Публикации «Земля-наш дом родной, береги его!»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Земля-наш дом родной, береги его!»
Автор: Соломенцева Ирина Сергеевна

Конспект интегрированной образовательной
деятельности по экологическому воспитанию в начальной школе.
Тема: Земля – наш дом родной, береги его!.
Воспитатель: Соломенцева Ирина Сергеевна
ГБОУ РОЦ № 76
Кронштадтский бульвар, дом 20 А
Г. Москва
2017 год
Цель: формирование обобщенных представлений детей о планете Земля и ее обитателях.
Образовательные:
- расширить и уточнить представления детей о многообразии природы, формировать понимание роли человека в ее сохранении.
2.Развивающие:
- развивать речь детей, наблюдательность, любознательность. Умение слышать вопрос и отвечать на него краткими и полными предложениями;
- способствовать обогащению и активизации словаря.
3.Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Материал и оборудование:аудиозапись песни Трава у дома, Голоса птиц, полянки с насекомыми, деревьев с птицами, карточки-картинки на экологическую тематику, поделки из бумаги в технике оригами.
Предварительная работа:Наблюдения на прогулке, заучивание стихотворений.
Ход образовательной деятельности:
Звучит аудиозапись песни Трава у дома ( муз. В.Мигуля, сл. А.Поперечный)
Сегодня мы поговорим о природе, о том что необходимо беречь и защищать её , ведь человек – часть природы, защищая природу, мы защищаем себя. Природа – мы произносим это слово и перед нами предстают прекрасные картины : заснеженный лес , синяя гладь моря , волшебный закат солнца. Чтобы описать красоту и величие природы не хватает простых слов, хочется обратиться к стихам , давайте вспомним некоторые из них. Я начну, а вы поможете мне.
Послушайте :
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
А какие стихи помните вы?
-Дети читают стихи.
Ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь ,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй её святынь.
Воспитатель:
Спасибо. А теперь прочтите изречение, которое написано на доске.
Ученик: Нет в природе ни полезных, ни вредных одни только необходимые
Н. Сладков.
Воспитатель:
Как вы это понимаете?
Ученик:
Это значит, что нельзя делить животных, растения на полезных и вредных, они все нужны в природе.
Воспитатель:
Да, ребята, человек часто думает , что если ему от какого –либо животного или растения нет пользы , то оно вообще не нужно. Это неправильно, оно (растение, животное) необходимо для других животных или растений.
Приведите примеры.
Ученик:
Ядовитые грибы – лекарство для животных; мыши разнося семена растений; волки – санитары леса.
Воспитатель:
Вы совершенно правы. В природе не только всё необходимо, но и взаимосвязано.
Воспитатель:
Давайте поиграем в игру Цепочка.
Мне нужно 3 человека.
-Выходят 3 ученика. Каждый ученик получает табличку с надписями: растительность, заяц, волк.
Воспитатель: Встаньте друг за другом так, как представители этой цепочки расположены по отношению друг другу в природе.
- Дети встают: растительность – заяц – волк.
Воспитатель: Объясните, почему вы встали именно так?
Ученик: Потому , что заяц питается корой деревьев , корешками , травой , а волк хищник – его добыча заяц.
Воспитатель: А теперь посмотрим, что будет если кто-то из этой цепочки исчезнет. Я убираю волка. Что произойдет?
Ученик: Расплодится много зайцев, они начнут поедать всю растительность, а потом сами погибнут.
Воспитатель: А если мы уберём из этой цепочки растительность?
Ученик: Не будет пищи для зайцев, они погибнут, а значит, погибнут волки!
Воспитатель: На примере этой цепочки мы увидели как всё взаимосвязано в природе. Человек должен быть очень осторожен в природе, чтобы не нарушать этой связи. Но часто человек ведет себя в природе как хозяин, которому всё позволено .
Ученик: На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляете нам каждое лето
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно , топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
Звучит аудиозапись с голосами птиц.
Воспитатель: Посмотрите на дерево, которое расположено на доске.
Сейчас мы его оживим. Я раздам вам карточки, а вы их прочитаете, каждый правильный ответ дает вам право дополнить и украсить дерево поделками из оригами ( птицы, грибы, ёжик , насекомые, цветы.) С помощью воспитателя дети выполняют творческую работу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую красивую картину вы создали своими руками. Давайте впредь правильными поступками, делами беречь, охранять природу.
А теперь давайте послушаем обращение Природы к нам, присутствующим в этом классе и ко всем жителям планеты.
Ученица: Я - Природа. Я - великий мастер. Вечный мастер жизни.
Я могу, Человек, тебе за соучастие подарить в моей все это власти!- Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час восхода и захода, иву над рекой….
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый, хлебный колос!
Как всему венец….
Только ты мой дар, моё ученье, не прими за дань, я не раба.
Не забудь: ты сам - моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Воспитатель: Спасибо! Сегодня мы с вами выяснили, что необходимо беречь и защищать природу. Мы можем выделить несколько принципов, правил поведения человека в природе:
В природе, будь вежливым гостем у добрых хозяев.
Старайся ничего, кроме знаний и впечатлений, не уносить с тропинки природы.
Не нарушай дружбу растений и животных с человеком.
Замечай, запоминай, зарисовывай интересное, увиденное тобой.
Без нужды в природе ничего нельзя рвать, топтать, ломать.
Каждый приносит пользу: посади, разведи, помоги, поделись.
На этом наше занятие окончено.