Публикации Урок по биологии в 8 классе на тему: « Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника.»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по биологии в 8 классе на тему: « Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника.»
Автор: Новохатских Нина Борисовна

Урок по биологии в 8 классе.
Тема: Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника.
Цель: выяснить механизм всасывания питательных веществ и функции толстого кишечника, рассмотреть роль печени в пищеварении.
Задачи: способствовать
осознанию
механизма всасывания веществ в кровь, - вредного влияния курения, алкоголя,
•формированию
- представлений о строении органов пищеварения, выполняемых ими функций
- о роли ферментов в пищеварении
выявлению и пониманию
- причинно-следственных связей между строением и функциями органов пищеварительной системы
совершенствованию
- навыков самостоятельного учебного труда
- проведения самонаблюдений.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Методы обучения:
Информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР-анимация Процессы, происходящие в тонком кишечнике
таблица Строение пищеварительной системы, рельефная таблица Строение ворсинки кишечника.
Предметные результаты обучения:
-описывать механизм всасывания питательных веществ в кишечнике, перечислить функции толстого кишечника;
-знать значение печени для организма человека.
Метапредметные результаты обучения:
-познавательные- ориентироваться в текстах, выделять и структурировать основную и второстепенную информацию, использовать различные источники информации, включая электронные;
-регулятивные- контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
-коммуникативные- полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.
Личностные результаты обучения:
-проявлять познавательный интерес;
-Понимать важность знаний об аппендиците и перитоните как неотложных состояниях, представляющих угрозу для жизни и здоровья человека.
Ход урока.
Актуализация знаний.
-Как пищевой комок попадает в желудок? Показать пищевод и желудок на таблице и торсе человека.
Работа с карточкой. №1
Озвучивание.
Что такое фермент? Какие ферменты вы знаете?
Будет ли работать пепсин , если соляную кислоту желудочного сока нейтрализовать щелочью?
Как пища попадает в двенадцатиперстную кишку? Продукты каких пищеварительных желез поступают в 12-ти перстную кишку?
Каковы функции желчи, выделяемой печенью?
Каково значение кишечной палочки?
Сравните процессы пищеварения, проходящие в ротовой полости, желудке и тонком кишечнике. Заполните таблицу и проанализируйте ее. (карточка №2)
Целеполагание.
-Какая система нашего организма транспортирует пит. вещества?
-Как питательные вещества из пищеварительной системы могут попасть в кровеносную? (путем всасывания)
-Где происходит всасывание? (в кишечнике)
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
О всасывании питательных веществ в тонком кишечнике.
- А еще мы с вами узнаем о функциях самой крупной железы нашего организма и признаках аппендицита.
Запись темы урока.
Изучение нового материала.
Всасывание питательных веществ в кровь.
А) Показать тонкую кишку, как называется начальный отдел тонкого кишечника (12-перстная кишка) Что в ней происходит?
1) Тонкий кишечник.
Тонкий кишечник является центральным отделом пищеварительной системы, состоит из гладкой мускулатуры и выстлан слизистым эпителием. Здесь заканчивается процесс пищеварения, и продукты расщепления интенсивно всасываются в кровь. Этому способствуют приспособления тонкого кишечника, которые с одной стороны должны замедлять продвижения пищевых масс по этому отделу (для лучшего пищеварения), с другой – увеличивать поверхность слизистой оболочки тонкой кишки, участвующей в пищеварении всасывании продуктов расщепления.
- Предположите, какие приспособления или особенности строении тонкого кишечника могут способствовать увеличению площади поверхности? В этом вам может помочь рис.98. (Слизистая оболочка тонкого кишечника образует складки покрытые ворсинками)
Подчеркните определения кишечные ворсинки, перистальтика, всасывание в тексте (карточка №3)
-Прочитайте, что такое ворсинки кишечника.
Работа с рельефной таблицей Строение кишечной ворсинки
-Как вы думаете, чему способствует ворсистая поверхность тонкого кишечника? (показ опыта с двумя полотенцами махровым и обычным. Намочить два одинаковы по размеру полотенца и выжать в емкости. Сравнить уровень воды в одном сосуде и в другом. Сделать вывод.)
Вернемся к рисунку.
-Почему возможно всасывание питательных веществ в кишечных ворсинках?
ЦОР-анимация Процессы, происходящие в тонком кишечнике
(Работа с карточкой №4)
Барьерная роль печени.
В организме печка есть.
На нее не сесть, не лечь.,
Не испечь в ней каравай,
Что за орган - отгадай!
Это орган конечно печень. Название органа произошло от русских слов печь, печет. Печень обладает наибольшей температурой из всех органов нашего тела. Определяя своеобразные болевые ощущения в правом подреберье, люди вместо болит говорят печет. Значение печени в организме оценивалось столь велико, что древние анатомы называли ее царицей тела.
Где расположена печень? Покажите на плакате, на торсе человека.
Печень – самая крупная железа в организме: имеет массу 1,5-2 кг, что составляет 1/40 всей массы тела.
большая часть печени находится в правом подреберье, меньшая заходит на левую сторону полости брюшины. Печень прилегает к диафрагме) Желчь выделяется непрерывно (до 1,2 л в сутки), но в интервалах между периодами кишечного пищеварения направляется не в кишечник, а через пузырный проток, отходящий от печеночного протока, в желчный пузырь.);
Кровеносные сосуды от кишечника и желудка попадают в воротную вену, она несет кровь в печень. рис 100 учебника.
Работа с карточкой Печень и ее роль в организме. по учебнику. (№5)
Печень – называют химической лабораторией, продовольственным складом, диспетчером организма.
Что лежит в основе таких образных выражений?
Какой отдел пищеварительного тракта начинается после тонкого кишечника?
Строение начального отдела толстого кишечника.
.рис. 101
Найдите в рассказе толстый кишечник, что является главной функцией толстого кишечника.
функции толстого кишечника: всасывание воды, расщепление клетчатки симбиотическими бактериями (в основном кишечной палочкой), ядовитые вещества, образующиеся в процессе пищеварения всасываются в кровь, поступают в печень через кровь, где обезвреживаются; образование каловых масс и их выведение, синтез витаминов К и В12
4) Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.
-Ребята, у кого удалили аппендикс? Что с ним случилось? А что бы могло случиться, если бы его не удалили вовремя? (перитонит)
-Какие симптомы были у тебя?
-Как вы думаете, что нужно делать и чего нельзя делать при подозрении на аппендицит? (формулируют )
Рефлексия.
Утверждения на слайдах. да-нет
( Учащиеся записывают номера верных суждений в тетрадь)
1.Печень расположена слева, в верхней части брюшной полости.
2.Всасывание питательных веществ у человека и млекопитающих животных происходит наиболее интенсивно в ворсинках тонкого кишечника.
3. Барьерная роль печени состоит в том, что в ней образуется желчь.
4. Кишечные ворсинки тонкой кишки не пропускают микроорганизмы из кишечника в кровь, обеспечивают всасывание питательных веществ в кровь и лимфу.
5.Пища из тонкой кишки попадает в прямую кишку.
6. Липаза –это фермент поджелудочной железы, который расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот.
7. Самая крупная железа нашего тела – печень.
8. Протоки поджелудочной железы и желчного пузыря впадают в толстую кишку.
9. При подозрении на аппендицит нельзя пить обезболивающие таблетки.
Проверка работы в паре.
Верные утверждения: 2,4,6,7,9.
Вставьте пропущенные слова.
1.Самый длинный отдел пищеварительного канала (тонкая кишка)
2.Всасывание питательных веществ происходит через стенки (тонкой кишки)
3. Микроскопические выросты на стенках тонкой кишки (ворсинки)
4. Толстая кишка образует мешкообразное выпячивание (слепую кишку), от которой отходит червеобразный отросток- (аппендикс)
5.Самая крупная железа тела (весит 1,5-2 кг) имеет темно-бурый цвет (ожидаемый ответ: печень). Что это?
6. Горькая слабощелочная прозрачная жидкость желтоватого или зеленовато-бурого цвета – окраску придают пигменты, образующиеся при расщеплении гемоглобина. О чем речь? (ожидаемый ответ – желчь, которая поступает в двенадцатиперстную кишку и участвует в переваривании жиров)
Постановка проблемы: у человека больная печень. Врач предлагает больному придерживаться безжировой диеты. Почему?
Задание на дом
П..33, знать термины, задание3 после п.33 письменно.
Итоги урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Могут ли эти знания пригодиться в жизни?
Приложение к уроку.
Карточка №1
Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под----------------
Слева. Его внутренняя стенка состоит из------------
Ткани. В ней находятся железы, выделяющие: 1)----------,
Предохраняющую стенки желудка от разрушения, 2)-------------,
Создающую необходимую среду для работы фермента и уничтожающую микробов, 3) фермент---------------------, расщепляющий белки. Средняя стенка желудка состоит из----------------.
Наружная стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится
Если в желудок попала недоброкачественная пища, начинается--------------
Искусственно ее можно вызвать раздражением-------------------------------
Карточка №2.
Заполните таблицу, указав знаками + и - , какие питательные вещества под действием каких пищеварительных соков расщепляются в пищеварительной системе, а также химическую среду, которая необходима для работы ферментов каждого из этих пищеварительных соков.
Сок слюнных желез
Желудочный сок
Сок поджелудочной железы
Сок желез тонкого кишечника
Углеводы
Белки
Жиры
Химическая среда
Карточка №3.
- Это кишечные ворсинки – тонкие выступы слизистой кишки длиной около 1мм. Внутренняя поверхность кишечника имеет площадь 0,65 м2, наличие ворсинок увеличивает площадь кишечника до 4-5 м2(что в 2-3 раза больше поверхности всего тела). Поверхность кишечника выстлана слизистым эпителием. Поверхность ворсинок покрыта однослойным цилиндрическим эпителием. Длина ворсинок колеблется от 1 до 1,5 мм. В толще ворсинки имеются мышечные клетки, поэтому ворсинки могут функционировать подобно насосу, способствуя выделению соков из желез и всасыванию продуктов расщепления пищи. В ворсинку входят нервы, кровеносные и лимфатические сосуды. Белки и углеводы, расщепленные действием кишечного сока, всасываются в кровеносные капилляры, а продукты расщепления жиров – в лимфатические. Кроме того, лучшему перемешиванию и передвижению по кишечнику пищевых масс способствует – перистальтика - волнообразное сокращение стенок пищеварительного тракта, обеспечивающее передвижение содержимого в одном направлении. Скорость сокращений 1-2 см/с. Всасывание – перенос веществ, образующихся в процессе пищеварения, через слизистую ЖКТ и поступление их в кровеносные и лимфатические системы. Действие ворсинок как всасывающего аппарата напоминает работу насоса. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту. В кровь всасываются вода и растворенные в ней соли, аминокислоты и продукты расщепления углеводов. Продукты расщепления жиров – глицерин и жирные кислоты всасываются в лимфу. Всасывание происходит не только в кишечнике, но и в других отделах ЖКТ: часть лекарств и воды – ротовой полости; в желудке – алкоголь, вода, соли. Но наиболее интенсивно всасывание происходит в нижнем отделе тонкого кишечника.
Карточка №4
Прочитайте статью Всасывание (п.33). Впишите в текст пропущенные слова: кровеносные, жиры, лимфатические, аминокислоты, жирные кислоты, глюкоза, глицерин, ворсинки.
В отличие от продуктов расщепления углеводов и белков (а именно----------------------и------------------------ соответственно), которые в----------------, тонкого кишечника непосредственно поступают в------------------- сосуды, продукты расщепления жиров (а именно----------------------- и----------------------) сначала поглощаются эпителием---------------,
Где превращаются в----------------------, свойственные данному организму. И уже эти готовые----------------------- поступают не в -----------------------, а в ------------------------ сосуды.
Карточка №5
Прочитайте статью Печень и ее роль в организме (п.33)
Опишите кратко, что происходит в печени:
С избытком глюкозы------------------------------------------------;
С аминокислотами-------------------------------------------------------;
С солями аммония;----------------------------------------------------------;
С отслужившими эритроцитами-----------------------------------------;
С вредными веществами, попавшими в кровь из пищеварительной системы,-------------------