Публикации Актуальные проблемы преподавания профессиональных модулей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные проблемы преподавания профессиональных модулей
Автор: Постникова Ольга Ивановна

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
Постникова Ольга Ивановна
Преподаватель профессиональных модулей
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нижегородский медицинский колледж, г. Нижний Новгород
В настоящее время профессиональная подготовка выпускника медицинского колледжа базируется на содержании специальных дисциплин, что является традиционным подходом в организации образовательного процесса. Но стоит отметить, что современное образование и все его виды стараются перейти на новые рельсы, чтобы создавать такого выпускника, который бы отвечал потребностям современного общества.
В этой связи более актуальным становится компетентностный подход в организации обучения. Этот подход применяется как на ступени высшего, так и на ступени среднего профессионального образования.
Так же отмечается, что более качественно компетентностный подход может быть реализован при помощи модульного обучения. Таким образом, актуальность тематики данной статьи не вызывает сомнения. Этот факт можно также подтвердить тем, что при организации самого модульного обучения уже возникает ряд проблем, которые, прежде всего, связаны с преподаванием профессиональных дисциплин. Это происходит, потому что профессиональные дисциплины образуют базу в получении профессии, соответственно в традиционной форме их преподавания преподаватель может полностью контролировать процесс обучения, вносить коррективы, и группа в общем режиме получит знания, которые будут дифференцированы при оценке. В модульном обучении все происходит несколько иначе. В этой связи целью статья имеет анализ сложившихся проблем преподавания профессиональных модулей.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Выделить разницу между преподаванием профессиональной дисциплины и преподаванием профессионального модуля.
Сформулировать проблемы, связанные с изучением профессиональных модулей в учреждении среднего профессионального образования.
Создать рекомендации, способствующие решению выявленных проблем.
Преподавание профессиональной дисциплины это процесс передачи знаний по дисциплинам профессионального блока. Традиционное содержание этих предметов в настоящее время не соответствует принципиально изменившимся экономическим, социальным и образовательным потребностям современного общества. Этот тезис можно обосновать наличием таких факторов как:
новые практические требования к профессиональной подготовке;
новые цели и задачи, стоящие перед выпускниками;
современные взгляды на гуманистическую направленность образования [1; 42 с.].
Все это имеет значительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки, развитие интереса учащихся к приобретению новых знаний, их профессиональной мобильности, гарантии трудоустройства.
Профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
В отличии от традиционного подхода в обучении, модульное обучение – это четко выстроенная технология. Она базируется на научно-обоснованных данных. Модульная технология выстроена на идеях развивающего обучения. Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающихся, причем не эпизодических, а системных [3; 17 с.].
В этой связи стоит выделить следующие проблемы, которые возникают во время преподавания профессиональных модулей:
Переход к новому подходу – проблемной формулировке подачи материала.
Студенты, обучающиеся при помощи освоения профессиональных модулей, имеют свой персональный темп работы и динамику в освоении профессиональных модулей, что затрудняет процесс контроля преподавателем.
Для успешного освоения профессионального модуля студент должен быть осведомлен о том, какие компетенции он получит в процессе обучения.
Это все создает ряд трудностей в организации учебного процесса. Преподавателю необходимо создавать программы с опорой на новые стандарты и учитывая индивидуальные способности каждого студента. Необходимо знакомить студента не только с общими понятиями и содержанием курса, но и теми компетенциями, которые он сможет получить в процессе обучения. Чаще всего студенты игнорируют данный процесс, считают его неважным, так как они ориентированы на высокую оценку, а не на освоение компетенции.
Также преподавателю стоит продумывать блоки модулей для того, чтобы была возможность постоянного контроля, а также осуществления обратной связи со студентами, которая бы показывала, как студент освоил тот или иной материал, на каком он уровне освоения компетенции. Это также обуславливает создание оценочных блоков, согласно которым можно дифференцировать в промежутках знания студента.
Обучение становится достаточно интерактивным и гибким, благодаря системе модулей оно позволяет всем студентам в своем темпе освоить курс и получить ту или иную компетенцию. Для этого преподаватель сам должен быть готов соответствовать данному темпу обучения, быть мобильным, грамотным, активным, умеющим донести суть профессии до студента при помощи таких возможностей обучения.
В этой связи стоит предложить ряд рекомендаций, которые будут решать выделенные проблемы в преподавании профессиональных модулей.
Во время разработки блоков модуля, а также заданий, преподавателю следует опираться на состав курса, ориентировать студентов на цель учебной деятельности, мотивировать их на овладение модулем, создать эффективную систему студенческого самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс [2; 24 с.].
При выполнении студентом задания, как было оговорено в своем для студента темпе, стоит применять дозированную помощью преподавателя, чтобы студент ощущал свою свободу и самостоятельность, но при этом в зоне ближайшего развития видел поддержку преподавателя. Этот прием способствует созреванию функций психики обучающегося. Также для обеспечения более или менее общего темпа освоения модуля можно применять различные формы работ: например групповые.
Для того, чтобы студенты при модульном обучении знали перечень основных компетенций по каждому конкретному модулю, стоит погружать студентов в организацию процесса обучения. Это можно осуществить при помощи их знакомства с программой модуля на вводном занятии, объяснить понятие компетенция, особенности ее применения в современном образовании. Проговаривание данных аспектов станет мотивацией для студентов в освоении профессиональных модулей, так как у них будет сформировано понимание, что это необходимо для их личностного роста в освоении профессии, что это также будет способствовать трудоустройству и успешности в будущем. Ведь в большинстве стандартов компетенции по тем или иным модулям обучения связаны с квалификационными характеристиками той или иной профессии.
Важным моментом здесь становится процесс создания вопросов и учебных задач, которые могли бы обеспечить охват всех видов работ по модулю, и которые выносятся на контроль после изучения модуля [2; 25 с.].
В отношении последней проблемы соответствия самого преподавателя темпам обучения профессиональным модулям стоит отметить, что педагог- это обладатель такой профессии, которая заставляет постоянно находиться в развитии. Поскольку меняются стандарты, обновляется и сам педагог. Необходимо создавать возможности для поддержания педагогического состава, обучать новым технологиям, создавать условия для обмена опытом, в том числе и на международном уровне, чтобы преподаватель был компетентным, продвинутым организатором процесса обучения.
Подводя итог, следует отметить, что во время преподавания профессиональных модулей в среднем профессиональном учебном заведении возникает ряд проблем, которые связаны с программным обеспечением модулей, а так же с реализацией этой программы на практике, решение этих проблем находится в руках грамотного, компетентного и продвинутого педагога.
Список литературы:
Горькаева Е. Ю. Специфика дисциплин в колледже и ее влияние на процесс проектирование учебно-методического обеспечения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 42-45.
Малышева Е.А. Малышева С.А. Проблемы многоуровневого профессионального образования в медицинском колледже. Электронный ресурс URL: (дата обращения 14.11.2017 года)
Савостина С.С. Модульное обучение студентов колледжа в контексте компетентностного подхода. Электронный ресурс URL: (дата обращения 14.11.2017 года)