Публикации «Эксперименты на кухне» «Я не волшебник, я только учусь».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Эксперименты на кухне» «Я не волшебник, я только учусь».
Автор: Белянская Любовь Сергеевна

Мастер - класс для воспитателей д/с «Эксперименты на кухне «Я не волшебник, я только учусь». Описание: Данный материал будет интересен воспитателям, родителям. Может быть использован, как совместная деятельность детей и родителей, а так же, как активная форма проведения родительского собрания. Цель: Формирование познавательного интереса к окружающему миру путём организации совместной экспериментальной деятельности детей и родителей.Задачи:Обучающие: 1. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с воздухом, водой, бумагой, магнитом, сахаром, солью и т. д. 2. Показать, как можно использовать элементы экспериментальной деятельности дома. 3. Обогащать и активизировать запас бытового словаря, учить самостоятельно рассуждать.Развивающие:1. Развивать психические процессы (ощущение, внимание, память, мышление, воображение). 5) Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретённым опытом.Воспитательные:1. Закреплять навыки коллективной работы, умение работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.2. Вызвать у родителей интерес к совместной исследовательской работе с детьми. 3. Укреплять взаимоотношения детей и родителей через совместную экспериментальную деятельность.Планируемый результат:Проявление у детей и родителей любознательности и интереса к совместной исследовательской деятельности и экспериментированию.Умение самостоятельно анализировать и находить решение в проблемной ситуации, умение рассуждать. Умение дружно работать в коллективе.Наглядный и раздаточный материал:Подносы, стаканы или кружки с водой, листы рисовальной или чертёжной бумаги, салфетки, бумажные полотенца, ёмкости с водой, емкости для воды, воздушные шарики, блюдца, маркеры, пищевые красители, скотч, клеёнки, мыльные пузыри, жидкость для мытья посуды, кусочки мыла, бумажные водолазы, ложки. Ход:Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Детей обычно интересует, откуда всё берётся. Взрослых – куда всё девается. Опыты - как раз та область знания, где можно получить ответы на оба эти вопроса. Исследование и эксперименты всегда были и остаются самым таинственным и завораживающим видом деятельности. Мы сегодня вместе с вами в форме сказки покажем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Мы предлагаем вам сегодня погрузиться в мир неизведанного. А поможет нам в этом сказка.Один очень важный совет:  не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы« открытие» сделал сам.Приглашаю Вас в сказку-действие. А сказка эта… «Теремок»Ехал мужик с горшками и потерял один. Прилетела Муха-горюха и спрашивает:— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?Видит — никого нет. Она залетела в горшок и стала там жить-поживать.Прилетел Комар-пискун и спрашивает:— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?— Я, Муха-горюха. А ты кто?— Я Комар-пискун. Пусти меня к себе жить.- Пущу. Если ты выполнишь мою просьбу. Очень я люблю играть на музыкальных инструментах, а здесь я нашла только пустые стаканы. Что мне делать? Как научиться извлекать из них разные звуки?Опыт: «Музыкальные стаканы»Задача: Узнать, как получаются звуки разной частоты.Материалы:  4 -5 одинаковых стеклянных стаканов, вода, ложка, карандаш.Действия: Постучите по пустому стеклянному стакану ложкой или карандашом. Прислушайтесь к звуку.Как можно изменить звук?Налейте воды.Постучите по стакану с водой. Прислушайтесь.Изменился ли звук? Почему? Налить воду в стаканы разного количества. Теперь ударяйте по стаканам в любом порядке.  Предложить сыграть мелодию. Вывод: Чем больше воды, тем ниже будет высота звука. Это потому, что звуковые вибрации, слышимые нами, происходят из определенного стакана, и при добавлении воды она приобретает большую массу для вибрации. Чем меньше воды, значит в ней меньше вес, который вибрирует, и звук выше. — Спасибо! Ступай ко мне жить.Вот они стали жить вдвоем.Прибежала Мышка - погрызуха и спрашивает:— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?— Я, Муха-горюха.— Я, Комар-пискун. А ты кто?— Я, Мышка-погрызуха. Пустите меня к себе жить. - А что ты умеешь делать?- Я могу без клея склеить два листа бумаги.Опыт: «Можно ли склеить бумагу водой?».Задача: Показать, что вода обладает «склеивающим» действием.Материалы: Два листа бумаги, ёмкость с водой.Действия: Возьмите два листа бумаги приложите их один к другому.Попробуйте их сдвинуть так: один в одну сторону, а другой в другую сторону.Смочите листы водой.Приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга, как в предыдущем опыте.Что получилось?Вывод:Вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.— Хорошо. Ступай к нам жить.Стали жить они втроем.Прискакала Лягушка-квакушка и спрашивает:— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?— Я, Муха-горюха.— Я, Комар-пискун.— Я Мышка-погрызуха. А ты кто?— Я, Лягушка-квакушка. А очень чистоту люблю и знаю много фокусов с мылом. Хотите, покажу? Опыт: «Волшебное мыло».Задача: Поднять блюдце при помощи мыла.Материалы: Фарфоровое блюдце, вода, мыло.Действия: Ополосните фарфоровое блюдце водой и поставьте на стол.Возьмите кусок мыла.Положите кусок мыла на дно блюдца и прижмите, а затем поднимите мыло, не сдвигая его.Вместе с мылом будет подниматься и блюдце.Вывод: мыло и вода обладают склеивающим свойством.— Ступай к нам жить.Стали они жить вчетвером.Бежит Зайчик и спрашивает:— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?— Я, Муха-горюха.— Я, Комар-пискун.- Я, Мышка-погрызуха.- Я, Лягушка-квакушка. А ты кто?- Я Заюнок-кривоног, по горке скок.- Что ты умеешь делать?- А я могу спрятать вас в воде, да так, что вы не промокните.Опыт: «Водолаз».Задача: Показать, что воздух есть везде. Воздух легче воды.Материалы: Ёмкость с водой, пластиковый стакан, бумажные фигурки водолазов, скотч.Действия: Прикрепите скотчем ко дну пластикового стакана бумажную фигурку водолаза.Перевернув вверх дном стакан, опустите на дно ёмкости с водой, держа его прямо.Заполнила ли вода стакан?Достаньте стакан и посмотрите, промок ли водолаз. Вывод:Так получается, потому что стакан заполнен воздухом. Вода не может вытеснить воздух, поэтому «водолаз» остаётся сухим. Что произойдёт, если наклонить стакан? /водолаз намокнет/- Ступай к нам жить.Стали они жить впятером.Бежала мимо Лиса и спрашивает:- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?- Я, Муха-горюха.-Я, Комар-пискун.- Я, Мышка-погрызуха,.-Я, Лягушка-квакушка.- Я, Заюнок-кривоног, по горке скок. А ты кто?-Я, Лиса — при беседе краса. Пустите меня к себе жить. - А что ты умеешь?Опыт: «Статическое электричество».Задача: Получить статическое электричество.Материалы: Воздушные шарики, рукавички шерстяные, бумага.Действия: Разорвите бумагу на мелкие кусочки.Положите их на стол.Надуйте воздушный шарик и завяжите конец.Потрите шарик о рукавички.Подержите шарик над кусочками бумаги.Что происходит?Вывод: Когда предметы длительное время и с силой соприкасаются друг с другом, появляются малые заряды статического электричества – они притягивают предметы. — Ступай к нам жить.Стали они жить вшестером.Прибежал Волк:— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?— Я, Муха-горюха.— Я, Комар-пискун.— Я, Мышка-погрызуха,.— Я, Лягушка-квакушка.— Я, Заюнок-кривоног, по горке скок.— Я, Лиса — при беседе краса. А ты кто?— Я, Волк-волчище — из-за куста хватыш. Пустите меня к себе жить.- А что ты умеешь делать?Опыт: «Волшебные цветы».Задача: Показать, как распускается прекрасный цветок - кувшинка в воде. Материалы:  Таз с водой, бумажные цветы - кувшинки, карандаши.Действия:  При помощи карандаша закрутить лепестки к центру. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Вывод:  Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.-Ступай к нам жить.Вот живут они семеро все вместе — и горя мало.Пришел Медведь и стучится:-Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?- Я, Муха-горюха. - Я, Комар-пискун. -Я, Мышка-погрызуха. - Я, Лягушка-квакушка.- Я, Заюнок-кривоног, по горке скок. -Я, Лиса — при беседе краса. - Я, Волк-волчище — из-за куста хватыш. А ты кто? -Я Медведь - пригнетыш. Пустите меня к себе жить. Я научу вас рисовать мыльными пузырями.Опыт: «Мыльные пузыри».Материалы: Пластиковые стаканчики, палочки для коктейля, вода, моющее средство, краски, бумага, карандаши или фломастеры.Действия: Налейте в стаканчик немного воды, добавьте краску и размешайте.Далее, добавьте в воду моющего средства.Опустите палочку для коктейля в стакан и подуйте. Что происходит?Приложите лист бумаги к стакану и аккуратно прижмите.Что получилось?Сделайте ещё несколько отпечатков.Дорисуйте фломастерами.То, что получилось, очень понравилось всем. Пристроили они и для медведя жильё и стали дружно жить, да весь мир удивлять.Вот и сказке конец, а кто с нами был – МОЛОДЕЦ!Дорогие родители! Совместная исследовательская деятельность будет вдвойне полезней, если вы будете соблюдать некоторые правила:• Не прерывайте размышлений ребёнка.• Не воспитывайте интеллектуального иждивенца (не лишайте ребёнка возможности самому найти ответ).• Поддерживайте познавательный процесс у ребёнка (чаще задавайте вопрос: « А ты сам как думаешь?»).