Публикации Роль личности воспитателя в формировании детского коллектива

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль личности воспитателя в формировании детского коллектива
Автор: Мартиросян Елена Михайловна

От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать расположение детей. Он встречает их приветливой улыбкой, старается увлечь их интересной игрушкой, рассказом, игрой и даже подготовит сюрприз.Хорошо, чтобы дети чаще слышали от воспитателя привычное, домашнее для них обращение - Сашенька, Игорек, а не холодно-официальное - Егоров Александр, Кириллова Наташа. Даже если в группе три Лены, два Вовы, то и тогда не обязательно их называть по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык.У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям - понятия взаимозависимые. Например, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей.Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные!) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.Опора на положительные качества ребенка - вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.Педагогический такт. Педагог, обладающий тактом, умеет разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах; находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки, а главное, уметь индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на все лучшее, что есть в ребенке.Стиль отношений. От него во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположению.Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля общения педагога. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, авторитарный вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей.Кто из воспитателей не знает, что от того, как дано указание, зависит реакция ребенка? Добиваясь от детей выполнения своего требования, воспитатель должен обладать всеми оттенками интонации. Настоящий педагог всегда предвидит, когда и как разговаривать с воспитанниками.Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.Он непременно заметит, как чувствует себя каждый ребенок, что волнует и беспокоит его, с каким настроением он пришел, и постарается устранить причины, отрицательно влияющие на него. Умение понять ребенка, его состояние позволяет более правильно определить соответствующий подход к нему, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием.Дети любят воспитателя оптимистически настроенного: его оптимизм - то неуловимое, что не укладывается ни в какие планы и конспекты, содействует установлению душевных связей в отношениях «воспитатель - дети». У такого педагога воспитанники всегда жизнерадостны. Все это способствует установлению положительного эмоционального климата в группе. Ведь к воспитателю, который весел, изобретателен, чутко улавливает детское настроение, всегда устремлены взоры ребятишек: что он скажет? Как отнесется к их выдумке? Одобрит ли новый замысел?Педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеет определенные педагогические функции и направления на создание благоприятного психологического климата в группе:Взаимопонимание и контакт педагога и детей.Особенности возраста и подход к детям - понятия взаимозависимые.Опора на положительные качества ребенка.Педагогический такт.Стиль отношений.Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.Приемы, методы:Словесные
  • Беседы
  • Игры-беседы
  • Рассказ
  • Чтение художественной литературы
  • Использование игровых ситуаций
  • Игры - беседы с персонажами сказок
  • Сочинение историй
  • Дискуссии
  • Общение со сверстниками
  • Наглядные
  • Контакт глаз
  • Индивидуальные выставки
  • Рассматривание фотоальбомов
  • Беседа у зеркала
  • Кукольные спектакли
  • Экскурсии
  • Наблюдения за природой, птицами, явлениями окружающей действительности
  • Рассматривание иллюстраций
  • Практические
  • Физический контакт
  • Кукольные спектакли
  • Игры - драматизации
  • Игры - импровизации
  • Игры - забавы
  • Подвижные игры
  • Пальчиковые игры
  • Игры
  • Игры в спортивном уголке
  • Релаксация
  • Игры с природным материалом
  • Игры с водой
  • Игры на музыкальных инструментах
  • Игры со строительным материалом
  • Развлечения
  • Ласковая минутка
  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций
  • Мини - конкурсы
  • Специально организованные формы:
  • Музыкальные занятия
  • Познавательное развитие
  • Физкультурные занятия
  • Психогимнастика
  • Подвижные игры
  • Сюжетно - ролевые игры
  • Трудовая деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Художественная творческая деятельность
  • Конструктивная деятельность
  • Продуктивные виды деятельности
  • Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой стадии развития.Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения взаимного контроля. Руководя играми детей раннего возраста, взрослые помогают им в развитии сюжета и в завершении игровых действий: "Оля поела кашку, а теперь чай пьет. Пей, Оля, чай сладкий, вкусный. Ах, как хорошо Таня покормила Олю, теперь покатаем ее в коляске". Своей искренней увлеченностью игрой, взрослый доставляет малышу огромную радость, удовольствие. Ласковый тон, заботливое отношение педагога к ребенку и образу, который тот создает в игре, способствует воспитанию у детей чуткости, отзывчивости. В совместной игре с взрослым ребенок учится придумывать игру, совершать необходимые игровые действия, используя при этом не только игрушки, но и их заменители, учится завершать игру. Важно, чтобы дети увлеченно действовали с игрушками, чтобы игра доставляла им радость. В играх формируются навыки коллективной жизни: умение договариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательно относиться к играм товарищей, оказывать им помощь.Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых: мамы, папы, воспитателя, повара, врача и др. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику игр: в доктора, в парикмахера, в магазин, в самолет. Однако, в этом возрасте интерес к сюжету еще не устойчив, и дети легко переходят из одной игры к другой. Социально-психологические закономерностиАдаптация - процесс включения человека в новые группы (коллективы). Уверенному и безболезненному протеканию процесса адаптации детей к условиям нового коллектива способствует своевременное определение законов отряда и основных норм общения. Коммуникация - процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых интересов. Идентификация - уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним, сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здоровогопсихологического климата в отряде в целом. Подражание - это копирование или повторение поведения, качеств другого человека.Сличение - это определенная «сверка» личностью каких-либо своих качеств с качествами другого человека - «эталона» и внесение на этой основе коррекции в свое поведение с целью достижения эталонного соответствия.Увлечение - повышенное стремление к кому-либо, интерес, неосознанная ориентация на поступки того или иного лица.При благоприятном протекании предыдущих процессов успешно реализуется процесс интеграции. Данный процесс проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ».Заповеди воспитателя:
  • Внимательно слушай говорящего.
  • Не критикуй собеседника, чтобы он не сказал.
  • Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
  • Ищи истину вместе с ребенком.
  • Старайся ничему не учить ребенка напрямую - учись сам.
  • Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
  • Терпимо относись к мнениям и оценкам других.
  • Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
  • Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
  • Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т .е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
  • Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что  он чем-то хуже вас.
  • Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
  • Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
  • Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  • НЕ позволяй себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии детей.
  • НЕ допускай оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.
  • НЕ навязывай детям свою волю.
  • НЕ держись изолированно от детей.
  • НЕ проявляй самоуправства в моменты неподчинения.
  • НЕ занимайся своими личными делами в рабочее время.
  • НЕ слушай только себя.
  • НЕ позволяй равнодушного отношения к детям.
  • НЕ потакай ленивым.
  • НЕ пытайся выяснить что-либо с помощью силы.
  • НЕ срывай свое плохое настроение на детях.
  • НЕ командуй.
  • НЕ унижай детей и не смейся над ними.
  • Всегда старайся понять и поддержать ребенка.
  • Будь мудрее!