записка
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
3. Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий
4. Содержание программы
5.Тематический план
6. Содержание тем курса
7. Календарно-тематическое планирование
8. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
5.Список литературы
Пояснительная записка.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа".
Программа направлена на реализацию цели: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Соответствие целям и задачам основной образовательной программы, Законом Российской Федерации Об образовании (ст. 9, п. 1) установлено, что основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-приказ МОРФ № 373 от 06.10.2009г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- приказ МОРФ № 1241 от 26.11.2010г. О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009г.
- приказ МОРФ № 2357 от 22.09.2011г. О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009г.
- приказ МОРФ № 1897 от 17.12.2010г. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Рекомендации Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).
Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий.
Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна более двух академических часов в помещении и четырех часов на местности.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).
Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей ; наблюдения;
• экскурсий по селу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей; .
Принципы программы:
​ Включение учащихся в активную деятельность.
​ Доступность и наглядность.
​ Связь теории с практикой.
​ Учёт возрастных особенностей.
​ Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
​ Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
​ конкретное планирование деятельности,
​ кадровое обеспечение программы,
​ методическое обеспечение программы,
​ педагогические условия,
​ материально-техническое обеспечение.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
- Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
- Участие в социальных акциях;
- Отчеты по экскурсиям, практическим работам;
- Защита проектов.
Содержание программы внеурочной деятельности "Путешествие в далекое и близкое соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 2 классов.
Содержание программы рассчитано на занятия с обучающимися 2 класса образовательной школы (34 часа, с сентября по май включительно), проявляющих интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Занятия проводятся во второй половине дня.
Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса. Руководитель данного курса является также участником основного образовательного процесса. Учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта в рамках УМК Перспектива . Вариативная же часть должна обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Организация занятий по направлениям раздела Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю, как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Использование краеведения помогает обучающимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Предметные результаты: умение применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
​ Традиции школы.
​ Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
​ Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.
​ Месторасположение школы (сельская местность).
Связь содержания программы с учебными предметами.
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией.
Учебная деятельность
Внеурочная деятельность
Литературное чтение(анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык– раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир(связь человека и мира, правила поведения в отношениях человек –человек и человек – природа и т.д.).
Духовно-нравственная культура народов России (добро и зло, мораль и нравственность, долг и совесть, милосердие и справедливость и т.д.).
– экскурсии,
–беседы;
– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;
Окружающий мир,
– современная Россия – люди и государство, наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого, права и обязанности граждан, демократия, общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка.
Литературное чтение– сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
–классный час: “Дедушкины ордена и медали”. Творческая работа Расскажи о своем герое;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
– экскурсии и путешествия
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;.
Технология– роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир– знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы .
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений.
- изготовление подарков,;
- клуб интересных встреч;
- мини проекты
Окружающий мир взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение– опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п
– экскурсии в школьный и краеведческий музей, парк;
-экскурсии по улицам села;
- заочные путешествия;
- беседы о природе родного края
Изобразительное искусство и Музыка– приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение– приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
- конкурсы рисунков;
- фотовыставки
Тематический план
Тема
Количество часов
всего часов
теория
практика
экскурсии
массовые мероприятия
1. Введение
1
-
-
-
1
2.Род и родословная
1
2
-
-
3
3.Дом, в котором я живу
1
1
-
-
2
4. Моя улица
-
-
1
-
1
5. Наша школа
-
1
1
-
2
6. Почему мое село так называется?
1
1
1
-
3
7. Мир живой природы родного края
2
3
1
-
6
8. Народный календарь
1
1
-
-
2
9. Что дает наш край стране?
-
1
1
-
2
10. Наш край богат талантами
1
-
1
1
3
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны
1
1
1
1
4
12. Герб и флаг района
1
1
-
-
2
13. Красная книга родного края.
1
1
1
-
3
Итого
11
13
8
2
34
Содержание тем курса
Тема 1: Введение (1ч)
История изучения края. Форма проведения: заочная экскурсия в краеведческий музей г.Рассказово.
Тема 2:“ Род и родословная ”.(3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - Старая фотография рассказала…
-Моя родословная - нарисовать родословное древо. Праздник Моя родословная
Тема 3: “Дом, в котором я живу ”.(2 ч )
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 4: “Моя улица”.(1 ч)
Урок-экскурсия по улицам села Никольское. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, памятные места.
Тема 5:“Наша школа”. (2 ч)
- Моя школа: уголок Ее имя носит наша школа, с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа.
Тема 6: “ Почему мое село так называется? ”.(3 ч)
1. Экскурсия по селу. Изучение истории села, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа Загадочный мир названий
Происхождение и объяснение наиболее значимых названий . Легенды и предания.
3. Знакомство с историческими объектами села, геологическим памятником позднемеловой эпохи, памятником погибшим воинам - землякам в годы ВОВ.
Тема 7: “Мир живой природы нашего края”.(6 ч)
1.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного края.
Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. Исследовательский проект Большой Ломовис – река нашей местности
2. Памятники природы села, района.
3. Климат
Климатическая область расположения села; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов.
Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Практические работы:
Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего села; анализ
по данным календаря погоды;
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) – операция “Чистый двор”.
Тема 8: “ Народный календарь”.(2ч)
Изучение быта и культуры наших предков ,связанный со сменой сезонов. Происходит знакомство с месяцесловом (народным календарем) узнаем старинные названия месяцев, работы, которые проводились в разные дни каждого месяца. Составляем перечень примет погоды ,знакомятся с обрядами и обычаями. Изучаем календарные праздники.
Тема 9:“Что дает наш край стране”.(2 ч)
1. Знакомство с сельским хозяйством села, его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Тема 10:“Наш край богат талантами”.(3 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в районный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч)
Форма занятия: беседа, экскурсия.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа Расскажи о своем герое. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия к местам боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
5. Концерты и подарки для ветеранов войны.
Тема 12: “Герб и флаг района”.(2 ч)
Лекция по геральдике.
Творческая работа по созданию символа (герба) своего села.
Форма занятия : урок – лекция, практическая работа.
Тема 13:“Красная книга родного края”.(3 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.
Календарно-тематическое планирование
Тема
Всего часов
Дата по плану
Дата фактически
Введение
1
06.09
Род и родословная
3
13.09, 20.09, 27.09
Дом, в котором я живу
2
04.10, 11.10
Моя улица
1
18.10
Наша школа
2
25.10, 08.11
Почему мое село так называется?
3
15.11, 22.11, 29.11
Мир живой природы нашего края
6
06.12, 13.12, 20.12, 27.12, 12.01, 19.01
Народный календарь
2
26.01, 02.02
Что дает наш край стране
2
09.02, 16.02
Наш край богат талантами
3
16.03, 30.03, 06.04
Наш край в годы Великой Отечественной войны
4
13.04, 20.04, 27.04, 04.05
Герб и флаг района
2
11.05, 18.05
Красная книга родного края
3
23.05, 27.05, 31.05
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
К концу года обучения обучающиеся должны:
А) знать: замечательные странички истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места села; название храма села; дату основания села, района; основные улицы села, районного центра; памятные и исторические места; герб и флаг района; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах; видовое многообразие растительного и животного мира родного края.
Б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
Ожидаемые результаты обучения:
1. Возрастет интерес к истории, краеведению.
2. Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;
3. Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
4. Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:
- Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Информационные ресурсы
Список литературы
1. Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //
5.Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
6. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с
8. Яновская, М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование – 2005 - №7 – с. 166 – 169. Сценарии Православных праздников. 4.2. Сост. Соколов А.В. – М.: Шк. пресса. 2004.- 80 с.
9. Славные имена земли липецкой : биографический справочник об известных писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства / ЛОДБ ; авт.-сост. А. И. Тамбовская. - : Де-факто, 2007. - 448 с. : ил.
10.Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – М.: Просвещение, 2008. – 144 с.
11.Черников А.А. Город Рассказово и окрестности. От возникновения – до наших дней. – М.: ТРАНСИЗДАТ, - Платоновские вести, 2004. – 176 с.
12.Историческое краеведение: история Тамбовского края, Учебное пособие для учащихся 7 – 9 классов. – Тамбов: ООО Издательство Юлис, 2007. – 304 с.
13.Тамбовская область. Визитная карточка / Информационно - издательский центр ФЛИНТ, Тамбов: Пролетарский светоч, 2007. – 24 с.
Интернет ресурсы
›primetaglav.php - календарь народных примет о погоде
-литература по геральдике
- информационно-справочный портал