Публикации
«Проведение креативных занятий личностно - ориентированного типа»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проведение креативных занятий личностно - ориентированного типа»
Автор: Загоскина Ольга Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проведение креативных занятий личностно - ориентированного типа»
Автор: Загоскина Ольга Александровна
Семинар-практикум:
Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации.
Технологии ТРИЗ.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. (В. А. Сухомлинский)
Цель семинара-практикума: познакомить педагогических работников стехнологией развивающего обучения детей, сприемами активизации творческого мышления учащихся.
Задачи:
– систематизировать теоретические и практические знания и умения о современных моделях технологий дополнительного образования;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования. Технологии ТРИЗ.
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран;
–презентация Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации;
– карточки для игры
–необходимые материалы и оборудование для проведения мастер-класса Тканевая скульптура.
План проведения семинара:
Приветствие.
Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
II Теоретическая часть:
а) Доклад Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации. Технологии ТРИЗ;
б) Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей обучающихся.
Практическая часть
1.Методы и приемы ТРИЗ, применяемые на занятиях по изобразительному и декоративно – прикладному творчеству. Монотипия.
Мастер - класс Деформация ткани. Тканевая скульптура.
Открытое занятие Волшебные снежинки.
Итоги. Рефлексия.
Ход семинара практикума:
1.Приветствие.
Постановка целей и задач семинара. Сообщение плана работы семинара.
II. Теоретическая часть
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Целью нашей сегодняшней встречи является погружение в основы технологии, которую много лет успешно используется в практике. Только тот педагог, который владеет если не самой технологией, то хотя бы теоретическими основами её и некоторыми приемами, знает, что это такое, что формирует эта технология. Способен в нужное время и в нужном месте в процессе воспитания и обучения детей правильно применить те или иные приемы, методы, и получить хороший результат. То есть педагогические технологии - это инструменты, с помощью которых педагог осуществляет процесс воспитания и образования детей. Скажите, пожалуйста, способен ли хирург без хирургических инструментов провести операцию? Парикмахер без ножниц сделать стрижку? И.т.д. становится совершенно ясно, что педагог дополнительного образования тоже должен быть вооружен специальным инструментарием. Это наши образовательные и диагностические методики, учебный план и конечно же технологии, которые позволяют формировать у детей определенные знания и компетенции. Еще раз вернемся к понятию
Компетентность - это усвоенный ребенком в процессе обучения способ действия (знаю, умею и применяю на практике).
А какие технологии выбрать? Наверное те, которые формируют у детей качества, необходимые человеку будущего. И тогда вопрос стоит об инновационных технологиях, именно они являются основой инновационного образования.
Что такое инновационное образование?
Обратимся к определению
Инновационное образование - модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе избранной образовательной траектории и области профессиональной деятельности.
Особенности инновационного образования:
обучение предвидению (развитие воображения, умение разрешать противоречия, эффективно действовать в критических ситуациях);
включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений.
И мы с вами уже осваиваем технологию проектирования, игровые технологии. Пусть на начальном этапе, но мы знаем, что это такое. Сегодня предлагаем начать свой путь в изучении еще одной - Технология ТРИЗ - педагогики одна из наиболее перспективных развивающих технологий. Основоположник Теории Решения Изобретательских Задач ( ТРИЗ) – российский ученый - практик, писатель- фантаст, педагог Генрих Саулович Альтшуллер. Давайте обратимся к исторической справке. Как же получила распространение эта теория,
В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В 1989 году была образована международная Ассоциация ТРИЗ. Тогда же на рынке впервые появился программный продукт "Изобретающая Машина", который базируется на некоторых ТРИЗ-технологиях и помогает инженерам решать технические проблемы. За два года в СССР было продано более 1000 копий "Изобретающих Машин".
В 1995-1997 годах этот программный продукт, переведенный на английский язык, приобрели такие известные фирмы, как "Форд", "Катерпиллер", "Проктор энд Гэмбэл", IBM, а "Моторола" заключила контракт на поставку 1000 копий системы. Подписан контракт о переводе "Изобретающей машины" на японский язык.
Сегодняуслугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры. Известная южнокорейская фирма LG приглашает специалистов по ТРИЗ из бывшего СССР.
Более десяти лет накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления у детей разного возраста.
В сети Internet стремительно разрастается количество рекламно-информационных материалов о ТРИЗ и американских специалистах, которые вырастают, как грибы, изучая ТРИЗ-технологии по тем материалам, которые переводятся на английский язык.
ТРИЗ-технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей.
Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гуманитарные области: искусство, менеджмент, рекламу, педагогику.
Поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности (определение В. Ротенберга 2001)
Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция в будущем, когда при каждом столкновении с трудностями человек не будет стремиться искать пути решения, а капитулирует. Вот почему важно не упустить момент, поддержать интерес ребенка, укрепить веру ребенка в свои возможности уже на этом этапе жизни. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на интересующие его вопросы, ему помогают взрослые. Задача родителя, педагога - таким образом организовать процесс познания, чтобы он был полон живости, притягательности.
Таким образом, технология ТРИЗ:
Хорошо соотносится с природой ребенка и важно не упустить не упустить момент, когда познавательный интерес высок.
Это хороший инструмент для развития всех необходимых качеств у ребенка.
В чем же состоит сущность ТРИЗ?
ТРИЗ основывается на знании законов развития систем. Т.е любой объект сушествует не просто сам по себе, а находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями (в определенной системе взаимодействия) и эта система находится в постоянном развитии.
Использование рационально организованной информации. ( Не всю информацию вываливать на ребенка, а с помощью определенных методов, приемов, в определенной последовательности, в зависимости от той цели, которую вы ставите перед ребенком)
Управление мышлением в процессе решения задачи. (Педагог не просто тренирует мышление ( думай, думай) и не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели.)
Методов активизации мышления и развития творческого воображения очень много. Многими из них мы успешно пользуемся.
Перечислю некоторые из них:
Словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, объяснение)
Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация).
Игровые методы (дидактические, игры- инсценировки, игры, когда ребенок погружается в сказочную или и иную ситуацию))
Практические методы (упражнение, исследования )
ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи.
Решение изобретательской задачи – выявление, анализ и разрешение противоречий.
Противоречие в ТРИЗ.
Техническим противоречием называют взаимодействие в системе, состоящее, например , в том, что полезное действие вызывает одновременно и вредное действие.(Г.С.Альтшуллер)
С чего начать обучение детей мыслить противоречиями.С обучения различным играм. Это первый этап технологии
Далее рекомендуется освоение методов ТРИЗ.
Они делятся на
Методы, основанные на системном подходе .
Системный оператор
Метод снежного кома
Метод золотой рыбки.
Ступенчатый эвроритм.
Методы психологической активизации мышления.
Мозговой штурм.
Синектика (методика исследования, основанная на социально – психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности)
Метод контрольных вопросов.
Морфологический анализ.
Методы, основанные на математическом подходе.
Бином фантазии
Фантастическое вычитание.
Фантастическое умножение.
Метод Наоборот
Простые приемы фантазирования.
Методы, основанные на перемене мест.
Перемена мест.
Метод изменения оценки.
Метод взаимного обмена.
Фантограмма (таблица, позволяющая применять простые приемы фантазирования к непривычным областям рассмотрения выбранного объекта).
Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая заставляет человека по- новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.
Что же необходимо педагогу для организации работы по ТРИЗ?( к вопросу как, когда и где)
Первое.
Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества За мир через культуру.
Будьте хозяином своей судьбы.
Достигайте успеха в том, что Вы любите.
Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.
Стройте свои отношения с людьми на доверии.
Развивайте свои творческие способности.
Культивируйте в себе смелость.
Заботьтесь о своем здоровье
Не теряйте веру в себя.
Старайтесь мыслить позитивно.
Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Второе.
Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.
Третье.
Постоянно открывать перед детьми тайну двойного во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте.. Тайна двойного - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно,а что-то вредно.
Четвертое.
Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их, используя различные приемы.
Пятое.
Игры - каждый день! А чтобы арсенал игр не иссякал, пользуйтесь пособием А.М. Страунинг. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения.
Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.
Шестое.
Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и.т.д. Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят - что изобретать - значит решать противоречия.
Седьмое.
Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и.т.д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания. Прогулка - то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.
Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом?
Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить в себе качества творческой личности, в своих учащихся.
Оживит знания, оживит процесс, что позволит получить удовольствие от работы, а у обучающихся от пребывания в кружке. Легче добиться хорошего результата.
Заставит задуматься о стиле жизни.
Каковы качества творческой личности.
Достойная цель (новизна, общественная полезность, конкретность, перспективность, еретичность, индивидуальность, масштабность, непосильность)
Планы достижения цели ( умение планировать)
Высокая работоспособность
Результативность
Способность отстаивать идеи (способность держать удар)
Хорошая техника решения творческих задач.
Нет необходимости убеждать Вас в том, что качества эти необходимы и в деятельности, и в обыденной жизни каждого человека, у нас с вами есть возможность овладеть основами технологии, что будет способствовать и профессиональному и личностному росту каждого педагога.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
корректируется первоначальная формулировка задачи;
строится модель;
определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
составляется ИКР (идеальный конечный результат);
выявляются и анализируются физические противоречия;
прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Алгоритм решения изобретательских задач
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Решение изобретательских задач:
Каждый человек – будь он школьник, дворник, отец семейства или президент, обязательно сталкивается с проблемами в обычной жизни! Причем, услышав слово проблемы, большинство из нас чувствует страх, напряжение или раздражение, но никак не радость.И как решать проблемы, если находишься в таком состоянии?
Охотники за проблемами
Негативное отношение к сложностям формируется с самого детства. Взрослые, сами не замечая того, учат детей встречать трудности с тяжелым вздохом обреченности. А ведь проблема – не бенгальский тигр, ее не надо бояться, от нее не надо прятаться! Состоявшимся людям свойственен охотничий азарт, когда хочется схватить появившуюся проблему за хвост. Новые возможности не растут просто так, они появляются на месте новых решений. И проблема – это не страшное препятствие, а ступенька, по которой можно подняться вверх!
Мышление, ориентированное на поиск выхода из нестандартных ситуаций, дает нам возможность контролировать свою жизнь целиком и полностью. Не лишайте себя и своего уеника радости встречи со сложностями. Читайте, играйте, импровизируйте и вы удивитесь, как раньше могли обходиться без этих замечательных, таких интересных и многогранных проблем. Как же лучше решать творческие задачи? Вот небольшой алгоритм.
1. Определите тип задачи
В задаче указан ее тип: изобретательская или исследовательская.
Изобретательская задача— это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть?".
Исследовательская задача— это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос "Почему? Как происходит?".
Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?"
ПРИМЕР
Исследовательская задача: Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?
Изобретательская задача: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться пока она приблизиться— опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?
Ответ: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А дожидаться, пока чужой медведь приблизится, опасно. Поэтому они залезают на тонкие деревца, куда взрослому медведю влезть не под силу.
2. Сформулируйте к задаче Противоречие, Идеальный конечный результат (ИКР)
Противоречие и Идеальный конечный Результат "обостряют" проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают Вас к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно и в нескольких вариантах— это позволяет найти несколько решений.
3. Выявите Ресурсы
Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении Вашей задачи. Причем желательно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также "дешевые" ресурсы, затраты на получение и использование которых низки.
Решателям-новичкам, работая над задачей, полезно выписывать ресурсы на лист. Глядя на них, легче искать решение.
В ряде задач на сайте полезные ресурсы даны в подсказках.
4. Примените приемы и принципы решения задач
5. Проанализируйте решения
Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы:
Насколько сложно и дорого осуществить решение?
Задействованы ли ресуры системы?
Появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения?
6. Законы развития технических систем
Законы развития технических систем можно разделить на группы: "статику", "кинематику" и "динамику". Познакомимся поближе с этой классифкацией. Из книги "Творчество как точная наука", Г.С. Альтшуллер, М. "Советское радио", 1977 г, стр. 122-127.
Были предложены следующие задачи: Сколько будет два вквадрате?… три вквадрате?… четыре вквадрате?… угол вквадрате? Из-за психологической инерции, созданной вопросами, ответ напоследний вопрос, элементарно простой вдругом контексте, вызывает затруднение.
Надругую задачу: Джон женился наМэри истал миллионером, объясните, вчем причина, очевидный ответ— бедный Джон женился намиллионерке Мэри оказывается неединственным, аодним извозможных. Тогда приводятся варианты других возможных решений. Контрольный ответ: Джон женился наМэрии, разорившись, стал миллионером, потому что доженитьбы был миллиардером кажется парадоксальным. Получением многочисленных ответов выполняется тренинг повариативности правильных решений, аизмногих ответов просто выбрать самое сильное, самое экономичное, самое дешевое ит.д. решение.
Сбольшим количеством ответов была решена иследующая задача: Парикмахер Гленвилла заявляет, что ему лучше подстричь двух нездешних, чем одного здешнего. Почему? Контрольный ответ спрятан, маскируется среди избыточных данных здешний— нездешний. Просто два клиента выгоднее, чем один. Нопри решении задачи опять получаем многочисленные иоригинальные версии.
Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятиях по изобразительному и декоративному творчеству.
• Оживление или антропоморфизм. Когда очеловечиваем природные объекты.
Например, в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон людей, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас есть возможность расколдовать их, но с условием, если вы отгадаете, какого человека в какое дерево волшебник превратил. Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.
Оживление времён года. Такое занятие как Образ Весны, 4 сестрицы. (Б. Неменский Изобразительная деятельность для 0 калассов)
• Приём вживания в образ. Если бы я был существом с другой планеты…. Не только словесно передать облик и характер персонажа, но и изобразить доступно для понимания других детей. При рисовании цветов и деревьев: Ты семечко, ты растёшь, что чувствуешь? Каким ты вырастишь и почему? (ухаживали - сильным, красивым, не ухаживали - чахлым, блёклым), Я - кот.
• Злые персонажи становятся добрыми. Баба Яга приглашает в гости. Придумать и нарисовать Кощея Бессмертного, Лешего, Водяного и Бабу Ягу добрыми.
• Приём вхождения в картину. Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил – убрал, добавил.
• Примеривание образа на кого-то: Мама - сказочная героиня, Папа-богатырь, Люди-животные.
• Моё настроение. Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение.
• Рисование эмоций.
• Игровое задание:
- нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;
- улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;
- позлись, как гром, вихрь, ураган;
- испугайся, как человек, увидевший молнию;
- устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;
- отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.
Словесные приёмы:
• Загадки-обманки:
• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
Во дворе трещит мороз — Шапку ты одень на…
(не на нос, а на голову)
• Просит бабушка Аркашу
Из редиска скушать…
(не кашу, а салат)
• Перепутанные сказки: Крошечка-шапочка, Красная ховрошечка, Гуси-поросята, Три лебедя. Нужно дать правильное название сказкам. На иллюстрации персонаж удалён, изменён, добавлен. Найти, кто лишний или кого не хватает.
Рубин и волшебник по сказке о мумми-троллях. В гости к мумми-тролям пришли Тофсла и Вифсла. У них в чемодане был спрятан Королевский рубин, краше которого нет на всём свете. А с Луны спустился волшебник, который 300 лет собирал рубины и в его коллекции не хватает только Королевского рубина. Он предлагает жителям исполнить по одному желанию, но взамен просит отдать Королевский рубин. Все хотят исполнения желаний, но Тофсла и Вифсла не отдают рубин. Что делать? Сначала ответы сводились к тому, чтобы обмануть волшебника – пусть выполнит все желания, а мы ничего не дадим. Денис сказал, что с волшебниками шутки плохи – может не только все желания назад отобрать, но и превратить во что-нибудь. Тогда решили, что нужно рубин у хозяев отобрать. На что Маша ответила: нет, я бы не хотела, чтобы у меня отбирали мои вещи. Владик спросил с сомнением: а волшебник всехние желания исполняет? Тогда пусть он загадает, чтобы рубинов стало 2. Один останется у Тофслы и Вифслы, а второй заберёт себе волшебник.
Первые предложения решение задач всегда основываются на применении силы. Только после раздумий, предлагается бескровный вариант. Детям не хватает умения слушать текст. А ещё у них маленький личный опыт, мало знаний.
Пример для решения.
Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые. Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей — брата и сестру — и посадил в темницу — подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — аппетит, все семь голов заболели. И решил Змей Горыныч обхитрить детей.
— Выпущу я вас на волю, — сказал он, — если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести — без посуды!
Делать нечего — согласились дети.
Вопрос: и как же детям принести воду и уцелеть?
• Как мне повезло, что Я…. Подсолнух, потому что дарю людям семечки, из них делают масло, халву, потому что я всегда слежу за солнышком…
• Мозговой штурм. Называется слово. Например, гроза. Нужно подобрать слова на ассоциацию. Например, молния, гром, дождь, свет, тучи, страх, сверкание…
• Преобразование. Что нужно сделать с котиком, чтобы он стал волшебным. И нарисовать.
• Хорошо-плохо. Дождь-это хорошо или плохо. Почему вы так считаете? (хорошо - напоит цветы, траву, деревья, смоет грязь, станет чище воздух; плохо - мокро, грязно, сыро, может случиться наводнение). Много - мало. Много конфет - хорошо или плохо…Большой маленький. Усложнение – цепочка:
- есть мороженое - это хорошо, потому что вкусно, но может заболеть горло.
- горло болит – это плохо, потому что больно глотать, но хорошо, потому что можно сидеть дома, смотреть телевизор.
- сидеть дома – это плохо, потому что не выпускают на улицу, но хорошо, потому что можно позвать друзей….
• Антонимы
1. Высокий - низкий
2. закончить самим народные пословицы, например:
Ученье свет, а неученье. ./тьма/,
Знай больше, а говори. /меньше/.
Корень учения горек, да плод…/с л а д о к/.
Не бойся врага умного, бойся друга …/глупого/.
Лучшая вещь-новая, лучший друг…/старый/.
3. противоположные по назначению/функции:
Волк /злой/ – бабушка /добрая/
Карандаш /пишет/ – резинка /стирает/.
Книга /дает знания/ – ребенок /берет знания/
4. находят предмет, который несёт в себе противоречия:
Горячий – холодный – утюг, солнце, ребенок (горячий когда болеет)
Темный – светлый – тельняшка, черно-белый телевизор и т. д.
• Специализация. Перед новым годом подарить ёлочки людям разных профессий, но такие, чтобы эти люди сразу поняли, что ёлочка именно для них. Первое предложение – украсить ёлки профессиональными принадлежностями: для водителя – колёсами, рулём, запчастями. и ёлочка завалится - засмеялся Денис. Владик долго думал, пока дети упражнялись в словотворчестве, чет ещё можно ёлку украсить, а потом и говорит: Я бы бабушке подарил очковую ёлку. Она будет из очков. Мы сначала не поняли, о чём он. Пришлось Владику рисовать. Детям этот вариант больше всего понравился.
• Придумать новые волшебные предметы. Например, подушка-усыплялка.
Ребенок через рисунок, лепку часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.
По мере усвоения все новых и новых способов работы, дети открывают для себя, что определенный образ можно выполнить не одним, а несколькими способами.
Разнообразие нетрадиционных способов рисования рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции.
Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Ниткография – рисование нитками. Доступно детям с 3-х летнего возраста в совместной со взрослым деятельности. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании.
Для занятий потребуется: гуашь, кисточка и мисочка, бумага, нитки (лучше № 10), пряжа или веревочка (в зависимости от выбранного способа рисования), карандаши или фломастеры для дорисовки.
Способ 1. Сложить пополам лист бумаги и раскрыть его. На одну половину разложить одну или несколько нитей (20-30 см), пропитанных разными красками, в произвольном узоре. Накрыть второй половиной листа так, чтобы неокрашенные концы ниток были видны. Хорошенько прогладить и, придерживая рукой, медленно вытянуть нити за хвостики. Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать после высыхания карандашами или фломастерами.
Способ 2. Лист бумаги сложить пополам. Довольно длинную нить или тонкую веревку (до 40-50 см) тщательно окрасить в мисочке выбранной краской, а затем хаотичным узором разложить ее на одну из сторон листа. Накрыть другой половиной листа и тщательно прогладить его рукой. Раскрыть, аккуратно убрать нить, рассмотреть полученное изображение. Дорисовать до конечного результата.
Способ 3. Сделать от 2 до 5 отрезков нити или тонкой веревки длиной 7-10 см. Поочередно обмакивать нити в краску и водить ими по листу бумаги в разных направлениях. Можно сделать рисунок хаотичными движениями, потом рассмотреть его и дорисовать, а можно постараться сразу получить примерный контур желаемого изображения и затем дополнить его карандашами или фломастерами.
Способ 4. Обернуть веревку (шпагат, тонкую, бельевую или сочетание разных веревок) вокруг цилиндра (удобно использовать скалку, но можно любой предмет цилиндрической формы – кусок трубы, деревянную чурочку и т.п.) Сделать перекрещивающийся узор и окрасить веревку до небольшого впитывания одним или несколькими цветами. Прижать цилиндр к нижнему краю бумаги и, плотно прижимая, прокатить его от себя. На листе появится красивый веревочный узор.
Рисование мыльной пеной. Используется в старшем дошкольном возрасте – от 5-6 лет.
Для занятий потребуется: акварельные краски (можно и гуашь, но развести очень жидко), шампунь, трубочка для коктейля, бумага.
В емкость с жидкой краской добавить шампунь, хорошо перемешать. Опустить трубочку и дуть до тех пор, пока над краем не появятся пузыри. На пузыри опустить лист бумаги, слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров и цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.
Набрызг. Техника не сложная, но требует некоторой сноровки и достаточно сформированных моторно-кординационных движений, поэтому лучше предлагать ее детям от 6-7 лет.
Для занятий потребуется: старая зубная щетка, расческа с частыми зубчиками, гуашь, бумага, шаблоны и силуэты.
На кончик щетки набрать немного краски. Над листом бумаги расположить расческу и несильно провести по ней ворсом щетки. Брызги разлетятся по листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А можно вырезать любой силуэт или взять готовый шаблон, разместить на листе и разбрызгать краску. Аккуратно, лучше после высыхания, снять шаблон или силуэт. Рисунок можно дополнить кисточкой, другой техникой, аппликацией.
Шаблонография. Очень нужная и важная техника для старших дошкольников в системе подготовки к обучению в школе. Чтобы нарисовать предмет в этой технике, нужно представить – из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратах, овалах, прямоугольников. Цель шаблонографии – составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку, обрисовывая заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур.
Для занятий потребуется: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, шаблон с геометрическими формами (можно приобрести готовый, а можно изготовить самостоятельно).
На начальном этапе можно предложить ребенку образцы рисования различных предметов при помощи шаблона геометрических фигур. Ребенок учится обрисовывать геометрические формы простым карандашом, создавая единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете. Постепенно усложнять задания, предполагая все большую самостоятельность действий ребенка. Обучать последовательности создания сюжета: сначала обрисовать основную, самую крупную форму, а затем переходить к деталям. Показателем полного овладения шаблонографией является умение ребенка самостоятельно придумать сюжет и воплотить его.
Из личного опыта: отличной подготовкой для данной техники являются игры с Логическими блоками Дьенеша – выкладывание из блоков разнообразных фигур.
Для развития воображения, фантазии используется техника Монотипия. Монотипия (от греческого monos — один, typos — отпечаток) – доступна детям с 3 лет.
Для занятий понадобится: бумага белого цвета (или цветная, тонированная – в зависимости от замысла), кисти, краски (гуашь или акварель).
Данная техника отлично знакомит с понятием симметрии, так как используется для изображения зеркального отражения предметов. Белый лист складывается пополам и на одной стороне рисуется половина заданного объекта. Затем лист складывается и хорошо проглаживается, чтобы невысохшая краска отпечаталась на другой половине листа. При необходимости дорисовываются недостающие (не симметричные) части.
Так же с помощью данной техники можно получить замечательные изображения отражения объектов на водной глади: лист складывается горизонтально и на верхней его части рисуется будущий пейзаж (лес, горы, дом, небо, облака и др.). Затем лист складывается и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на водной глади.
Используя возможности монотипии, можно создавать и фантазийные изображения. На одну из сторон половины листа бумаги, ближе к центру, нанести несколько ярких цветных пятен. Сложить лист по сгибу и хорошенько прогладить ладошкой. Открыть и рассмотреть – что получилось? Сказочные цветы? Бабочка? Павлин? Жук? Дорисовать заколдованное изображение красками или фломастерами.
Монотипия - получение изображения переводом его с одной поверхности на другую, т. е. оттиск изображения. Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Но эта особенность и нравится детям. Работы получаются яркие, непредсказуемые, с помощью которых они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линей образы, оформляют их до узнаваемых и погружаются в удивительный мир творчества. В технике монотипии были выполнены следующие работы: Осенний пейзаж, Дорисуй предмет, Бабочка, Иней на стекле.
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности используются технологии Т.Дороновой, Б. Неменского, Р. Чумичевой.
3. Методы и приемы ТРИЗ, применяемые на занятиях по изобразительному и декоративно – прикладному творчеству.
III. Рефлексия
1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).
По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.
2. Вопрос к участникам семинара:
– Что является условием формирования или развития творческой активности учащихся?
Итак, ключевые компетентности формируются, если
обучение носит деятельностный характер;
идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью.
IV. Итог семинара
1. Мы стремимся найти формы, которые помогут педагогам сформировать творческую активность учащихся. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.
2. Игра “Аплодисменты по кругу”
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Список использованной литературы:
1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет – журнал "Эйдос".4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
HYPER13PAGE HYPER15
1
Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации.
Технологии ТРИЗ.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. (В. А. Сухомлинский)
Цель семинара-практикума: познакомить педагогических работников стехнологией развивающего обучения детей, сприемами активизации творческого мышления учащихся.
Задачи:
– систематизировать теоретические и практические знания и умения о современных моделях технологий дополнительного образования;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования. Технологии ТРИЗ.
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран;
–презентация Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации;
– карточки для игры
–необходимые материалы и оборудование для проведения мастер-класса Тканевая скульптура.
План проведения семинара:
Приветствие.
Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
II Теоретическая часть:
а) Доклад Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации. Технологии ТРИЗ;
б) Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей обучающихся.
Практическая часть
1.Методы и приемы ТРИЗ, применяемые на занятиях по изобразительному и декоративно – прикладному творчеству. Монотипия.
Мастер - класс Деформация ткани. Тканевая скульптура.
Открытое занятие Волшебные снежинки.
Итоги. Рефлексия.
Ход семинара практикума:
1.Приветствие.
Постановка целей и задач семинара. Сообщение плана работы семинара.
II. Теоретическая часть
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Целью нашей сегодняшней встречи является погружение в основы технологии, которую много лет успешно используется в практике. Только тот педагог, который владеет если не самой технологией, то хотя бы теоретическими основами её и некоторыми приемами, знает, что это такое, что формирует эта технология. Способен в нужное время и в нужном месте в процессе воспитания и обучения детей правильно применить те или иные приемы, методы, и получить хороший результат. То есть педагогические технологии - это инструменты, с помощью которых педагог осуществляет процесс воспитания и образования детей. Скажите, пожалуйста, способен ли хирург без хирургических инструментов провести операцию? Парикмахер без ножниц сделать стрижку? И.т.д. становится совершенно ясно, что педагог дополнительного образования тоже должен быть вооружен специальным инструментарием. Это наши образовательные и диагностические методики, учебный план и конечно же технологии, которые позволяют формировать у детей определенные знания и компетенции. Еще раз вернемся к понятию
Компетентность - это усвоенный ребенком в процессе обучения способ действия (знаю, умею и применяю на практике).
А какие технологии выбрать? Наверное те, которые формируют у детей качества, необходимые человеку будущего. И тогда вопрос стоит об инновационных технологиях, именно они являются основой инновационного образования.
Что такое инновационное образование?
Обратимся к определению
Инновационное образование - модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе избранной образовательной траектории и области профессиональной деятельности.
Особенности инновационного образования:
обучение предвидению (развитие воображения, умение разрешать противоречия, эффективно действовать в критических ситуациях);
включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений.
И мы с вами уже осваиваем технологию проектирования, игровые технологии. Пусть на начальном этапе, но мы знаем, что это такое. Сегодня предлагаем начать свой путь в изучении еще одной - Технология ТРИЗ - педагогики одна из наиболее перспективных развивающих технологий. Основоположник Теории Решения Изобретательских Задач ( ТРИЗ) – российский ученый - практик, писатель- фантаст, педагог Генрих Саулович Альтшуллер. Давайте обратимся к исторической справке. Как же получила распространение эта теория,
В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В 1989 году была образована международная Ассоциация ТРИЗ. Тогда же на рынке впервые появился программный продукт "Изобретающая Машина", который базируется на некоторых ТРИЗ-технологиях и помогает инженерам решать технические проблемы. За два года в СССР было продано более 1000 копий "Изобретающих Машин".
В 1995-1997 годах этот программный продукт, переведенный на английский язык, приобрели такие известные фирмы, как "Форд", "Катерпиллер", "Проктор энд Гэмбэл", IBM, а "Моторола" заключила контракт на поставку 1000 копий системы. Подписан контракт о переводе "Изобретающей машины" на японский язык.
Сегодняуслугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры. Известная южнокорейская фирма LG приглашает специалистов по ТРИЗ из бывшего СССР.
Более десяти лет накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления у детей разного возраста.
В сети Internet стремительно разрастается количество рекламно-информационных материалов о ТРИЗ и американских специалистах, которые вырастают, как грибы, изучая ТРИЗ-технологии по тем материалам, которые переводятся на английский язык.
ТРИЗ-технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей.
Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гуманитарные области: искусство, менеджмент, рекламу, педагогику.
Поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности (определение В. Ротенберга 2001)
Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция в будущем, когда при каждом столкновении с трудностями человек не будет стремиться искать пути решения, а капитулирует. Вот почему важно не упустить момент, поддержать интерес ребенка, укрепить веру ребенка в свои возможности уже на этом этапе жизни. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на интересующие его вопросы, ему помогают взрослые. Задача родителя, педагога - таким образом организовать процесс познания, чтобы он был полон живости, притягательности.
Таким образом, технология ТРИЗ:
Хорошо соотносится с природой ребенка и важно не упустить не упустить момент, когда познавательный интерес высок.
Это хороший инструмент для развития всех необходимых качеств у ребенка.
В чем же состоит сущность ТРИЗ?
ТРИЗ основывается на знании законов развития систем. Т.е любой объект сушествует не просто сам по себе, а находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями (в определенной системе взаимодействия) и эта система находится в постоянном развитии.
Использование рационально организованной информации. ( Не всю информацию вываливать на ребенка, а с помощью определенных методов, приемов, в определенной последовательности, в зависимости от той цели, которую вы ставите перед ребенком)
Управление мышлением в процессе решения задачи. (Педагог не просто тренирует мышление ( думай, думай) и не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели.)
Методов активизации мышления и развития творческого воображения очень много. Многими из них мы успешно пользуемся.
Перечислю некоторые из них:
Словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, объяснение)
Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация).
Игровые методы (дидактические, игры- инсценировки, игры, когда ребенок погружается в сказочную или и иную ситуацию))
Практические методы (упражнение, исследования )
ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи.
Решение изобретательской задачи – выявление, анализ и разрешение противоречий.
Противоречие в ТРИЗ.
Техническим противоречием называют взаимодействие в системе, состоящее, например , в том, что полезное действие вызывает одновременно и вредное действие.(Г.С.Альтшуллер)
С чего начать обучение детей мыслить противоречиями.С обучения различным играм. Это первый этап технологии
Далее рекомендуется освоение методов ТРИЗ.
Они делятся на
Методы, основанные на системном подходе .
Системный оператор
Метод снежного кома
Метод золотой рыбки.
Ступенчатый эвроритм.
Методы психологической активизации мышления.
Мозговой штурм.
Синектика (методика исследования, основанная на социально – психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности)
Метод контрольных вопросов.
Морфологический анализ.
Методы, основанные на математическом подходе.
Бином фантазии
Фантастическое вычитание.
Фантастическое умножение.
Метод Наоборот
Простые приемы фантазирования.
Методы, основанные на перемене мест.
Перемена мест.
Метод изменения оценки.
Метод взаимного обмена.
Фантограмма (таблица, позволяющая применять простые приемы фантазирования к непривычным областям рассмотрения выбранного объекта).
Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая заставляет человека по- новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.
Что же необходимо педагогу для организации работы по ТРИЗ?( к вопросу как, когда и где)
Первое.
Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества За мир через культуру.
Будьте хозяином своей судьбы.
Достигайте успеха в том, что Вы любите.
Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.
Стройте свои отношения с людьми на доверии.
Развивайте свои творческие способности.
Культивируйте в себе смелость.
Заботьтесь о своем здоровье
Не теряйте веру в себя.
Старайтесь мыслить позитивно.
Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Второе.
Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.
Третье.
Постоянно открывать перед детьми тайну двойного во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте.. Тайна двойного - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно,а что-то вредно.
Четвертое.
Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их, используя различные приемы.
Пятое.
Игры - каждый день! А чтобы арсенал игр не иссякал, пользуйтесь пособием А.М. Страунинг. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения.
Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.
Шестое.
Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и.т.д. Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят - что изобретать - значит решать противоречия.
Седьмое.
Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и.т.д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания. Прогулка - то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.
Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом?
Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить в себе качества творческой личности, в своих учащихся.
Оживит знания, оживит процесс, что позволит получить удовольствие от работы, а у обучающихся от пребывания в кружке. Легче добиться хорошего результата.
Заставит задуматься о стиле жизни.
Каковы качества творческой личности.
Достойная цель (новизна, общественная полезность, конкретность, перспективность, еретичность, индивидуальность, масштабность, непосильность)
Планы достижения цели ( умение планировать)
Высокая работоспособность
Результативность
Способность отстаивать идеи (способность держать удар)
Хорошая техника решения творческих задач.
Нет необходимости убеждать Вас в том, что качества эти необходимы и в деятельности, и в обыденной жизни каждого человека, у нас с вами есть возможность овладеть основами технологии, что будет способствовать и профессиональному и личностному росту каждого педагога.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
корректируется первоначальная формулировка задачи;
строится модель;
определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
составляется ИКР (идеальный конечный результат);
выявляются и анализируются физические противоречия;
прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Алгоритм решения изобретательских задач
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Решение изобретательских задач:
Каждый человек – будь он школьник, дворник, отец семейства или президент, обязательно сталкивается с проблемами в обычной жизни! Причем, услышав слово проблемы, большинство из нас чувствует страх, напряжение или раздражение, но никак не радость.И как решать проблемы, если находишься в таком состоянии?
Охотники за проблемами
Негативное отношение к сложностям формируется с самого детства. Взрослые, сами не замечая того, учат детей встречать трудности с тяжелым вздохом обреченности. А ведь проблема – не бенгальский тигр, ее не надо бояться, от нее не надо прятаться! Состоявшимся людям свойственен охотничий азарт, когда хочется схватить появившуюся проблему за хвост. Новые возможности не растут просто так, они появляются на месте новых решений. И проблема – это не страшное препятствие, а ступенька, по которой можно подняться вверх!
Мышление, ориентированное на поиск выхода из нестандартных ситуаций, дает нам возможность контролировать свою жизнь целиком и полностью. Не лишайте себя и своего уеника радости встречи со сложностями. Читайте, играйте, импровизируйте и вы удивитесь, как раньше могли обходиться без этих замечательных, таких интересных и многогранных проблем. Как же лучше решать творческие задачи? Вот небольшой алгоритм.
1. Определите тип задачи
В задаче указан ее тип: изобретательская или исследовательская.
Изобретательская задача— это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть?".
Исследовательская задача— это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос "Почему? Как происходит?".
Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?"
ПРИМЕР
Исследовательская задача: Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?
Изобретательская задача: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться пока она приблизиться— опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?
Ответ: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А дожидаться, пока чужой медведь приблизится, опасно. Поэтому они залезают на тонкие деревца, куда взрослому медведю влезть не под силу.
2. Сформулируйте к задаче Противоречие, Идеальный конечный результат (ИКР)
Противоречие и Идеальный конечный Результат "обостряют" проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают Вас к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно и в нескольких вариантах— это позволяет найти несколько решений.
3. Выявите Ресурсы
Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении Вашей задачи. Причем желательно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также "дешевые" ресурсы, затраты на получение и использование которых низки.
Решателям-новичкам, работая над задачей, полезно выписывать ресурсы на лист. Глядя на них, легче искать решение.
В ряде задач на сайте полезные ресурсы даны в подсказках.
4. Примените приемы и принципы решения задач
5. Проанализируйте решения
Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы:
Насколько сложно и дорого осуществить решение?
Задействованы ли ресуры системы?
Появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения?
6. Законы развития технических систем
Законы развития технических систем можно разделить на группы: "статику", "кинематику" и "динамику". Познакомимся поближе с этой классифкацией. Из книги "Творчество как точная наука", Г.С. Альтшуллер, М. "Советское радио", 1977 г, стр. 122-127.
Были предложены следующие задачи: Сколько будет два вквадрате?… три вквадрате?… четыре вквадрате?… угол вквадрате? Из-за психологической инерции, созданной вопросами, ответ напоследний вопрос, элементарно простой вдругом контексте, вызывает затруднение.
Надругую задачу: Джон женился наМэри истал миллионером, объясните, вчем причина, очевидный ответ— бедный Джон женился намиллионерке Мэри оказывается неединственным, аодним извозможных. Тогда приводятся варианты других возможных решений. Контрольный ответ: Джон женился наМэрии, разорившись, стал миллионером, потому что доженитьбы был миллиардером кажется парадоксальным. Получением многочисленных ответов выполняется тренинг повариативности правильных решений, аизмногих ответов просто выбрать самое сильное, самое экономичное, самое дешевое ит.д. решение.
Сбольшим количеством ответов была решена иследующая задача: Парикмахер Гленвилла заявляет, что ему лучше подстричь двух нездешних, чем одного здешнего. Почему? Контрольный ответ спрятан, маскируется среди избыточных данных здешний— нездешний. Просто два клиента выгоднее, чем один. Нопри решении задачи опять получаем многочисленные иоригинальные версии.
Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятиях по изобразительному и декоративному творчеству.
• Оживление или антропоморфизм. Когда очеловечиваем природные объекты.
Например, в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон людей, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас есть возможность расколдовать их, но с условием, если вы отгадаете, какого человека в какое дерево волшебник превратил. Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.
Оживление времён года. Такое занятие как Образ Весны, 4 сестрицы. (Б. Неменский Изобразительная деятельность для 0 калассов)
• Приём вживания в образ. Если бы я был существом с другой планеты…. Не только словесно передать облик и характер персонажа, но и изобразить доступно для понимания других детей. При рисовании цветов и деревьев: Ты семечко, ты растёшь, что чувствуешь? Каким ты вырастишь и почему? (ухаживали - сильным, красивым, не ухаживали - чахлым, блёклым), Я - кот.
• Злые персонажи становятся добрыми. Баба Яга приглашает в гости. Придумать и нарисовать Кощея Бессмертного, Лешего, Водяного и Бабу Ягу добрыми.
• Приём вхождения в картину. Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил – убрал, добавил.
• Примеривание образа на кого-то: Мама - сказочная героиня, Папа-богатырь, Люди-животные.
• Моё настроение. Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение.
• Рисование эмоций.
• Игровое задание:
- нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;
- улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;
- позлись, как гром, вихрь, ураган;
- испугайся, как человек, увидевший молнию;
- устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;
- отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.
Словесные приёмы:
• Загадки-обманки:
• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
Во дворе трещит мороз — Шапку ты одень на…
(не на нос, а на голову)
• Просит бабушка Аркашу
Из редиска скушать…
(не кашу, а салат)
• Перепутанные сказки: Крошечка-шапочка, Красная ховрошечка, Гуси-поросята, Три лебедя. Нужно дать правильное название сказкам. На иллюстрации персонаж удалён, изменён, добавлен. Найти, кто лишний или кого не хватает.
Рубин и волшебник по сказке о мумми-троллях. В гости к мумми-тролям пришли Тофсла и Вифсла. У них в чемодане был спрятан Королевский рубин, краше которого нет на всём свете. А с Луны спустился волшебник, который 300 лет собирал рубины и в его коллекции не хватает только Королевского рубина. Он предлагает жителям исполнить по одному желанию, но взамен просит отдать Королевский рубин. Все хотят исполнения желаний, но Тофсла и Вифсла не отдают рубин. Что делать? Сначала ответы сводились к тому, чтобы обмануть волшебника – пусть выполнит все желания, а мы ничего не дадим. Денис сказал, что с волшебниками шутки плохи – может не только все желания назад отобрать, но и превратить во что-нибудь. Тогда решили, что нужно рубин у хозяев отобрать. На что Маша ответила: нет, я бы не хотела, чтобы у меня отбирали мои вещи. Владик спросил с сомнением: а волшебник всехние желания исполняет? Тогда пусть он загадает, чтобы рубинов стало 2. Один останется у Тофслы и Вифслы, а второй заберёт себе волшебник.
Первые предложения решение задач всегда основываются на применении силы. Только после раздумий, предлагается бескровный вариант. Детям не хватает умения слушать текст. А ещё у них маленький личный опыт, мало знаний.
Пример для решения.
Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые. Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей — брата и сестру — и посадил в темницу — подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — аппетит, все семь голов заболели. И решил Змей Горыныч обхитрить детей.
— Выпущу я вас на волю, — сказал он, — если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести — без посуды!
Делать нечего — согласились дети.
Вопрос: и как же детям принести воду и уцелеть?
• Как мне повезло, что Я…. Подсолнух, потому что дарю людям семечки, из них делают масло, халву, потому что я всегда слежу за солнышком…
• Мозговой штурм. Называется слово. Например, гроза. Нужно подобрать слова на ассоциацию. Например, молния, гром, дождь, свет, тучи, страх, сверкание…
• Преобразование. Что нужно сделать с котиком, чтобы он стал волшебным. И нарисовать.
• Хорошо-плохо. Дождь-это хорошо или плохо. Почему вы так считаете? (хорошо - напоит цветы, траву, деревья, смоет грязь, станет чище воздух; плохо - мокро, грязно, сыро, может случиться наводнение). Много - мало. Много конфет - хорошо или плохо…Большой маленький. Усложнение – цепочка:
- есть мороженое - это хорошо, потому что вкусно, но может заболеть горло.
- горло болит – это плохо, потому что больно глотать, но хорошо, потому что можно сидеть дома, смотреть телевизор.
- сидеть дома – это плохо, потому что не выпускают на улицу, но хорошо, потому что можно позвать друзей….
• Антонимы
1. Высокий - низкий
2. закончить самим народные пословицы, например:
Ученье свет, а неученье. ./тьма/,
Знай больше, а говори. /меньше/.
Корень учения горек, да плод…/с л а д о к/.
Не бойся врага умного, бойся друга …/глупого/.
Лучшая вещь-новая, лучший друг…/старый/.
3. противоположные по назначению/функции:
Волк /злой/ – бабушка /добрая/
Карандаш /пишет/ – резинка /стирает/.
Книга /дает знания/ – ребенок /берет знания/
4. находят предмет, который несёт в себе противоречия:
Горячий – холодный – утюг, солнце, ребенок (горячий когда болеет)
Темный – светлый – тельняшка, черно-белый телевизор и т. д.
• Специализация. Перед новым годом подарить ёлочки людям разных профессий, но такие, чтобы эти люди сразу поняли, что ёлочка именно для них. Первое предложение – украсить ёлки профессиональными принадлежностями: для водителя – колёсами, рулём, запчастями. и ёлочка завалится - засмеялся Денис. Владик долго думал, пока дети упражнялись в словотворчестве, чет ещё можно ёлку украсить, а потом и говорит: Я бы бабушке подарил очковую ёлку. Она будет из очков. Мы сначала не поняли, о чём он. Пришлось Владику рисовать. Детям этот вариант больше всего понравился.
• Придумать новые волшебные предметы. Например, подушка-усыплялка.
Ребенок через рисунок, лепку часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.
По мере усвоения все новых и новых способов работы, дети открывают для себя, что определенный образ можно выполнить не одним, а несколькими способами.
Разнообразие нетрадиционных способов рисования рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции.
Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Ниткография – рисование нитками. Доступно детям с 3-х летнего возраста в совместной со взрослым деятельности. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании.
Для занятий потребуется: гуашь, кисточка и мисочка, бумага, нитки (лучше № 10), пряжа или веревочка (в зависимости от выбранного способа рисования), карандаши или фломастеры для дорисовки.
Способ 1. Сложить пополам лист бумаги и раскрыть его. На одну половину разложить одну или несколько нитей (20-30 см), пропитанных разными красками, в произвольном узоре. Накрыть второй половиной листа так, чтобы неокрашенные концы ниток были видны. Хорошенько прогладить и, придерживая рукой, медленно вытянуть нити за хвостики. Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать после высыхания карандашами или фломастерами.
Способ 2. Лист бумаги сложить пополам. Довольно длинную нить или тонкую веревку (до 40-50 см) тщательно окрасить в мисочке выбранной краской, а затем хаотичным узором разложить ее на одну из сторон листа. Накрыть другой половиной листа и тщательно прогладить его рукой. Раскрыть, аккуратно убрать нить, рассмотреть полученное изображение. Дорисовать до конечного результата.
Способ 3. Сделать от 2 до 5 отрезков нити или тонкой веревки длиной 7-10 см. Поочередно обмакивать нити в краску и водить ими по листу бумаги в разных направлениях. Можно сделать рисунок хаотичными движениями, потом рассмотреть его и дорисовать, а можно постараться сразу получить примерный контур желаемого изображения и затем дополнить его карандашами или фломастерами.
Способ 4. Обернуть веревку (шпагат, тонкую, бельевую или сочетание разных веревок) вокруг цилиндра (удобно использовать скалку, но можно любой предмет цилиндрической формы – кусок трубы, деревянную чурочку и т.п.) Сделать перекрещивающийся узор и окрасить веревку до небольшого впитывания одним или несколькими цветами. Прижать цилиндр к нижнему краю бумаги и, плотно прижимая, прокатить его от себя. На листе появится красивый веревочный узор.
Рисование мыльной пеной. Используется в старшем дошкольном возрасте – от 5-6 лет.
Для занятий потребуется: акварельные краски (можно и гуашь, но развести очень жидко), шампунь, трубочка для коктейля, бумага.
В емкость с жидкой краской добавить шампунь, хорошо перемешать. Опустить трубочку и дуть до тех пор, пока над краем не появятся пузыри. На пузыри опустить лист бумаги, слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров и цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.
Набрызг. Техника не сложная, но требует некоторой сноровки и достаточно сформированных моторно-кординационных движений, поэтому лучше предлагать ее детям от 6-7 лет.
Для занятий потребуется: старая зубная щетка, расческа с частыми зубчиками, гуашь, бумага, шаблоны и силуэты.
На кончик щетки набрать немного краски. Над листом бумаги расположить расческу и несильно провести по ней ворсом щетки. Брызги разлетятся по листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А можно вырезать любой силуэт или взять готовый шаблон, разместить на листе и разбрызгать краску. Аккуратно, лучше после высыхания, снять шаблон или силуэт. Рисунок можно дополнить кисточкой, другой техникой, аппликацией.
Шаблонография. Очень нужная и важная техника для старших дошкольников в системе подготовки к обучению в школе. Чтобы нарисовать предмет в этой технике, нужно представить – из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратах, овалах, прямоугольников. Цель шаблонографии – составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку, обрисовывая заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур.
Для занятий потребуется: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, шаблон с геометрическими формами (можно приобрести готовый, а можно изготовить самостоятельно).
На начальном этапе можно предложить ребенку образцы рисования различных предметов при помощи шаблона геометрических фигур. Ребенок учится обрисовывать геометрические формы простым карандашом, создавая единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете. Постепенно усложнять задания, предполагая все большую самостоятельность действий ребенка. Обучать последовательности создания сюжета: сначала обрисовать основную, самую крупную форму, а затем переходить к деталям. Показателем полного овладения шаблонографией является умение ребенка самостоятельно придумать сюжет и воплотить его.
Из личного опыта: отличной подготовкой для данной техники являются игры с Логическими блоками Дьенеша – выкладывание из блоков разнообразных фигур.
Для развития воображения, фантазии используется техника Монотипия. Монотипия (от греческого monos — один, typos — отпечаток) – доступна детям с 3 лет.
Для занятий понадобится: бумага белого цвета (или цветная, тонированная – в зависимости от замысла), кисти, краски (гуашь или акварель).
Данная техника отлично знакомит с понятием симметрии, так как используется для изображения зеркального отражения предметов. Белый лист складывается пополам и на одной стороне рисуется половина заданного объекта. Затем лист складывается и хорошо проглаживается, чтобы невысохшая краска отпечаталась на другой половине листа. При необходимости дорисовываются недостающие (не симметричные) части.
Так же с помощью данной техники можно получить замечательные изображения отражения объектов на водной глади: лист складывается горизонтально и на верхней его части рисуется будущий пейзаж (лес, горы, дом, небо, облака и др.). Затем лист складывается и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на водной глади.
Используя возможности монотипии, можно создавать и фантазийные изображения. На одну из сторон половины листа бумаги, ближе к центру, нанести несколько ярких цветных пятен. Сложить лист по сгибу и хорошенько прогладить ладошкой. Открыть и рассмотреть – что получилось? Сказочные цветы? Бабочка? Павлин? Жук? Дорисовать заколдованное изображение красками или фломастерами.
Монотипия - получение изображения переводом его с одной поверхности на другую, т. е. оттиск изображения. Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Но эта особенность и нравится детям. Работы получаются яркие, непредсказуемые, с помощью которых они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линей образы, оформляют их до узнаваемых и погружаются в удивительный мир творчества. В технике монотипии были выполнены следующие работы: Осенний пейзаж, Дорисуй предмет, Бабочка, Иней на стекле.
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности используются технологии Т.Дороновой, Б. Неменского, Р. Чумичевой.
3. Методы и приемы ТРИЗ, применяемые на занятиях по изобразительному и декоративно – прикладному творчеству.
III. Рефлексия
1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).
По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.
2. Вопрос к участникам семинара:
– Что является условием формирования или развития творческой активности учащихся?
Итак, ключевые компетентности формируются, если
обучение носит деятельностный характер;
идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью.
IV. Итог семинара
1. Мы стремимся найти формы, которые помогут педагогам сформировать творческую активность учащихся. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.
2. Игра “Аплодисменты по кругу”
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Список использованной литературы:
1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет – журнал "Эйдос".4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
HYPER13PAGE HYPER15
1