Публикации «Личностно - ориентированное развивающее обучение, как средство формирования творческих способностей детей при изготовление оберега «Источник жизни».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Личностно - ориентированное развивающее обучение, как средство формирования творческих способностей детей при изготовление оберега «Источник жизни».
Автор: Верна Наталия Ивановна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВАПлан- конспект мастер - классаТема: «Личностно - ориентированное развивающее обучение, как средство формирования творческих способностей детей при изготовление оберега «Источник жизни».Разработала:Педагог дополнительного образования 1 категорияВерна Наталия ИвановнаГ.Новый Уренгой2014 годЦель: Раскрыть формы и методы работы педагога, способствующие активизации детей на занятиях, повышению результативности, развитию навыков самостоятельности при изготовлении оберега «Источник жизни».Задачи:1. Познакомить с технологией изготовления сувенира при помощи технологической карты и схемы.2. Познакомить с легендой.3. Расширять и закреплять знания о традициях коренных народов севера.4. Развивать навыки сотрудничества, общения.5. Развивать аккуратность, трудолюбие, моторику мелких мышц рук.6. Формировать навыки самостоятельности.Материалы и оборудование: бусины белого и желтого цвета,стразы, игла, нить, ножницы,карандаш, картон, лекало, сукно технологическая карта,образцы изделий. Технические средства: мультимедиа проектор, слайд- фильм о Ямале, музыкальное сопровождение.Дата проведения: 20.03.2014г.Место проведения: ДДТЛитература: приложение к журналу «Методист» Ход: 1.Организационная частьЗдравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер- класс на тему «Личностно - ориентированное развивающее обучение, как средство формирования творческих способностей детей ».Почему я выбрала эту тему?Знакомясь с различными педагогическими технологиями, я пришла к выводу, что концепция воспитания и обучения с использованием личностно -ориентированных технологий, основанных на постановке личности ребёнка в центр всей воспитательно — образовательной системы; гуманистической ориентации воспитания, формирования общечеловеческих ценностей, возрождении русских национальных и культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания способствует развитию творческих способностей ребёнка, его индивидуальности.     Цель: Раскрыть формы и методы работы педагога, способствующие активизации детей на занятиях, повышению результативности, развитию навыков самостоятельности при изготовлении оберега «Источник жизни».Задачи:1.Познакомить с технологией изготовления сувенира «Светлое дерево».2. Познакомить с легендой.3. Расширять и закреплять знания о традициях коренных народов севера. 4.Развивать навыки сотрудничества, общения. 5.Развивать аккуратность, трудолюбие, моторику мелких мышц рук. 6.Формировать навыки самостоятельности.- Как называется край, в котором мы живем? (ЯНАО) равильно, (показ слайда). Вот герб нашего округа.-Это флаг нашего округа. Что на них изображено и почему? -Какие коренные народности населяют наш округ? (показ слайда) -Какие города и населённые пункты округа вы знаете? (на экране карта) Наталья Таровна будет сегодня у нас экспертом и консультантом в вопросах краеведения. Вы согласны, Наталья Таровна? Оцените наши ответы.2. Сообщение нового материала - Я хочу вам поведать легенду:«Жила бедная женщина, развела она огонь в чуме, и села у огня с маленьким сыном, стала играть с ним. Вдруг с огня вылетела искорка и попала на кожу малыша, обожгла его и образовался волдырь и стал малыш громко плакать. Женщина разозлилась и облила водой огонь, приговаривая: « Ах, какой ты неблагодарный, я тебя кормлю, пою, ухаживаю за тобой зимой и летом! А ты обжог моего любимого сына» Спустя некоторое время в чуме стало холодно и темно. Решила женщина развести огонь, а он не разгорается, тлеет и тут же тухнет. Побежала она в соседний чум, и там огонь потух, во всех чумах стойбища, куда входила, женщина гас огонь. Остался чум только мудреца, когда мать ребенка вошла в чум огонь начал трещать и чахнуть. Спрашивает жена мудреца: «Что же ты натворила, что наш священный огонь не хочет тебя принимать?» Женщина поведала о случившемся старой женщине и своей беде и ошибке. Но для того, чтобы вернуть огонь в чумы стойбища тебе придется отдать сына Хозяйке Огня. Женщине делать было нечего, чтобы спасти всех жителей стойбища от смерти, пришлось ей отдать сына. Хозяйка огня взяла мальчика и полетела с ним на небо. И превратился мальчик в Солнце. И с тех пор в тундре берегут огонь. Огонь стал священным для всех тундровиков. 3.Повторение пройденного материалаСистематически проводим интегрированные занятия в краеведческом музее с целью активизации интереса детей и пропаганды народных промыслов и сохранению народного костюма, используя проблемное лекционно-семинарское обучение, творческие проекты, встречи с носителями культуры Ямальского Севера. Для эффективного нравственного воспитания в работе я использую следующие методы: словесное воздействие, моральное воздействие, эмоциональное воздействие, воздействие совместным трудом и поощрения.- По традиции мы в марте проводим праздник народов Севера, В наш город приедет много гостей. Обычно гостям на память дарят обереги. Что же такое оберег? С древних времен наши предки изготавливали обереги из разных материалов для защиты своих домов от всякой нечисти и напасти. И до сих пор у народов есть традиция – вешать в дом оберег, а также дарить его близким людям.-Какие вы знаете обереги?Какие предметы сейчас наделяют магической силой?-Какие делают обереги, коренные народы и из каких материалов? 4. Знакомство с технологической картой.Легенда нам гласит, что источником жизни является –солнце.-Сегодня я предлагаю каждому из вас сделать оберег«Источник жизни».длязащиты своих домов от всякой нечисти и напасти.Работать вы будете по технологической карте в которой описан порядок работы.Я покажу некоторые приемы работы и дам советы: 1.Выбираем заготовку из картона размером 7х10 см. Сделаем разметку основы оберега и вырезаем.2.Сделаем разметку основы оберега на сукне и вырезаем.3.Располагаем стразу по серединке и пришиваем ее. Страза символизирует солнце. 3атемрасшиваем длинный бисер вокруг стразы в виде лучиков.4.Расшиваем другим цветом бисера наружный край оберега и внутренний.5Выполняем отделку оберега в виде бахромы. Для этого набираем две бисеринки основного цвета одну вспомогательную и одну основную бисеринку.Отделив одну основную бисеринку, иглой проходим через вспомогательную и одну основную бисеринку.Набираем одну основную бисеринку и проходим через основу оберега.6.Прикрепляем шнур набранный бисером к нашему оберегу. Сзади оберега приклеиваем кожу, заранее вырезанную по лекалу.7.Оберег у нас готов.5. Практическая работа.-Посмотрите внимательно технологические карты и, если вопросов нет, приступайте к работе.Технологическая карта изготовления оберега из сукна и бисера.- Я поставила цель найти методы и приёмы, которые помогут активизировать детей на занятии, повысить результативность, развивать самостоятельность. Очень хорошо этому способствует использование технологических карт. Детям приходится самостоятельно вникать в порядок работы, действовать по плану и воспитывает потребность планировать свою работу.- Иногда предлагаю детям, глядя на образец, спланировать свою работу и постараться её выполнить по своему плану или работать по схемам - что тоже способствует развитию самостоятельности. Побуждаю детей делать самостоятельные работы, поддерживаю их фразами: «ты сможешь, ты справишься», «у тебя всё получится»- это способствует воспитанию уверенности у детей.- В старину в русских селениях во время занятий рукоделием пели песни, рассказывали сказки. Наталья Таровна, а как рукодельничают женщины коренных народов севера?- Чем они занимаются, что рассказывают во время работы.- Наталья Таровна, расскажите нам какую-нибудь сказку, (прослушивание сказки)- Я на занятиях часто использую художественное слово: загадки, сказки, поговорки, пословицы, Дети с удовольствием играют в малоподвижные, дидактические игры: настольные и словесные игры, как в предложенные педагогом, так и в свои: «Назови слово на первую букву, на последнюю», «Что изменилось?» и др.Для создания положительного эмоционального климата использую музыку (прослушивание музыки). Компьютерные технологии использую, впервые и теперь буду продумывать возможности его применения на своих занятиях.6. Анализ работ. Итог занятия.-Ну вот, наши обереги готовы. Давайте оценим нашу работу. Если вам было на занятии интересно, комфортно и вы удовлетворены своей работой, то поставьте свои обереги на голубую полянку. А если вы чувствовали дискомфорт, какую- то неудовлетворённость — то поставьте свои обереги на фиолетовую полянку. ( учу самостоятельно оценивать свои работы) Какую информацию несет наш оберег? (холодный край, добрые люди).-Итак, используя на занятиях новые формы, методы работы,например, такие как занятие - театр, занятие - путешествие, занятие - экскурсия, обращение к волшебной книге, к шкатулке, учитывая возможности и интересы каждого ребёнка, обогащая его умственную и духовно — эмоциональную сферу можно добиться высоких результатов в развитии детского творчества.-Уважаемые коллеги, как вы считаете, методы и приёмы, которые я вам показала на занятии, действительно ли повышают результативность детей на занятии, активизируют их, помогают формировать навыкисамостоятельной работы?- Может быть, кто-то из вас хочет рассказать о своих методах и приёмах, применяемых в работе, (выступление педагогов)- Всем большое спасибо за работу. Огромное спасибо за помощь Наталье Таровне. До свидания.