Публикации «Три медведя»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Три медведя»
Автор: Николаичева Ирина Александровна Романова Наталья Евгеньевна

ГБОУ Школа №2114 Подразделение детский сад «Улыбка» Краткосрочный групповой социально – нормативный проект в младшей группе. Базовая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Проектная группа: воспитатель высшей категории Николаичева И.А. воспитатель высшей категории Романова Н.Е. ЦЕЛЬ: расширить представления детей о семье на материале сказки « Три медведя» через организацию разных видов детской деятельности. Учить выполнять отдельные ролевые действия, формировать навык ролевого поведения. ЗАДАЧИ:  формировать у детей представления о семье;  формировать представления о родственных отношениях;  закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;  обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;  воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;  воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи. Целевые ориентиры. Имеет представления о составе семьи, может поддержать элементарную беседу о членах семьи, сформированы первичные представления о себе и близких людях, отвечает на вопросы педагога во время беседы. Любит слушать сказки, участвует в их обсуждении, делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, в диалоге с взрослым умеет услышать и понять вопрос. Испытывает положительные эмоции от правильного решения познавательных задач, продуктивной деятельности, активен в продуктивных видах деятельности, с удовольствием участвует в выставках творческих работ, конструирует из крупного и среднего конструктора. Проявляет эмоциональную отзывчивость, может в случае проблемной ситуации обращается за помощью к взрослому. Проявляет интерес к различным видам игр, может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, играть с любимой игрушкой – персонажем и ролевыми атрибутами, эмоционально - заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях, способен придерживаться игровых правил в дидактических играх. АННОТАЦИЯ Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:  развитие игровой деятельности детей;  приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;  формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи. Актуально начинать решение этих задач с младшего возраста. Однако, в младшей группе, построить разговор о семье бывает довольно трудно, особенно в период адаптации. Данный проект предлагает пример построения учебно - воспитательного процесса по формированию первичных представлений о семье на основе любимой детьми сказки «Три медведя», художественного творчества и, конечно, игровой деятельности. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчает адаптацию малышей к новым социальным условиям, помогает им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе. Игра широко используется как основное средство социальной интеграции детей, формирования у них навыков социального поведения. В игре отражаются наиболее значимые события жизни ребёнка, он искренне переживает всё, что воображает в игре. Когда ребёнок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя или продумывая те или иные интересные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно. Играя, ребёнок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, реализуется установка на выражение своей внутренней жизни и стремление к творчеству. Так поиграем же в сказку о семье! ПРОГРАММА ПРОЕКТА: 1 этап. Планирование. Планирование сроков проведения проекта, обсуждение педагогами цели и задач проекта, поиск форм реализации, распределение тематики, определение основных форм деятельности, подробная разработка плана и деталей проекта, подготовка необходимого оборудования и материалов с учетом возрастных особенностей, составление паспорта проекта, работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Игровая обучающая ситуация с игрушкой – аналогом: « Мишка игрушечный и настоящий». Игра инсценировка «Медвежата» на стихи А. Каминчука. «Мишка из шишки» работа с природным материалом. Слушаем сказку «Три медведя» Показываем сказку. Действия с персонажами. 3 этап. Совместная взросло - детская деятельность «Мишка» Рассказываем сказку. Рассматриваем иллюстрации. Подвижная игра «Чьи следы» Дидактическая игра «Пазлы по сюжету сказки» БЛОК 2. «Вместе со сказкой». Консультация для родителей «Читаем детям сказки» БЛОК 1. «Сказка» Лепка «Миски большие и маленькие» Сюжетные упражнения «В избушке медведей» Конкурс поделок из природного материала по сказке «Три медведя» для детей и родителей. Конструирование из крупного и среднего конструктора «Домики для медведей» БЛОК 3. «Семья медведей». Загадки и стихи о семье. Беседа. Пальчиковая игра «Семья». Моделирование состава семьи в аппликации. Изготовление совместного плаката «Семейный альбом». Подготовка папки – передвижки «Семейное хобби» 4 этап. Итоговые мероприятия: Выставка совместного творчества взрослых и детей по результатам конкурсов и продуктивной деятельности. БЛОК 4. «Кто что делает?». Дидактические игры «Кто что делает?», «Кому что нужно?». Дидактическая игра «Чьи это вещи?» Аппликация «Компот на зиму». Рисование «Лесенка». Инсценировка песни-игры «Мишка пришел с прогулки». Литература 1. Рабочая программа педагогов групп №7, №11(вторая младшая группа, 3-4 года) ГБОУ Школы №2114 Дошкольного отделения Детского сада «Улыбка», 2015 -2016 2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 3. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет», Санкт – Петербург, «Паритет», 2008г. 4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. ФГОС, 2016 г. 5. С.Н. Николаева, И.А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников», Москва, «ГНОМ и Д», 2005г. 6. И.А. Лыкова «Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, «КАРАПУЗ», 2009г. 7. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова «Комплексные занятия в ДОУ», Волгоград, «Учитель», 2012г. 8. Лопатина А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / – М.: Амрита, 2011. dohcolonoc.ru›proektnaya…v-detskom-sadu.html maam.ru›obrazovanie/proekty mcko.ru›Вебинары›Dokukina_proect_d.doc PlanetaDetstva.net›vospitatelam/pedsovet…igry-v… litfile.net›pages/428561/451000-452000 Игровая обучающая ситуация с игрушкой – аналогом: « Мишка игрушечный и настоящий». Педагогические цели. Учить узнавать мишку в разных видах игрушечного изображения, определять его окраску, размер (большой, маленький, толстый), находить и показывать все части тела. Дать детям первоначальные реалистичные представления: познакомить с обликом бурого медведя и его местом обитания — лесом. Сообщить о том, что живой бурый медведь — это огромный зверь (выше человека), живет в лесу, мама называется медведицей, ее детеныши — медвежатами, медведи ходят по лесу в поисках пищи — ягод, муравьев, меда. Развивать речевые и игровые умения детей. Виды взросло – детской деятельности: познавательная, коммуникативная. Средства реализации. Методы: словесный, наглядный. Приемы: рассматривание. Формы: беседа. Материал: игрушки-мишки (разные по форме, размерам, цвету и материалу), картина с изображением медведицы с медвежатами в лесу, игрушечные ягоды, сделанные из любого подсобного материала, игрушечный бочонок с медом. Игра инсценировка «Медвежата» на стихи А. Каминчука. Педагогические цели. Развивать игровую деятельность; формировать умения выполнять основные движения, слушать текст, выполнять движения в соответствии со смыслом, реагировать на сигналы, способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта, развивать умения различать и называть размер игрушки, развивать зрительную ориентировку на размер предмета, приучать к наведению порядка в игровом уголке после игры, содействовать общению детей друг с другом во время игровой деятельности, создавать условия для возникновения игры по мотивам литературного произведения. Виды взросло – детской деятельности: игровая, двигательная. Средства реализации. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: художественное слово, показ. Формы: игра – инсценировка. Литературный материал. Гуляет по лесочку Семейство медвежат, Под лапами листочки И веточки хрустят. Под елочкою сели Решили отдохнуть, Закрыли мишки глазки. Им хочется вздремнуть. Немного отдохнули И снова в дальний путь. Идут, ногами топают – По лесу только хруст. Пошло кругом веселье, Медведей не унять, Под елочкой зеленой Все начали плясать. «Мишка из шишки» . Лепка с элементами конструирования из природного материала. Педагогические цели. Учить создавать выразительный образ медведя из пластилина и природного материала, показать варианты сочетания художественных материалов, вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве. Виды взросло – детской деятельности: продуктивная, познавательно – исследовательская. Средства реализации. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: рассматривание, показ с пояснением. Формы: лепка, элементы экспериментирования. Материал: пластилин, подставки, природный материал, трубочки для коктейля, стеки, салфетки бумажные и матерчатые. Предварительная работа. Разложите вместе с детьми природный материал - камешки, жёлуди, плоды каштана, крылатки клёна и ясеня, шишки ели и сосны, листья разных деревьев. Предложите внимательно рассмотреть каждый камешек и рассказать, на что он похож или что напоминает: облако, крону дерева, мороженое, башмак, конфету, кошку или что-то другое. Затем покажите детям один камешек в разных ракурсах и «удивитесь» тому, как изменяется образ: вот так камешек похож на голову собаки, а если перевернуть вверх ногами - лягушка. Подвижная игра «Чьи следы». Педагогические цели. Формировать потребность в физическом совершенствовании, развивать двигательную активность, игровую деятельность, умение выполнять действия с предметами разной величины, развивать умения различать и называть размер (большой, средний, маленький), зрительную ориентировку на размер предмета, развивать умения узнавать предметы по характерным признакам, соотносить по размеру, знакомить с элементарными правилами поведения во время игры. Виды взросло – детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, двигательная. Средства реализации. Методы: словесный, наглядный, игровой. Приемы: показ с пояснением, упражнения. Формы: подвижно-дидактическая игра. Материал: следы медведя, разного размера (из цветного картона). Слушаем сказку «Три медведя». Педагогические цели. Продолжать формировать умение слушать рассказ взрослого, не перебивая, дослушивать его до конца, формировать положительные качества, умение сопереживать, расширять словарный запас за счет имен прилагательных, глаголов, способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи, учить правильно пользоваться в активной речи предлогами «под», «за», развивать умение вслушиваться в речь взрослого, развивать внимание, воображение и мышление. Виды взросло – детской деятельности: чтение художественной литературы, коммуникативная. Средства реализации. Методы: словесный, наглядный. Приемы: художественное слово. Формы: чтение, беседа. Рассказываем сказку. Рассматриваем иллюстрации. Педагогические цели. Продолжать вырабатывать учебные навыки; умение слушать рассказ сверстников; не перебивать говорящего; отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки, обучать элементарному пересказу (договаривать фразы, рассказывать по очереди 1-2 предложения из текста), развивать внимание, мышление, наблюдательность, способность устанавливать причинно-следственные связи. Виды взросло – детской деятельности: чтение художественной литературы, коммуникативная. Материал: шапочки медведей, иллюстрации к сказке (опорные картинки), изображения героев сказки. Комментарии. Наденьте на себя шапочку медведя. Попросите детей догадаться и сказать, в кого вы превратились (в медведицу). Предложите детям вспомнить и сказать, какую сказку о медведях вы читали на прошлом занятии, надеть ободочки с ушками медвежат и пойти в гости к трем медведям, живущим в домике в дремучем лесу. Предложите детям присесть отдохнуть на полянке (ковре) и вместе рассказать сказку. Показываем сказку. Действия с персонажами. Педагогические цели. Продолжать воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия с действиями других детей, умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства, совершенствовать общую и мелкую моторику, вводить в словарь новые глаголы, прилагательные, учить проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки, продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, мышление. Виды взросло – детской деятельности: чтение художественной литературы, коммуникативная, игровая. Материал: фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра, изображения героев сказки, красивые картинки и шапочки медведей. Комментарии. Предложите детям встать в круг. Спросите, помнят ли они о том, какую сказку вы рассказывали на прошлом занятии. Предложите детям показать кукольный театр. Распределите роли между детьми. Рассказывайте сказку при активном участии детей. Поставьте перед ними коробку с персонажами сказки. Дети по очереди (по желанию) выставляют по ходу пересказа сказки соответствующие фигурки настольного театра. Попросите детей помочь вам пересказывать сказку — проговаривать небольшие, повторяющиеся отрезки текста. Дидактическая игра «Пазлы по сюжету сказки» Педагогические цели. Поощрять участие детей в настольных играх, развивать логическое мышление, умение составлять картинку из нескольких элементов, формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, усложнять и обогащать предметно – развивающую среду за счет новых игр. Виды взросло – детской деятельности: познавательная, игровая. Средства реализации. Метод: игровой. Прием: показ с пояснением. Форма: дидактическая игра Материал: тематические пазлы по сказке 3-4 части Лепка «Миски большие и маленькие». Педагогические цели. Формировать интерес к лепке, продолжать учить отщипывать от пластилина комочки разного размера, закреплять умения катать пластилиновый шар, сплющивать его, отгибать края у формы. Виды взросло – детской деятельности: продуктивная. Средства реализации. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: показ с пояснением. Формы: лепка. Материал: пластилин разного цвета, доски для лепки, миски ( большая, средняя и маленькая). Конструирование из крупного и среднего конструктора «Домики для медведей». Педагогические цели. Знакомить с разным строительным материалом, учить сравнивать предметы по различным признакам, разделяться на группы, развивать воображение. Виды взросло – детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Средства реализации. Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: указание, повторение, показ, объяснение. Формы: совместная конструктивная и игровая деятельность. Материал: наборы строительных материалов крупного и среднего конструкторов. Сюжетные упражнения «В избушке медведей» Педагогические цели. Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»; сравнивать три предмета по размеру. Виды взросло – детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая. Средства реализации. Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: указание, объяснение, повторение, словесная инструкция, рассматривание. Формы: игра, упражнение. Материал: Картинки с изображением медведей, мисок, ложек и стульев разных размеров. Конкурс поделок из природного материала по сказке «Три медведя» для детей и родителей. Загадки и стихи о семье. Беседа. Педагогические цели. Расширять первичные представления о семье, приобщать к словесному искусству, воспитывать умения слушать новые стихи, повторять наиболее интересные отрывки, формировать умения разгадывать загадки. Виды взросло – детской деятельности: чтение художественной литературы, коммуникативная. Средства реализации. Методы: словесный, наглядный. Приемы: художественное слово, беседа. Формы: чтение и беседа по стихотворению. Литературный материал. К.Ушинский «Петушок с семьей» Загадка. Вот ведь дело – то какое… Нас не семеро, а трое: Папа, мамочка и я, Ну, а вместе мы…... Пальчиковая игра «Семья». Педагогические цели. Способствовать развитию речи с помощью развития мелкой моторики, активизировать речевые центры головного мозга, учить вслушиваться в речь и понимать ее, повышать речевую активность, учить концентрировать внимание и правильно его распределять. Виды взросло – детской деятельности: двигательная, коммуникативная. Средства реализации. Методы: наглядный. Приемы: показ способа действия. Формы: пальчиковая игра. Литературный материал. Раз, два, три, четыре – кто живёт у нас в квартире? Папа, мама, брат, сестрёнка, кошка Мурка, два котёнка, Мой щенок, сверчок и я – вот и вся моя семья. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, А этот пальчик – Я, Вот и вся моя семья. Моделирование состава семьи в аппликации. Педагогические цели. Использовать предметно-практическую деятельность для формирования представление о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление, научиться делать аппликации из моделей, учить сравнивать предметы по величине развивать фантазию, закреплять навыки работы с бумагой, умение выполнять аппликационные работы. Виды взросло – детской деятельности: игровая, познавательная, продуктивная. Средства реализации. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: показ с пояснением. Формы: аппликация, дидактическая игра. Материал: узкие листы цветной бумаги, вырезанные из цветной бумаги силуэты медведей, клей, салфетки, клеенки. «Семейный альбом». Дидактические игры «Чьи это вещи?», «Кто что делает?», «Кому что нужно?». Педагогические цели. Продолжать учить детей принимать игровую задачу, содействовать становлению личностных качеств ребенка: самостоятельности, активности, уверенности в себе, знать свое имя, свои вещи, знать принадлежность вещей в семье, роли членов семьи, закрепить в словаре детей слова, обозначающие действия, развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных, согласующихся в роде, падеже. Виды взросло – детской деятельности: игровая. Средства реализации. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: рассматривание, показ с пояснением. Формы: беседа, дидактическая игра Инсценировка песни-игры «Мишка пришел с прогулки». Педагогические цели. Развивать игровую деятельность, формировать умения выполнять основные движения, слушать текст, выполнять движения в соответствии со смыслом, создавать условия для возникновения игры по мотивам литературного произведения, прививать культурно – гигиенические навыки, закреплять навыки одевания, обувания. Виды взросло – детской деятельности: игровая. Средства реализации. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: художественное слово, показ. Формы: игра – инсценировка. Литературный материал. Мишка наш ходил гулять, Шапку мишке надо снять, А теперь пальтишко Я снимаю мишке. Мишка наш ходил гулять, Валеночки надо снять, Теплые штанишки Я снимаю мишке. Мишка наш ходил гулять, Он устал и хочет спать. Вот его кроватка, Будет спать, он сладко. Аппликация «Компот на зиму». Педагогические цели. Вызвать интерес к созданию аппликативных картинок из готовых силуэтов, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету, учить раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или с частичным наложением, заполняя все пространство листа, предложить детям помочь маме медведице законсервировать фрукты, "разложить их по банкам". Виды взросло – детской деятельности: продуктивная. Средства реализации. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: показ с пояснением. Формы: аппликация. Материал: листы белой бумаги в форме банок, вырезанные из цветной бумаги силуэты яблок, одинаковых по форме, разных по цвету, клей, салфетки, клеенки. Рисование «Лесенка». Педагогические цели. Учить рисовать предметы из прямых линий вертикальных и горизонтальных на длинном прямоугольнике, совершенствовать технику рисования кистью, показать варианты чередования линий , предложить детям нарисовать лестницу для папы медведя, чтобы он мог починить крышу дома. Виды взросло – детской деятельности: продуктивная. Средства реализации. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: показ с пояснением. Формы: самостоятельная изобразительная деятельность. Материал: листы белой бумаги в форме домиков, кисти, гуашевые краски, салфетки, стаканы с водой.