Публикации
Программа воспитания и обучения информатике детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа воспитания и обучения информатике детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Зибарева Александра Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа воспитания и обучения информатике детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Зибарева Александра Геннадьевна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №7 Сказка
МЕТОДИЧЕСКАЯ АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА
Программа воспитания и обучения информатике
детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
с тяжелыми нарушениями речи
Составитель: Зибарева А.Г.
г. Трёхгорный 2009 г.Пояснительная записка
Сегодня сама жизнь поставила специалистов ДОУ перед проблемой внедрения новых информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс для оптимизации, эффективности образовательного процесса, осуществления качественного индивидуального развития и обучения детей, заинтересованности дошкольников в занятиях.
Поскольку детям с тяжелыми нарушениями речи нужна система индивидуальных занятий, возникла необходимость разработать программу для обучения и развития детей, ориентированную на необходимое дошкольникам с нарушениями в развитии речи пошаговое развивающее обучение.
Для детей с нарушениями в развитии компьютер не может и не должен быть только развлечением. Такие дети уже в старшем дошкольном возрасте могут освоить компьютер, как инструмент решения самых трудных для него учебных и житейских задач. Именно такими инструментами увлекательного познания и является специализированная обучающая программа. В разработанной программе упражнения выстроены таким образом, что ребенку будет казаться, что он играет с героем программы и может с ним поспорить, поговорить, чем-либо помочь, почитать занимательные истории, посмотреть обучающие мультики. На самом деле, он будет учиться и развиваться. И каждое упражнение, выполненное ребенком, будет продвигать его в развитии.
Для практической части занятий (на компьютерах) используются следующие диски с программами: Окружающий мир, Живая природа. Домовёнок Бу в мире растений, Живая природа Домовёнок Бу в мире животных, Алик. Скоро в школу, Арифметика, ПДД для малышей, Веселые моторы 2, Школа рисования, Мир информатики 1,2 год обучения, Детское творчество – мастерская художника Бу.
Развитие и формирование личности проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог будет успешно выполнять задачи воспитания, обучения и развития, если в своей деятельности он будет учитывать возрастные этапы развития детей, видеть их внутренний мир, понимать их отношения, взгляды, переживания, чувства. Критериями развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма. Педагог должен учитывать все эти критерии, при выборе методов и средств воспитания обучения, развития и коррекции. Поэтому все разделы перспективного планирования данной программы согласованы с воспитателями, и логопедами групп, с психологом, методистом, старшим логопедом и старшим воспитателем.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Поэтому в основу данной программы также будет заложено изучение:
правил техники безопасности при работе за ПК;
окружающего мира;
рисования;
правил дорожного движения.
В дошкольном возрасте деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира, интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира.
Дошкольный возраст - время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к окружающему миру.
Данная Программа обучения информатике детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи позволит, с помощью новых информационных технологий, повышать уровень развития:
сообразительности;
логического мышления;
речи;
художественного воображения;
мелкой моторики;
зрительной и слуховой памяти;
внимания;
творческих способностей.
Назначение разработанной программы – развивать у дошкольников речь, логическое мышление, творческие способности, внимание, память, мышление, восприятие, пространственные и временные ориентировки, воображение, математические представления, мелкую моторику пальцев рук.
Цель программы - используя современные информационные и коммуникационные технологии, развивать психические, умственные способности и речь детей дошкольного возраста.
Задачи программы обучения информатике:
Образовательные:
формировать навыки работы с персональным компьютером.
Закрепить знания и умения детей по основным разделам Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Воспитательные:
воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
воспитание бережного отношения ко всему окружающему; воспитание уверенности в себе и своих действиях; выработка навыков контроля своей (игровой) деятельности;
Развивающие:
произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций и свойств внимания.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы и смысл заданий, уметь задавать вопросы и отвечать на них.
Расширение кругозора, устранение психологического барьера человек - компьютер.
Настоящая программа описывает курс подготовки по информатике для детей с нарушениями речи дошкольного возраста (5 – 7 лет) и обеспечивает содержание курса Информатика. В детском саду (старшие и подготовительные группы) дети не могут долго сосредотачиваться на одном предмете, их внимание становится рассеянным, если какой-либо объект долго находится в их внимании. В связи с этим, занятия по информатике будут проводиться, не более чем по 15 – 20 минут в день. Общее количество занятий в год – 30. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (5-10 минут) и практических навыков работы на компьютере (старшая группа 10 минут, подготовительная-15 минут). Занятия планируется проводить в игровой форме, т. к. игра является ведущей деятельностью дошкольника, основной упор будет сделан на задания и игры развивающие речь, воображение, память, мелкую моторику, сообразительность, внимание, творческие способности.
Содержание программы
1 год обучения старшая группа
Раздел 1. Компьютер
Применение компьютеров. Правила ТБ в КВТ;
Компьютер и его основные устройства;
Системный блок;
Манипулятор мышь;
Клавиатура. Итоговая игра Супер машина
Раскрашивание компьютерных рисунков.
Требования к знаниям и умениям:
уметь называть части компьютера и знать их назначение;
использовать в своей работе клавиатуру и манипулятор мышь;
осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
знать правила работы в компьютерном зале.
Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов.
Цвет предметов;
Форма предметов;
Размеры предметов;
Названия предметов;
Признаки предметов;
Состав предметов;
Формирование понятия Функция
Рассматривание положительных и отрицательных сторон у одних и тех же свойств предметов;
Последовательность событий и состояний в природе;
Действия предметов;
Порядок действий заданный устно или графически
Раздел 3. Элементы логики
Отрицание;
Истинные и ложные высказывания;
Разрешающие и запрещающие знаки.
2 год обучения, подготовительная
Раздел 1. Компьютер
Компьютер и его основные устройства, Правила ТБ;
Системный блок;
Манипулятор мышь;
Компьютерная графика;
Графический редактор Paint;
Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов.
Сравнение признаков предметов
Понятие часть-целое;
Разбиение группы на подгруппы;
Выделение подгруппы в группе;
Соотнесение элементов 2 групп между собой
Упорядочение предметов;
Закономерность в расположении предметов;
Понятия ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПРАВО, ВЛЕВО;
Понятия РАВНО, НЕ РАВНО;
Понятие БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
Требования к знаниям и умениям:
Находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов);
объединять предметы в группы по признакам;
обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
выделять существенный признак предмета или нескольких предметов;
находить лишний предмет в группе однородных;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
расставлять события в правильной последовательности;
выполнять перечисляемую или изображённую последовательность действий;
описывать свои действия.
различать большие и маленькие предметы, сравнивать предметы и выявлять большее или меньшее количество предметов или составных частей.
Раздел 3. Элементы логики
Логика;
Множества;
Обобщение;
Отрицание;
Истинные и ложные высказывания;
Понятие алгоритм;
Требования к знаниям и умениям:
определять высказывание среди набора предложений:
определять истинное и ложное высказывание;
отличать заведомо ложные фразы;
формулировать отрицание по аналогии;
называть противоположные по смыслу слова;
подбирать слова, отрицающие данные;
пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
видеть вред и пользу свойства у разных предметов;
объединять отдельные предметы в группу с общим названием.
Тематический план занятий для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)
Наименование разделов и тем
Количество занятий в год
Раздел 1. Компьютер
8
Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов
19
Тема 1. Предметы. Признаки, составные части предметов
14
Тема 2. Действия предметов
5
Раздел 3. Элементы логики
3
Всего:
30
Тематический план занятий для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи
(подготовительная группа)
Наименование разделов и тем
Количество занятий в год
Раздел 1. Компьютер
18
Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов
4
Раздел 3. Элементы логики
8
Всего:
30
Программа перспективного планирования работы педагога с детьми в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида
СТАРШАЯ ГРУППА
№ раздела
Месяц
Программное содержание
Название темы
Кол-во з-й.
№
1
2
3
4
5
1
Применение компьютеров. Знакомство с многообразием компьютерной техники и сравнение ЭВМ и других видов машин; развивать интерес и воспитывать бережное отношение к ней.
Наш компьютер – верный друг.
(мир информатики, 1 год обучения: применение компьютеров;
Изучение правил поведения в КВТ.
Развивающая игра Осенние причуды
1
1
Компьютер – это машина. Из чего же она состоит?
Развивающая игра Мы по ягоды, грибы пойдем
Мир информатики, 1 год обучения: Компьютер и его основные устройства;
1
2
Итого:
2
1
Октябрь
Познакомить детей с компьютерной мышью и ее назначением.
Показать, что она умеет делать.
Учить детей щелкать на нужный предмет одинарным либо двойным щелчком, а также перетаскивать предмет.
Инструмент мышь: развивающие игры из программы Мир информатики:
Включи свет;
Наряди елку;
Зажги на елке огни;
Развивающая игра помоги незнайке собрать фрукты и овощи в корзины
1
3
Отработка навыков работы с мышью: Двойной щелчок
Щелкни двойным щелчком на каждом горшке;
Собери портфель;
Перетащи мышкой апельсины в ящик;
Слепи снеговика.
Развивающая игра Хлеб - всему голова (найти пару среди картинок с изображением хлеба и булок
1
4
Пальчиковая игра Секреты здоровья
Клавиатура – назначение и состав;
П.Ч.: Отработка навыков работы на клавиатуре: : развивающие игры из программы Мир информатики - клавиатура.
1
5
Итоговое занятие: Супер машина (Обобщающее занятие, закрепление материала)
1
6
Итого:
4
2
Ноябрь
Признаки и составные части предметов.
Учить детей: находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, состав, название); объединять предметы в группы по признакам; обобщать по признаку; находить закономерность по признаку.
Повторение правил дорожного движения.
Отработка навыков работы с компьютерной мышью
Цвет предметов. (выполнение заданий из учебника * №1,6,7.
Развивающая игра Выбери домашних животных.
Практическая часть: диск Алик, скоро в школу: тюльпаны, мяч)
1
7
Форма предметов. (выполнение заданий из учебника* №10, 14, 15;
Развивающая играВыбери домашних птиц.
Практическая часть: Алик скоро в школу обезьяна, ульи)
1
8
Размер предметов. (упражнения из учебника* № 18, 20у, 22а.у, 21а, 24;
Развивающая игра Танец рыбки.
Практическая часть: диск Алик скоро в школу, задания Грибы, Сарайчик)
1
9
Названия предметов. (упражнения из учебника* № 25, 26, 28, 29*;
Развивающая игра Найди диких животных в зоопарке
Практическая часть: диск Алик скоро в школу цветы перед Аликом)
1
10
Итого:
4
2
Декабрь
Учить детей выделять существенный признак предмета или нескольких предметов; находить лишний предмет в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных, и называть их;
Отработка навыков работы с компьютерной мышью
Признаки предметов. (упражнения из учебника* № 34, 38,39;
Развивающая игра Признаки зимы
Практическая часть: диск Алик скоро в школу Птица на тачке)
1
11
Состав предметов. (упражнения из учебника* № 41, 42, 43, 45*;
Развивающая игра Отыщи зимующих птиц
Практическая часть: презентация с заданиями: найди составные части животных, растений, птиц; диск Алик скоро в школу Жук с ящиками)
1
12
Итоговое занятие по разделу. Приключения Виннипуха и его друзей Упражнения к конкурсам №1,2,3,4,5,6,7,8 из контрольных работ к разделу)
1
13
1
Учить детей раскрашивать картинки по образцу программы Мир информатики. Отработка мелкой моторики рук при работе с мышью. Развивать: пространственную ориентировку, внимание, память.
Раскрашивание компьютерных рисунков. Развивающие игры из программы Мир информатики: Раскрасить рисунок №1, 2,3
Развивающая игра-соревнование Сложи снежинку
Повторение правил поведения в компьютерном зале
1
14
Раскрашивание компьютерных рисунков. Мир информатики: Раскрасить рисунок , № 5, 6,7,8
Развивающая игра Новогодние атрибуты
1
15
Итого:
4
3
Январь
Формирование понятий истинное и ложное суждение, отрицание, разрешающие и запрещающие знаки. Отрабатывать навыки работы с мышью, расширять знания о диких животных. Развивать воображение, мышление, зрительное внимание и память, с помощью программы Живая природа. Домовенок Бу в мире животных. Воспитывать бережное отношение к растениям, любовь ко всему живому.
Игра на повторение техники безопасности Маленький автомобильчик в городе
Знакомство с понятиями Истина, Ложь (задания из учебника ** стр. 52 №3, стр. 53 № 1, стр. 55 № 1, стр. 56 №3).
Мир информатики 1 г.о. Элементы логики. Суждение.
Домовенок Бу приглашает в путешествие зверей: песца, обезьяну и др. (2 , 3 – я картинки: песец, обезьяна, муровъед, акула, жираф, кенгуру)
1
16
Знакомство с понятием Отрицание (№2 стр. 55**, №4 стр. 56**, №2, 3 стр. 64**, №1 стр.57**)
Развивающая игра Дополни комнаты нужной мебелью
Путешествие с домовенком Бу (хамелеон, белка, дикобраз)
1
17
Итоговое занятие Учимся пользоваться разрешающими и запрещающими знаками (№30 стр. 60**, №31 стр.61**, №31 стр. 62**)
Развивающая игра Назови больше бытовых приборов
Практическая часть Бу в мире животных (4,5-я картинки: еж, летучая мышь, коала, гепард, павлин, горный козел)
1
18
Итого:
3
2
Февраль
Действия предметов.
Изучить понятия вверх, вниз, вправо, влево и закрепить умение ими пользоваться.
Учить детей расставлять события в правильной последовательности.
Учить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий, описывать свои действия и определять порядок действий.
Понятия ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПРАВО, ВЛЕВО. (упражнения из учебника* стр. 41 № 18, 19, 20.
Развивающая игра Сложи столовую посуду в шкаф
Практическая часть: диск Алик скоро в школу Скворечник, Колодец)
1
19
Последовательность событий и состояний в природе. . (упражнения из учебника* стр. 47, № 33, 35, 37.
Настольная игра последовательность событий в природе
Практическая часть: диск Алик скоро в школу красная и синяя птицы на дереве, розовая птица на дереве)
1
20
Действия предметов (упражнения из учебника* стр. 44 № 25, 27, 31.
Развивающая игра Найди атрибуты солдата
Практическая часть: диск Алик скоро в школу птица на тачке)
1
21
Порядок действий. (упражнения из учебника* стр. 52 № 42, 43, 44, (40*, 41*).
Развивающая игра Подружимся
Практическая часть: диск Алик скоро в школу жук с ящиками овощей)
1
22
Итого:
4
2
Март
Закрепить пройденный материал. Повысить интерес к изученному.
Итоговое занятие по разделу.
Виртуальное путешествие с Аликом
1
23
Отрабатывать навыки работы с мышью, расширять знания об окружающем мире. Развивать творческое воображение, мышление, умение регулировать деятельность, зрительное внимание и память, образное восприятие, с программой Живая природа. Домовенок Бу в мире растений. Воспитывать бережное отношение к растениям, любовь ко всему живому.
Бу знакомит с волшебной книгой о мире растений. (1 закладка)
Развивающая игра Атрибуты работников разных профессий.
1
24
Продолжаем читать с Бу. (2 закладка)
Развивающая игра Найди инструмент и сопоставь ему материал
Повторение правил ТБ.
1
25
Собираем гербарий с волшебной книгой домовёнка Бу. (3 закладка)
Повторяем применение компьютеров.
Развивающая игра Сопоставь народ и его традиционные атрибуты
1
26
Итого:
4
2
Апрель
Продолжить работу в программе Живая природа. Домовенок Бу в мире растений. Развивать пространственное воображение, мышление, зрительную и образную память.
Продолжаем знакомиться с секретами мира растений. (4 закладка)
Повторяем компьютер и его основные устройства.
Развивающая игра Весенние чудеса .
1
27
Почитаем, поиграем с волшебной книгой Бу (5 закладка)
Повторяем правила поведения в КВТ.
Развивающая игра Вперед, в космос
1
28
Удивительный мир с волшебной книгой Бу! (6 закладка)
Конструирование из кубиков Хамелеон
Игра: Найди лишнего. Перелетные птицы
1
29
Заканчиваем чтение волшебной книги с Домовенком Бу В мире растений. (7 закладка
Игра Отгадай-ка деревья.
1
30
Итого:
4
Всего:
30
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1
Сентябрь
Дать понятия системный блок, монитор, клавиатура, компьютерная мышь, принтер, сканер, колонки и их назначение. Развивать зрительное внимание и память, знания об окружающем мире, сенсорные процессы, мелкую моторику рук. Учить детей выполнять выбор и действия самостоятельно.
Из чего состоит компьютер
Правила поведения в кабинете информатики
Развивающая игра Мы по ягоды, грибы
Практическая часть: Мир информатики, Правила поведения в кабинете информатики, Компьютер и его основные устройства.
1
1
Что такое СИСТЕМНЫЙ БЛОК?
Развивающая игра Наш веселый огород
Практическая часть: Мир информатики системный блок
1
2
Итого:
2
1
Октябрь
Повторить и закрепить назначение компьютерной мыши, и её применение.
Дать понятие Компьютерная графика. Учить детей собирать картинки из фрагментов в программе Мир информатики Графика (головоломки).
Развитие мелкой моторики при работе с мышью, творческого воображения, сообразительности
Компьютерная мышь – наш верный друг и помощник.
Развивающая игра Осень - дивная пора.
Практическая часть: Мир информатики - мышь
1
3
Компьютерная графика.
Развивающая игра Хлебные узоры
Практическая часть: Мир информатики – 1 год обучения - Графика № 1,2
1
4
Компьютерная графика.
Подвижная игра Минутка здоровья
Практическая часть: Мир информатики – 1 год обучения - Графика № 3,4
1
5
Компьютерная графика.
Развивающая игра исчезла Одежда и обувь
Практическая часть: Мир информатики - 2 год обучения Графика № 2,3
1
6
Итоговое занятие по разделу Компьютер:
1. Повторение состава компьютера и его назначения;
2. Развивающая игра с кубиками Хамелеон;
3. Практическая часть: Мир информатики - 2 год обучения – конструирование.
1
7
Итого:
5
3
Ноябрь
Учить детей: объединять различные предметы в группы с общим названием; планировать ход решения; предусматривать и оценивать возможные варианты; выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки; ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные.
Повторение правил дорожного движения.
Развивать память, логическое мышление, воображение, знания об окружающем мире
Логика. Выполнение упражнений из учебника * стр. 10 № 17, 22, 23, 29
Развивающая игра Загадочные электроприборы
Практическая часть: Мир информатики - Логика
1
8
Обобщение. Упражнения из учебника* стр. 11 № 18, 20, 21, 30.
Развивающая игра Волшебные инструменты
Практическая часть: Мир информатики - Обобщение
1
9
Множества. Упражнения из учебника * стр. 14, № 19, 25, 26, 28.
Развивающая игра Найди посуду кухонную
Практическая часть: Мир информатики - Множества
1
10
Итоговое занятие по разделу Логика: Множества
Сравнение множеств.
Развивающая игра Сварим вместе вкусный суп К 6.3
Упражнения из учебника * стр. 19, № 33,35, 36,
Закрепление пройденного материала раздела, выполнение упражнений: 32, 37, 38.
1
11
Итого:
4
1
Декабрь
Учить детей навыкам работы в простейшем графическом редакторе Paint. (инструмент карандаш, ластик, кисточка, прямая).
Отработка навыков работы с мышью.
Развивать: графические навыки, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук, внимание и пространственных ориентировок.
Знакомство с Программой Paint.
Развивающая игра Комнатные растения
Практическая часть: задания для закрепления инструмента Карандаш, Надпись программа Paint.
1
12
Изучение инструмента Ластик, Распылитель программы Paint.
Развивающая игра Традиции русского народа
Практическая часть: задания для закрепления инструмента Ластик, Распылитель, Надпись программа Paint.
1
13
Изучение инструмента Кисточка программы Paint
Игра Зимние забавы
Практическая часть: задания для закрепления инструмента Кисточка, Распылитель программа Paint.
1
14
Изучение инструмента Овал программы Paint.
Игра Новогодний калейдоскоп
Практическая часть: рисование открытки С новым годом!
1
15
Итого:
5
1
Январь
Продолжаем знакомство с инструментами художника в программе Paint.
Развитие: тактильно-двигательного восприятия, сенсорных представлений, представлений об окружающем мире, мышления, графических навыков, внимания, мелкой моторики рук.
Отработка навыков работы с компьютерной мышью.
1. Изучение инструмента Прямоугольник программы Paint.
Развивающая игра Зимующие птицы
Практическая часть: задания для закрепления инструмента Прямоугольник
1
16
1. Изучение инструментов Прямая, Кривая программы Paint.
Развивающая игра Дикие животные
3 Практическая часть: задания для закрепления инструментов Прямая, Кривая программа Paint.
1
17
Изучение инструмента Выделение программы Paint.
Развивающая игра Найди домашних животных
Практическая часть: задания для закрепления инструмента Распылитель
1
18
Итого:
3
1
Февраль
Продолжаем знакомство с инструментами художника в программе Paint. Закрепляем применение изученных ранее инструментов юного художника.
Развитие: зрительного восприятия, памяти, ориентировки на плоскости, мышления, графических навыков, внимания, мелкой моторики рук.
Отработка навыков работы мышью.
Изучение инструмента Заливка, выбор цвета программы Paint.
Развивающая игра Создадим свой зоопарк
Практическая часть: задания для закрепления инструмента Заливка, выбор цвета
1
19
Развивающая игра подводные жители
Беседа Наши защитники
Практическая часть: создание рисунка на тему Открытка ко дню защитника отечества
1
20
1. Изучение инструмента Выбор цвета программы Paint.
2. Развивающая игра Дружные ребята
3. Практическая часть: задания для закрепления инструмента Выбор цвета, закрепление применения всех изученных инструментов.
1
21
Итоговое занятие: Открытка к 8 марта
Беседа Наши мамы
Практическая часть: создание рисунка на тему Открытка к 8 марта для мамы
Подвижная игра Давай подружимся
1
22
Итого:
4
2
Март
Учить детей сравнивать предметы или наборы предметов и выявлять большее или меньшее, равное или не равное их количество или составных частей в них.
Развивать: мышление, внимание, глазомер, пространственное воображение, смекалку Учить детей подбирать слова-антонимы.
Понятия БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ. (упражнения из учебника* стр 37 № 9, 11, 14, 15, 16*.
Беседа Мамин день
практическая часть: выполнение заданий в РР Цветы для мамы, сложи букет, собери подарки и др.
1
23
Понятия РАВНО, НЕ РАВНО. (упражнения из учебника* стр. 34 № 2, 4, 6, 5.
Развивающая игра Все профессии важны
Практическая часть: выполнение заданий в РР Атрибуты профессий, Исключи лишний атрибут, Определи профессию героя.
1
24
2
Учить: сравнивать предметы по различным признакам и разделять группу на подгруппы по определенному признаку.
Формировать понятие часть - целое.
Познакомить с развивающей программой Веселые моторы 2
Развивать: логическое мышление, внимание, глазомер, пространственное воображение, смекалку.
Сравнение предметов по признакам;
Развивающая игра Весенние причуды;
Практическая часть упражнения в программе Арифметика. Магазинчик домовенка Бу
1
25
Формирование понятия часть-целое, разбиение группы на подгруппы, выделение подгруппы в группе, сравнение 2-х групп (упражнения из учебника **: стр. 17 №1,2, стр. 19 №1, 2, стр. 21 № 1, стр. 23 №1,2, стр. 25 № 1, стр. 27 № 1);
Подвижная игра Лес – полон чудес
Практическая часть упражнения в программе Арифметика. Магазинчик домовенка Бу)
1
26
Итого:
4
3
3
Апрель
Учить разбивать действия на этапы и выстраивать действия и события в правильной последовательности.
Сформировать понятия: алгоритм, истинное и ложное высказывание, отрицание.
Развивать: память, логическое мышление, воображение, зрительное внимание, зрительную память, целостное восприятие процесса и предмета.
Расширять знания об окружающем мире.
Разбиение действий предметов на этапы; формирование понятия алгоритм (упражнения из учебника **: стр. 41 №1, стр. 42 №2, стр. 44 №1,2, стр. 45 №1, 2, стр. 46 № 1,2 письменно;
Подвижная игра Бывает – не бывает про насекомых;
Практическая часть:1) Мир информатики, 2 год обучения: алгоритм, способы представления алгоритма, исполнитель; 2) развивающие игры в программе Весёлые моторы: Экскаватор-маршрут, Каток - парк)
1
27
Понятия истинное и ложное высказывание (упражнения из учебника **: стр. 53 №1, стр. 55 №1, 2, стр. 56 № 3, 4. )
Развивающая игра Полет в космос
Практическая часть: 1) Мир информатики, 1 год обучения, истинные и ложные высказывания №1,2, №3 устно; 2) развивающие игры в программе Весёлые моторы: Пожарная машина 2 игры Метро 2 задания)
1
28
Понятие Отрицание
(упражнения из учебника *: стр. 42 №1, 2,3, стр. 44 №4, 5, 6, 7, стр. 46 №9, 10, №11 – письменно, стр. 48 № 12, 15.)
Развивающая игра Моя планета...
Практическая часть: 1) Мир информатики, 1 год обучения, истинные и ложные высказывания №1,2, №3 устно; 2) развивающие игры в программе Весёлые моторы: Пожарная машина 2 игры Метро 2 задания)
1
29
Итоговое занятие: Решение задач на смекалку (упражнения из учебника **: №1 стр. 61, №2 стр. 62)
Повторение: состава ПК и его назначения, правил техники безопасности.
Развивающая игра Мой любимый город
Практическая часть: Развивающие игры в программе Весёлые моторы: Баржа 2 задания.
1
30
Итого:
4
Всего:
30
* Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1-й класс: Учебник в 2-х частях, часть 1. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2008. – 80 с. Ил. (Образовательная система Школа 2100).
** Горячев А. В., Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет/ А. В. Горячев, Н. В. Ключ. - Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2010. – 64 с. : ил. (Образовательная система Школа 2100; Комплексная программа развития и воспитания дошкольников Детский сад 2100).
Учебный план ДОУ №7 по информатике для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи
Группа
Старшая
Количество занятий
Раздел программы
В неделю
В месяц
В год
Информатика
1
4
30
Раздел 1. Компьютер
1
4
8
Применение компьютеров. Правила поведения в компьютерном зале.
1
1
1
Компьютер и его основные устройства.
1
1
1
Манипулятор мышь.
1
3
3
Раскрашивание компьютерных рисунков.
1
2
2
Итоговое занятие по разделу
1
1
1
Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов
1
4
19
Тема 1. Признаки и составные части предметов
1
4
14
В мире растений с домовёнком Бу
1
4
7
Цвет предметов.
1
1
1
Форма предметов.
1
1
1
Размер предметов.
1
1
1
Названия предметов
1
1
1
Признаки предметов
1
1
1
Состав предметов
1
1
1
Итоговое занятие по разделу.
1
1
1
Тема 2. Действия предметов
1
5
5
Понятия ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПРАВО, ВЛЕВО.
1
1
1
Последовательность событий и состояний в природе.
1
1
1
Действия предметов.
1
1
1
Порядок действий.
1
1
1
Итоговое занятие по разделу.
1
1
1
Раздел 3. Элементы логики
1
3
3
Знакомство с понятиями Истина, Ложь
1
1
1
Знакомство с понятием Отрицание
1
1
1
Итоговое занятие. Учимся пользоваться разрешающими и запрещающими знаками
1
1
1
Группа
Подготовительная
Количество занятий
Раздел программы
В неделю
В месяц
В год
Информатика
Раздел 1. Компьютер
1
4
18
Правила поведения в компьютерном зале. Состав компьютера.
1
1
1
Системный блок.
1
1
1
Мышь.
1
1
1
Компьютерная графика
1
3
3
Итоговое занятие по разделу Компьютер
1
1
1
Графический редактор Paint
1
4
10
Итоговое занятие.
1
1
1
Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов.
1
1
4
Больше, меньше.
1
1
1
Равно, не равно.
1
1
1
Сравнение предметов по признакам.
1
1
1
Формирование понятия часть-целое
1
1
1
Раздел 3. Элементы логики
1
4
8
Логика.
1
1
1
Множества.
1
1
1
Обобщение.
1
1
1
Итоговое занятие по теме Множества.
1
1
1
Разбиение действий на этапы. Формирование понятия алгоритм
1
1
1
Понятия Истина и ложь.
1
1
1
Понятие Отрицание.
1
1
1
Итоговое занятие. Решение задач на смекалку.
1
1
1
Основные требования к уровню подготовки выпускников по учебной дисциплине Информатика
В результате изучения учебной дисциплины Информатика дошкольник должен знать:
Понятие истинного и ложного высказывания;
понятие отрицания высказывания;
понятие множества и вложенного подмножества;
основные части компьютера и их назначение.
Кроме того, дошкольник должен уметь:
выделять свойства предметов;
находить лишний предмет в группе однородных;
объединять предметы в группы по признакам;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
определять истинные и ложные высказывания, отрицание высказывания;
называть части компьютера;
использовать в работе клавиатуру и манипулятор мышь;
осуществлять необходимые операции при работе в различных программах.Литература
Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Баласс, 2010. – 64 с.
Горячев А. В., Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет/ А. В. Горячев, Н. В. Ключ. - Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2010. – 64 с. : ил. (Образовательная система Школа 2100; Комплексная программа развития и воспитания дошкольников Детский сад 2100).
Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 1-й класс: Учебник в 2-х частях, часть 1. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2008. – 80 с. Ил. (Образовательная система Школа 2100).
Горячев А. В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1-й класс: Учебник в 2-х частях, часть 2. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2008. – 80 с. Ил. (Образовательная система Школа 2100).
Горячев А. В., Волкова Т. О. , Горина К. И. Информатика в играх и задачах. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2008. – 160 с. Ил. (Образовательная система Школа 2100).
Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей/ авт.-сост. З. М. Габдуллина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139 с.
Дошколенок +компьютер: перспективно-тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет / авт. – сост. Л. А. Коч, Ю. А. Бревеова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 197 с.
6
детский сад компенсирующего вида №7 Сказка
МЕТОДИЧЕСКАЯ АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА
Программа воспитания и обучения информатике
детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
с тяжелыми нарушениями речи
Составитель: Зибарева А.Г.
г. Трёхгорный 2009 г.Пояснительная записка
Сегодня сама жизнь поставила специалистов ДОУ перед проблемой внедрения новых информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс для оптимизации, эффективности образовательного процесса, осуществления качественного индивидуального развития и обучения детей, заинтересованности дошкольников в занятиях.
Поскольку детям с тяжелыми нарушениями речи нужна система индивидуальных занятий, возникла необходимость разработать программу для обучения и развития детей, ориентированную на необходимое дошкольникам с нарушениями в развитии речи пошаговое развивающее обучение.
Для детей с нарушениями в развитии компьютер не может и не должен быть только развлечением. Такие дети уже в старшем дошкольном возрасте могут освоить компьютер, как инструмент решения самых трудных для него учебных и житейских задач. Именно такими инструментами увлекательного познания и является специализированная обучающая программа. В разработанной программе упражнения выстроены таким образом, что ребенку будет казаться, что он играет с героем программы и может с ним поспорить, поговорить, чем-либо помочь, почитать занимательные истории, посмотреть обучающие мультики. На самом деле, он будет учиться и развиваться. И каждое упражнение, выполненное ребенком, будет продвигать его в развитии.
Для практической части занятий (на компьютерах) используются следующие диски с программами: Окружающий мир, Живая природа. Домовёнок Бу в мире растений, Живая природа Домовёнок Бу в мире животных, Алик. Скоро в школу, Арифметика, ПДД для малышей, Веселые моторы 2, Школа рисования, Мир информатики 1,2 год обучения, Детское творчество – мастерская художника Бу.
Развитие и формирование личности проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог будет успешно выполнять задачи воспитания, обучения и развития, если в своей деятельности он будет учитывать возрастные этапы развития детей, видеть их внутренний мир, понимать их отношения, взгляды, переживания, чувства. Критериями развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма. Педагог должен учитывать все эти критерии, при выборе методов и средств воспитания обучения, развития и коррекции. Поэтому все разделы перспективного планирования данной программы согласованы с воспитателями, и логопедами групп, с психологом, методистом, старшим логопедом и старшим воспитателем.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Поэтому в основу данной программы также будет заложено изучение:
правил техники безопасности при работе за ПК;
окружающего мира;
рисования;
правил дорожного движения.
В дошкольном возрасте деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира, интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира.
Дошкольный возраст - время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к окружающему миру.
Данная Программа обучения информатике детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи позволит, с помощью новых информационных технологий, повышать уровень развития:
сообразительности;
логического мышления;
речи;
художественного воображения;
мелкой моторики;
зрительной и слуховой памяти;
внимания;
творческих способностей.
Назначение разработанной программы – развивать у дошкольников речь, логическое мышление, творческие способности, внимание, память, мышление, восприятие, пространственные и временные ориентировки, воображение, математические представления, мелкую моторику пальцев рук.
Цель программы - используя современные информационные и коммуникационные технологии, развивать психические, умственные способности и речь детей дошкольного возраста.
Задачи программы обучения информатике:
Образовательные:
формировать навыки работы с персональным компьютером.
Закрепить знания и умения детей по основным разделам Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Воспитательные:
воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
воспитание бережного отношения ко всему окружающему; воспитание уверенности в себе и своих действиях; выработка навыков контроля своей (игровой) деятельности;
Развивающие:
произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций и свойств внимания.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы и смысл заданий, уметь задавать вопросы и отвечать на них.
Расширение кругозора, устранение психологического барьера человек - компьютер.
Настоящая программа описывает курс подготовки по информатике для детей с нарушениями речи дошкольного возраста (5 – 7 лет) и обеспечивает содержание курса Информатика. В детском саду (старшие и подготовительные группы) дети не могут долго сосредотачиваться на одном предмете, их внимание становится рассеянным, если какой-либо объект долго находится в их внимании. В связи с этим, занятия по информатике будут проводиться, не более чем по 15 – 20 минут в день. Общее количество занятий в год – 30. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (5-10 минут) и практических навыков работы на компьютере (старшая группа 10 минут, подготовительная-15 минут). Занятия планируется проводить в игровой форме, т. к. игра является ведущей деятельностью дошкольника, основной упор будет сделан на задания и игры развивающие речь, воображение, память, мелкую моторику, сообразительность, внимание, творческие способности.
Содержание программы
1 год обучения старшая группа
Раздел 1. Компьютер
Применение компьютеров. Правила ТБ в КВТ;
Компьютер и его основные устройства;
Системный блок;
Манипулятор мышь;
Клавиатура. Итоговая игра Супер машина
Раскрашивание компьютерных рисунков.
Требования к знаниям и умениям:
уметь называть части компьютера и знать их назначение;
использовать в своей работе клавиатуру и манипулятор мышь;
осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
знать правила работы в компьютерном зале.
Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов.
Цвет предметов;
Форма предметов;
Размеры предметов;
Названия предметов;
Признаки предметов;
Состав предметов;
Формирование понятия Функция
Рассматривание положительных и отрицательных сторон у одних и тех же свойств предметов;
Последовательность событий и состояний в природе;
Действия предметов;
Порядок действий заданный устно или графически
Раздел 3. Элементы логики
Отрицание;
Истинные и ложные высказывания;
Разрешающие и запрещающие знаки.
2 год обучения, подготовительная
Раздел 1. Компьютер
Компьютер и его основные устройства, Правила ТБ;
Системный блок;
Манипулятор мышь;
Компьютерная графика;
Графический редактор Paint;
Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов.
Сравнение признаков предметов
Понятие часть-целое;
Разбиение группы на подгруппы;
Выделение подгруппы в группе;
Соотнесение элементов 2 групп между собой
Упорядочение предметов;
Закономерность в расположении предметов;
Понятия ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПРАВО, ВЛЕВО;
Понятия РАВНО, НЕ РАВНО;
Понятие БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
Требования к знаниям и умениям:
Находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов);
объединять предметы в группы по признакам;
обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
выделять существенный признак предмета или нескольких предметов;
находить лишний предмет в группе однородных;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
расставлять события в правильной последовательности;
выполнять перечисляемую или изображённую последовательность действий;
описывать свои действия.
различать большие и маленькие предметы, сравнивать предметы и выявлять большее или меньшее количество предметов или составных частей.
Раздел 3. Элементы логики
Логика;
Множества;
Обобщение;
Отрицание;
Истинные и ложные высказывания;
Понятие алгоритм;
Требования к знаниям и умениям:
определять высказывание среди набора предложений:
определять истинное и ложное высказывание;
отличать заведомо ложные фразы;
формулировать отрицание по аналогии;
называть противоположные по смыслу слова;
подбирать слова, отрицающие данные;
пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
видеть вред и пользу свойства у разных предметов;
объединять отдельные предметы в группу с общим названием.
Тематический план занятий для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)
Наименование разделов и тем
Количество занятий в год
Раздел 1. Компьютер
8
Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов
19
Тема 1. Предметы. Признаки, составные части предметов
14
Тема 2. Действия предметов
5
Раздел 3. Элементы логики
3
Всего:
30
Тематический план занятий для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи
(подготовительная группа)
Наименование разделов и тем
Количество занятий в год
Раздел 1. Компьютер
18
Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов
4
Раздел 3. Элементы логики
8
Всего:
30
Программа перспективного планирования работы педагога с детьми в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида
СТАРШАЯ ГРУППА
№ раздела
Месяц
Программное содержание
Название темы
Кол-во з-й.
№
1
2
3
4
5
1
Применение компьютеров. Знакомство с многообразием компьютерной техники и сравнение ЭВМ и других видов машин; развивать интерес и воспитывать бережное отношение к ней.
Наш компьютер – верный друг.
(мир информатики, 1 год обучения: применение компьютеров;
Изучение правил поведения в КВТ.
Развивающая игра Осенние причуды
1
1
Компьютер – это машина. Из чего же она состоит?
Развивающая игра Мы по ягоды, грибы пойдем
Мир информатики, 1 год обучения: Компьютер и его основные устройства;
1
2
Итого:
2
1
Октябрь
Познакомить детей с компьютерной мышью и ее назначением.
Показать, что она умеет делать.
Учить детей щелкать на нужный предмет одинарным либо двойным щелчком, а также перетаскивать предмет.
Инструмент мышь: развивающие игры из программы Мир информатики:
Включи свет;
Наряди елку;
Зажги на елке огни;
Развивающая игра помоги незнайке собрать фрукты и овощи в корзины
1
3
Отработка навыков работы с мышью: Двойной щелчок
Щелкни двойным щелчком на каждом горшке;
Собери портфель;
Перетащи мышкой апельсины в ящик;
Слепи снеговика.
Развивающая игра Хлеб - всему голова (найти пару среди картинок с изображением хлеба и булок
1
4
Пальчиковая игра Секреты здоровья
Клавиатура – назначение и состав;
П.Ч.: Отработка навыков работы на клавиатуре: : развивающие игры из программы Мир информатики - клавиатура.
1
5
Итоговое занятие: Супер машина (Обобщающее занятие, закрепление материала)
1
6
Итого:
4
2
Ноябрь
Признаки и составные части предметов.
Учить детей: находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, состав, название); объединять предметы в группы по признакам; обобщать по признаку; находить закономерность по признаку.
Повторение правил дорожного движения.
Отработка навыков работы с компьютерной мышью
Цвет предметов. (выполнение заданий из учебника * №1,6,7.
Развивающая игра Выбери домашних животных.
Практическая часть: диск Алик, скоро в школу: тюльпаны, мяч)
1
7
Форма предметов. (выполнение заданий из учебника* №10, 14, 15;
Развивающая играВыбери домашних птиц.
Практическая часть: Алик скоро в школу обезьяна, ульи)
1
8
Размер предметов. (упражнения из учебника* № 18, 20у, 22а.у, 21а, 24;
Развивающая игра Танец рыбки.
Практическая часть: диск Алик скоро в школу, задания Грибы, Сарайчик)
1
9
Названия предметов. (упражнения из учебника* № 25, 26, 28, 29*;
Развивающая игра Найди диких животных в зоопарке
Практическая часть: диск Алик скоро в школу цветы перед Аликом)
1
10
Итого:
4
2
Декабрь
Учить детей выделять существенный признак предмета или нескольких предметов; находить лишний предмет в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных, и называть их;
Отработка навыков работы с компьютерной мышью
Признаки предметов. (упражнения из учебника* № 34, 38,39;
Развивающая игра Признаки зимы
Практическая часть: диск Алик скоро в школу Птица на тачке)
1
11
Состав предметов. (упражнения из учебника* № 41, 42, 43, 45*;
Развивающая игра Отыщи зимующих птиц
Практическая часть: презентация с заданиями: найди составные части животных, растений, птиц; диск Алик скоро в школу Жук с ящиками)
1
12
Итоговое занятие по разделу. Приключения Виннипуха и его друзей Упражнения к конкурсам №1,2,3,4,5,6,7,8 из контрольных работ к разделу)
1
13
1
Учить детей раскрашивать картинки по образцу программы Мир информатики. Отработка мелкой моторики рук при работе с мышью. Развивать: пространственную ориентировку, внимание, память.
Раскрашивание компьютерных рисунков. Развивающие игры из программы Мир информатики: Раскрасить рисунок №1, 2,3
Развивающая игра-соревнование Сложи снежинку
Повторение правил поведения в компьютерном зале
1
14
Раскрашивание компьютерных рисунков. Мир информатики: Раскрасить рисунок , № 5, 6,7,8
Развивающая игра Новогодние атрибуты
1
15
Итого:
4
3
Январь
Формирование понятий истинное и ложное суждение, отрицание, разрешающие и запрещающие знаки. Отрабатывать навыки работы с мышью, расширять знания о диких животных. Развивать воображение, мышление, зрительное внимание и память, с помощью программы Живая природа. Домовенок Бу в мире животных. Воспитывать бережное отношение к растениям, любовь ко всему живому.
Игра на повторение техники безопасности Маленький автомобильчик в городе
Знакомство с понятиями Истина, Ложь (задания из учебника ** стр. 52 №3, стр. 53 № 1, стр. 55 № 1, стр. 56 №3).
Мир информатики 1 г.о. Элементы логики. Суждение.
Домовенок Бу приглашает в путешествие зверей: песца, обезьяну и др. (2 , 3 – я картинки: песец, обезьяна, муровъед, акула, жираф, кенгуру)
1
16
Знакомство с понятием Отрицание (№2 стр. 55**, №4 стр. 56**, №2, 3 стр. 64**, №1 стр.57**)
Развивающая игра Дополни комнаты нужной мебелью
Путешествие с домовенком Бу (хамелеон, белка, дикобраз)
1
17
Итоговое занятие Учимся пользоваться разрешающими и запрещающими знаками (№30 стр. 60**, №31 стр.61**, №31 стр. 62**)
Развивающая игра Назови больше бытовых приборов
Практическая часть Бу в мире животных (4,5-я картинки: еж, летучая мышь, коала, гепард, павлин, горный козел)
1
18
Итого:
3
2
Февраль
Действия предметов.
Изучить понятия вверх, вниз, вправо, влево и закрепить умение ими пользоваться.
Учить детей расставлять события в правильной последовательности.
Учить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий, описывать свои действия и определять порядок действий.
Понятия ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПРАВО, ВЛЕВО. (упражнения из учебника* стр. 41 № 18, 19, 20.
Развивающая игра Сложи столовую посуду в шкаф
Практическая часть: диск Алик скоро в школу Скворечник, Колодец)
1
19
Последовательность событий и состояний в природе. . (упражнения из учебника* стр. 47, № 33, 35, 37.
Настольная игра последовательность событий в природе
Практическая часть: диск Алик скоро в школу красная и синяя птицы на дереве, розовая птица на дереве)
1
20
Действия предметов (упражнения из учебника* стр. 44 № 25, 27, 31.
Развивающая игра Найди атрибуты солдата
Практическая часть: диск Алик скоро в школу птица на тачке)
1
21
Порядок действий. (упражнения из учебника* стр. 52 № 42, 43, 44, (40*, 41*).
Развивающая игра Подружимся
Практическая часть: диск Алик скоро в школу жук с ящиками овощей)
1
22
Итого:
4
2
Март
Закрепить пройденный материал. Повысить интерес к изученному.
Итоговое занятие по разделу.
Виртуальное путешествие с Аликом
1
23
Отрабатывать навыки работы с мышью, расширять знания об окружающем мире. Развивать творческое воображение, мышление, умение регулировать деятельность, зрительное внимание и память, образное восприятие, с программой Живая природа. Домовенок Бу в мире растений. Воспитывать бережное отношение к растениям, любовь ко всему живому.
Бу знакомит с волшебной книгой о мире растений. (1 закладка)
Развивающая игра Атрибуты работников разных профессий.
1
24
Продолжаем читать с Бу. (2 закладка)
Развивающая игра Найди инструмент и сопоставь ему материал
Повторение правил ТБ.
1
25
Собираем гербарий с волшебной книгой домовёнка Бу. (3 закладка)
Повторяем применение компьютеров.
Развивающая игра Сопоставь народ и его традиционные атрибуты
1
26
Итого:
4
2
Апрель
Продолжить работу в программе Живая природа. Домовенок Бу в мире растений. Развивать пространственное воображение, мышление, зрительную и образную память.
Продолжаем знакомиться с секретами мира растений. (4 закладка)
Повторяем компьютер и его основные устройства.
Развивающая игра Весенние чудеса .
1
27
Почитаем, поиграем с волшебной книгой Бу (5 закладка)
Повторяем правила поведения в КВТ.
Развивающая игра Вперед, в космос
1
28
Удивительный мир с волшебной книгой Бу! (6 закладка)
Конструирование из кубиков Хамелеон
Игра: Найди лишнего. Перелетные птицы
1
29
Заканчиваем чтение волшебной книги с Домовенком Бу В мире растений. (7 закладка
Игра Отгадай-ка деревья.
1
30
Итого:
4
Всего:
30
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1
Сентябрь
Дать понятия системный блок, монитор, клавиатура, компьютерная мышь, принтер, сканер, колонки и их назначение. Развивать зрительное внимание и память, знания об окружающем мире, сенсорные процессы, мелкую моторику рук. Учить детей выполнять выбор и действия самостоятельно.
Из чего состоит компьютер
Правила поведения в кабинете информатики
Развивающая игра Мы по ягоды, грибы
Практическая часть: Мир информатики, Правила поведения в кабинете информатики, Компьютер и его основные устройства.
1
1
Что такое СИСТЕМНЫЙ БЛОК?
Развивающая игра Наш веселый огород
Практическая часть: Мир информатики системный блок
1
2
Итого:
2
1
Октябрь
Повторить и закрепить назначение компьютерной мыши, и её применение.
Дать понятие Компьютерная графика. Учить детей собирать картинки из фрагментов в программе Мир информатики Графика (головоломки).
Развитие мелкой моторики при работе с мышью, творческого воображения, сообразительности
Компьютерная мышь – наш верный друг и помощник.
Развивающая игра Осень - дивная пора.
Практическая часть: Мир информатики - мышь
1
3
Компьютерная графика.
Развивающая игра Хлебные узоры
Практическая часть: Мир информатики – 1 год обучения - Графика № 1,2
1
4
Компьютерная графика.
Подвижная игра Минутка здоровья
Практическая часть: Мир информатики – 1 год обучения - Графика № 3,4
1
5
Компьютерная графика.
Развивающая игра исчезла Одежда и обувь
Практическая часть: Мир информатики - 2 год обучения Графика № 2,3
1
6
Итоговое занятие по разделу Компьютер:
1. Повторение состава компьютера и его назначения;
2. Развивающая игра с кубиками Хамелеон;
3. Практическая часть: Мир информатики - 2 год обучения – конструирование.
1
7
Итого:
5
3
Ноябрь
Учить детей: объединять различные предметы в группы с общим названием; планировать ход решения; предусматривать и оценивать возможные варианты; выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки; ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные.
Повторение правил дорожного движения.
Развивать память, логическое мышление, воображение, знания об окружающем мире
Логика. Выполнение упражнений из учебника * стр. 10 № 17, 22, 23, 29
Развивающая игра Загадочные электроприборы
Практическая часть: Мир информатики - Логика
1
8
Обобщение. Упражнения из учебника* стр. 11 № 18, 20, 21, 30.
Развивающая игра Волшебные инструменты
Практическая часть: Мир информатики - Обобщение
1
9
Множества. Упражнения из учебника * стр. 14, № 19, 25, 26, 28.
Развивающая игра Найди посуду кухонную
Практическая часть: Мир информатики - Множества
1
10
Итоговое занятие по разделу Логика: Множества
Сравнение множеств.
Развивающая игра Сварим вместе вкусный суп К 6.3
Упражнения из учебника * стр. 19, № 33,35, 36,
Закрепление пройденного материала раздела, выполнение упражнений: 32, 37, 38.
1
11
Итого:
4
1
Декабрь
Учить детей навыкам работы в простейшем графическом редакторе Paint. (инструмент карандаш, ластик, кисточка, прямая).
Отработка навыков работы с мышью.
Развивать: графические навыки, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук, внимание и пространственных ориентировок.
Знакомство с Программой Paint.
Развивающая игра Комнатные растения
Практическая часть: задания для закрепления инструмента Карандаш, Надпись программа Paint.
1
12
Изучение инструмента Ластик, Распылитель программы Paint.
Развивающая игра Традиции русского народа
Практическая часть: задания для закрепления инструмента Ластик, Распылитель, Надпись программа Paint.
1
13
Изучение инструмента Кисточка программы Paint
Игра Зимние забавы
Практическая часть: задания для закрепления инструмента Кисточка, Распылитель программа Paint.
1
14
Изучение инструмента Овал программы Paint.
Игра Новогодний калейдоскоп
Практическая часть: рисование открытки С новым годом!
1
15
Итого:
5
1
Январь
Продолжаем знакомство с инструментами художника в программе Paint.
Развитие: тактильно-двигательного восприятия, сенсорных представлений, представлений об окружающем мире, мышления, графических навыков, внимания, мелкой моторики рук.
Отработка навыков работы с компьютерной мышью.
1. Изучение инструмента Прямоугольник программы Paint.
Развивающая игра Зимующие птицы
Практическая часть: задания для закрепления инструмента Прямоугольник
1
16
1. Изучение инструментов Прямая, Кривая программы Paint.
Развивающая игра Дикие животные
3 Практическая часть: задания для закрепления инструментов Прямая, Кривая программа Paint.
1
17
Изучение инструмента Выделение программы Paint.
Развивающая игра Найди домашних животных
Практическая часть: задания для закрепления инструмента Распылитель
1
18
Итого:
3
1
Февраль
Продолжаем знакомство с инструментами художника в программе Paint. Закрепляем применение изученных ранее инструментов юного художника.
Развитие: зрительного восприятия, памяти, ориентировки на плоскости, мышления, графических навыков, внимания, мелкой моторики рук.
Отработка навыков работы мышью.
Изучение инструмента Заливка, выбор цвета программы Paint.
Развивающая игра Создадим свой зоопарк
Практическая часть: задания для закрепления инструмента Заливка, выбор цвета
1
19
Развивающая игра подводные жители
Беседа Наши защитники
Практическая часть: создание рисунка на тему Открытка ко дню защитника отечества
1
20
1. Изучение инструмента Выбор цвета программы Paint.
2. Развивающая игра Дружные ребята
3. Практическая часть: задания для закрепления инструмента Выбор цвета, закрепление применения всех изученных инструментов.
1
21
Итоговое занятие: Открытка к 8 марта
Беседа Наши мамы
Практическая часть: создание рисунка на тему Открытка к 8 марта для мамы
Подвижная игра Давай подружимся
1
22
Итого:
4
2
Март
Учить детей сравнивать предметы или наборы предметов и выявлять большее или меньшее, равное или не равное их количество или составных частей в них.
Развивать: мышление, внимание, глазомер, пространственное воображение, смекалку Учить детей подбирать слова-антонимы.
Понятия БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ. (упражнения из учебника* стр 37 № 9, 11, 14, 15, 16*.
Беседа Мамин день
практическая часть: выполнение заданий в РР Цветы для мамы, сложи букет, собери подарки и др.
1
23
Понятия РАВНО, НЕ РАВНО. (упражнения из учебника* стр. 34 № 2, 4, 6, 5.
Развивающая игра Все профессии важны
Практическая часть: выполнение заданий в РР Атрибуты профессий, Исключи лишний атрибут, Определи профессию героя.
1
24
2
Учить: сравнивать предметы по различным признакам и разделять группу на подгруппы по определенному признаку.
Формировать понятие часть - целое.
Познакомить с развивающей программой Веселые моторы 2
Развивать: логическое мышление, внимание, глазомер, пространственное воображение, смекалку.
Сравнение предметов по признакам;
Развивающая игра Весенние причуды;
Практическая часть упражнения в программе Арифметика. Магазинчик домовенка Бу
1
25
Формирование понятия часть-целое, разбиение группы на подгруппы, выделение подгруппы в группе, сравнение 2-х групп (упражнения из учебника **: стр. 17 №1,2, стр. 19 №1, 2, стр. 21 № 1, стр. 23 №1,2, стр. 25 № 1, стр. 27 № 1);
Подвижная игра Лес – полон чудес
Практическая часть упражнения в программе Арифметика. Магазинчик домовенка Бу)
1
26
Итого:
4
3
3
Апрель
Учить разбивать действия на этапы и выстраивать действия и события в правильной последовательности.
Сформировать понятия: алгоритм, истинное и ложное высказывание, отрицание.
Развивать: память, логическое мышление, воображение, зрительное внимание, зрительную память, целостное восприятие процесса и предмета.
Расширять знания об окружающем мире.
Разбиение действий предметов на этапы; формирование понятия алгоритм (упражнения из учебника **: стр. 41 №1, стр. 42 №2, стр. 44 №1,2, стр. 45 №1, 2, стр. 46 № 1,2 письменно;
Подвижная игра Бывает – не бывает про насекомых;
Практическая часть:1) Мир информатики, 2 год обучения: алгоритм, способы представления алгоритма, исполнитель; 2) развивающие игры в программе Весёлые моторы: Экскаватор-маршрут, Каток - парк)
1
27
Понятия истинное и ложное высказывание (упражнения из учебника **: стр. 53 №1, стр. 55 №1, 2, стр. 56 № 3, 4. )
Развивающая игра Полет в космос
Практическая часть: 1) Мир информатики, 1 год обучения, истинные и ложные высказывания №1,2, №3 устно; 2) развивающие игры в программе Весёлые моторы: Пожарная машина 2 игры Метро 2 задания)
1
28
Понятие Отрицание
(упражнения из учебника *: стр. 42 №1, 2,3, стр. 44 №4, 5, 6, 7, стр. 46 №9, 10, №11 – письменно, стр. 48 № 12, 15.)
Развивающая игра Моя планета...
Практическая часть: 1) Мир информатики, 1 год обучения, истинные и ложные высказывания №1,2, №3 устно; 2) развивающие игры в программе Весёлые моторы: Пожарная машина 2 игры Метро 2 задания)
1
29
Итоговое занятие: Решение задач на смекалку (упражнения из учебника **: №1 стр. 61, №2 стр. 62)
Повторение: состава ПК и его назначения, правил техники безопасности.
Развивающая игра Мой любимый город
Практическая часть: Развивающие игры в программе Весёлые моторы: Баржа 2 задания.
1
30
Итого:
4
Всего:
30
* Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1-й класс: Учебник в 2-х частях, часть 1. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2008. – 80 с. Ил. (Образовательная система Школа 2100).
** Горячев А. В., Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет/ А. В. Горячев, Н. В. Ключ. - Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2010. – 64 с. : ил. (Образовательная система Школа 2100; Комплексная программа развития и воспитания дошкольников Детский сад 2100).
Учебный план ДОУ №7 по информатике для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи
Группа
Старшая
Количество занятий
Раздел программы
В неделю
В месяц
В год
Информатика
1
4
30
Раздел 1. Компьютер
1
4
8
Применение компьютеров. Правила поведения в компьютерном зале.
1
1
1
Компьютер и его основные устройства.
1
1
1
Манипулятор мышь.
1
3
3
Раскрашивание компьютерных рисунков.
1
2
2
Итоговое занятие по разделу
1
1
1
Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов
1
4
19
Тема 1. Признаки и составные части предметов
1
4
14
В мире растений с домовёнком Бу
1
4
7
Цвет предметов.
1
1
1
Форма предметов.
1
1
1
Размер предметов.
1
1
1
Названия предметов
1
1
1
Признаки предметов
1
1
1
Состав предметов
1
1
1
Итоговое занятие по разделу.
1
1
1
Тема 2. Действия предметов
1
5
5
Понятия ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПРАВО, ВЛЕВО.
1
1
1
Последовательность событий и состояний в природе.
1
1
1
Действия предметов.
1
1
1
Порядок действий.
1
1
1
Итоговое занятие по разделу.
1
1
1
Раздел 3. Элементы логики
1
3
3
Знакомство с понятиями Истина, Ложь
1
1
1
Знакомство с понятием Отрицание
1
1
1
Итоговое занятие. Учимся пользоваться разрешающими и запрещающими знаками
1
1
1
Группа
Подготовительная
Количество занятий
Раздел программы
В неделю
В месяц
В год
Информатика
Раздел 1. Компьютер
1
4
18
Правила поведения в компьютерном зале. Состав компьютера.
1
1
1
Системный блок.
1
1
1
Мышь.
1
1
1
Компьютерная графика
1
3
3
Итоговое занятие по разделу Компьютер
1
1
1
Графический редактор Paint
1
4
10
Итоговое занятие.
1
1
1
Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов.
1
1
4
Больше, меньше.
1
1
1
Равно, не равно.
1
1
1
Сравнение предметов по признакам.
1
1
1
Формирование понятия часть-целое
1
1
1
Раздел 3. Элементы логики
1
4
8
Логика.
1
1
1
Множества.
1
1
1
Обобщение.
1
1
1
Итоговое занятие по теме Множества.
1
1
1
Разбиение действий на этапы. Формирование понятия алгоритм
1
1
1
Понятия Истина и ложь.
1
1
1
Понятие Отрицание.
1
1
1
Итоговое занятие. Решение задач на смекалку.
1
1
1
Основные требования к уровню подготовки выпускников по учебной дисциплине Информатика
В результате изучения учебной дисциплины Информатика дошкольник должен знать:
Понятие истинного и ложного высказывания;
понятие отрицания высказывания;
понятие множества и вложенного подмножества;
основные части компьютера и их назначение.
Кроме того, дошкольник должен уметь:
выделять свойства предметов;
находить лишний предмет в группе однородных;
объединять предметы в группы по признакам;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
определять истинные и ложные высказывания, отрицание высказывания;
называть части компьютера;
использовать в работе клавиатуру и манипулятор мышь;
осуществлять необходимые операции при работе в различных программах.Литература
Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Баласс, 2010. – 64 с.
Горячев А. В., Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет/ А. В. Горячев, Н. В. Ключ. - Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2010. – 64 с. : ил. (Образовательная система Школа 2100; Комплексная программа развития и воспитания дошкольников Детский сад 2100).
Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 1-й класс: Учебник в 2-х частях, часть 1. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2008. – 80 с. Ил. (Образовательная система Школа 2100).
Горячев А. В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1-й класс: Учебник в 2-х частях, часть 2. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2008. – 80 с. Ил. (Образовательная система Школа 2100).
Горячев А. В., Волкова Т. О. , Горина К. И. Информатика в играх и задачах. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2008. – 160 с. Ил. (Образовательная система Школа 2100).
Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей/ авт.-сост. З. М. Габдуллина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139 с.
Дошколенок +компьютер: перспективно-тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет / авт. – сост. Л. А. Коч, Ю. А. Бревеова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 197 с.
6