Публикации
Динамические паузы на занятиях в ДОУ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Динамические паузы на занятиях в ДОУ
Автор: Толуева Юлия Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Динамические паузы на занятиях в ДОУ
Автор: Толуева Юлия Викторовна
Динамические паузы на занятиях в ДОУ
Воспитатель
МДОУ Црр – детский сад № 31
города Магнитогорска
Толуева Юлия Викторовна
Береги платье снову, а здоровье – смолоду – гласит народная мудрость. И с этим сегодня вряд ли кто-либо не согласиться. Ухудшающаяся экологическая обстановка, вызванная технической революцией, стремительный и интенсивный образ жизни большинства людей, как следствие рост числа заболеваний, все это приводит к тому, что тема здоровьесбережения день ото дня становиться все более и более актуальной, приковывает к себе внимание все большего и большего количества людей. В рамках дошкольного образования, большая часть этого внимания направлена на профилактику и укрепление нервной и опорно-двигательной систем ребенка. На что есть свои основания.
Потребность человека в двигательной активности, как и у животных, является врожденной. Врачи-педиатры утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым.Их поддерживают психологи, высказывая мысль, что маленький ребенок – это деятель! А деятельность выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движение – тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное становление.
В ДОУ потребность детей в движении удовлетворяется различным образом: на физкультурных занятиях, в ходе утренней гимнастики, в подвижных играх, а также посредством динамических пауз, проводимых во время занятий.
Динамические паузы(физминутки) – это кратковременные физические упражнения, направленные на предупреждения утомления и восстановления умственной работоспособности. Физминутка – это один из обязательных, продуманных элементов в любой образовательной деятельности. Она необходима и важна как для младших, так и для старших дошкольников.
Во-первых, физминутки снимают утомление нервно-мышечной системы, вызванное чрезмерной концентрацией и неподвижным состоянием, улучшают кровообращение, активируют дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Во-вторых, они переключают внимание с одной деятельности на другую, стимулируют мышление детей, создают положительный эмоциональный фон, способствуют взаимодействию, повышают активность на занятиях.
Физминутки, как правило, проводятся на начальном этапе утомления примерно с через 5, 9 и 12 минут непосредственной образовательной деятельности в соответствии с возрастом детей от 3 до 7-ми лет. По продолжительности они занимают около 1-4 минут. В наиболее сложные занятия, требующие длительного напряженного сосредоточения, можно включать и по две динамические паузы.
Лучше всего если динамические паузы во время занятия подбираются в сочетании с его темой и содержанием. Я стараюсь каждую физминутку разрабатывать к конкретному занятию, включать в нее определенный набор упражнений. Регулярно пополняю свою картотеку новыми комплексами, чтобы через разнообразие повысить интерес детей к обучению, улучшить качество движений.
Физкультминутки должны вызывать у детей положительные эмоции. Поэтому я стремлюсь включать в них элементы игр, упражнения с предметами, рифмовки с движениями, театрализации. Но главное, чтобы все движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, чтобы они были достаточно интенсивны, влияли на многие группы мышц, но не были чрезмерными.
Если подходить к физминуткам с позиции классификации, то среди них выделяют следующие виды упражнений:
1. Упражнения для снятия общего и локального утомления
2. Пальчиковая гимнастика, упражнения для кистей рук
3. Дыхательная гимнастика
4. Упражнения на контроль осанки
5. Гимнастика для глаз и др.
В своей работе я стараюсь объединять в одной динамической паузе несколько видов упражнений, чтобы не тратить лишний раз учебное время. Например, пальчиковую гимнастику я провожу стоя, примерно в середине занятий. Часто сочетаю ее с игровыми упражнениями на снятие общего утомления. Для малышей наиболее интересны стихотворные формы таких игр-упражнений. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс движений к нему. Запомнив слова и движения вместе со взрослым, впоследствии они могут самостоятельно выполнять все упражнения.
Для средних и старших дошкольников наиболее привлекательными являются упражнения сопровождаемые музыкой, хороводные игры. Они с удовольствием двигаются, танцуют и прыгают, по команде отстукивают ритм. Такие игры сейчас очень распространены. Музыкальное сопровождение к ним можно скачать в интернете. Мои дети, например, очень полюбили песню-игру Осень по садочку ходила под украинскую народную мелодию в обработке И. Г. Смирновой. Слова Н. Б. Караева.
Осень в этой игре может изображать либо сам воспитатель, либо кто-то из детей. Ее можно проводить либо стоя за столами, а можно в кругу.
1. Осень по садочку ходила, (дети машут над головой руками из стороны в сторону, изображая ветви деревьев)Листики свои обронила, (руки несколько раз плавно опускаются вниз)Обошла весь сад, обыскала, (дети кружатся вокруг своей оси)Листья не нашла, плакать стала. (дети опускают и подымают плечи)
2. Золотые листья нашли мы (дети выставляют руки вперед, а кисти рук машут вверх-вниз, в разнобой)И тебе их все принесли мы. (кисти рук машут из стороны в сторону)У кого они, угадай-ка (руки прячутся за спину)И с ребятами поиграй-ка. (дети сначала выбражают, а потом дразнят Осень, выставляя и пряча свои ручки)
Задача Осени в этой игре – ухватить кого-нибудь за руку.
Игра очень веселая, похожа на новогоднюю игру с Дедом Морозом.
Есть также множество увлекательных игр, где дети должны изобразить определенных персонажей или угадать, о ком или о чём идёт речь, по характерным движениям.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Релаксационные упражнения также очень важны во время занятий. Ведь когда они перевозбуждены, то очень нервничают, а потому неспособны адекватно воспринимать учебный материал.
Гимнастика для глаз – это обязательный ежедневный комплекс упражнений для моих воспитанников. Органы зрения находятся в постоянном напряжении у всех людей, и дети – не исключение. На них оказывают влияние телевизор, компьютер, планшет, мобильный телефон, чтение, рисование и прочее. Как правило, глаза малыша отдыхают только во сне. Именно поэтому эти упражнения необходимы в любом возрасте, чтобы предупредить различные заболевания, связанные с глазами.
Упражнения для детских глазок следует выполнять в течение 7 минут.
Разучивание упражнений происходит постепенно.
На просторах интернета я нашла интересный многосерийный мультфильм – Ше-Бе для глаз. Этот детский медицинский сериал стал основой для моих занятий по обучению дошкольников глазной гимнастики.
Примерное поэтапное разучивания упражнений для глаз
с детьми старшего дошкольного возраста
Упражнение № 1"Пальминг"
Упражнение № 2 "Вспоминание символов"
Упражнение № 3 "Вспоминание цвета и объектов"
Упражнение №4 "Вертикальный маятник"
Упражнение № 5 "Моргание"
Упражнение № 6 "Поочередная концентрация"
Упражнение № 7 "Зажмуривание"
Упражнение № 8 "Горизонтальный маятник"
Упражнение № 9 "Близко-далеко"
Упражнение № 10 "Часы"
Упражнение № 11 "Восьмерка"
Все упражнения этого комплекса выполняются детьми весело и с удовольствием. Но для того, чтобы детям были более понятны цели проводимых упражнений, я провожу с ними ознакомительные и образовательные беседы по теме Глаза – это наши помощники.
На этапе закрепления и тренировки уже разученных упражнений я стараюсь использовать стихи.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что динамические паузы в детском саду очень важны и обязательны для детей любого возраста. Их роль и значение очень велико, т. к. физминутки отлично помогают малышу вернуться к образовательному процессу с новыми силами.
Воспитатель
МДОУ Црр – детский сад № 31
города Магнитогорска
Толуева Юлия Викторовна
Береги платье снову, а здоровье – смолоду – гласит народная мудрость. И с этим сегодня вряд ли кто-либо не согласиться. Ухудшающаяся экологическая обстановка, вызванная технической революцией, стремительный и интенсивный образ жизни большинства людей, как следствие рост числа заболеваний, все это приводит к тому, что тема здоровьесбережения день ото дня становиться все более и более актуальной, приковывает к себе внимание все большего и большего количества людей. В рамках дошкольного образования, большая часть этого внимания направлена на профилактику и укрепление нервной и опорно-двигательной систем ребенка. На что есть свои основания.
Потребность человека в двигательной активности, как и у животных, является врожденной. Врачи-педиатры утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым.Их поддерживают психологи, высказывая мысль, что маленький ребенок – это деятель! А деятельность выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движение – тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное становление.
В ДОУ потребность детей в движении удовлетворяется различным образом: на физкультурных занятиях, в ходе утренней гимнастики, в подвижных играх, а также посредством динамических пауз, проводимых во время занятий.
Динамические паузы(физминутки) – это кратковременные физические упражнения, направленные на предупреждения утомления и восстановления умственной работоспособности. Физминутка – это один из обязательных, продуманных элементов в любой образовательной деятельности. Она необходима и важна как для младших, так и для старших дошкольников.
Во-первых, физминутки снимают утомление нервно-мышечной системы, вызванное чрезмерной концентрацией и неподвижным состоянием, улучшают кровообращение, активируют дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Во-вторых, они переключают внимание с одной деятельности на другую, стимулируют мышление детей, создают положительный эмоциональный фон, способствуют взаимодействию, повышают активность на занятиях.
Физминутки, как правило, проводятся на начальном этапе утомления примерно с через 5, 9 и 12 минут непосредственной образовательной деятельности в соответствии с возрастом детей от 3 до 7-ми лет. По продолжительности они занимают около 1-4 минут. В наиболее сложные занятия, требующие длительного напряженного сосредоточения, можно включать и по две динамические паузы.
Лучше всего если динамические паузы во время занятия подбираются в сочетании с его темой и содержанием. Я стараюсь каждую физминутку разрабатывать к конкретному занятию, включать в нее определенный набор упражнений. Регулярно пополняю свою картотеку новыми комплексами, чтобы через разнообразие повысить интерес детей к обучению, улучшить качество движений.
Физкультминутки должны вызывать у детей положительные эмоции. Поэтому я стремлюсь включать в них элементы игр, упражнения с предметами, рифмовки с движениями, театрализации. Но главное, чтобы все движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, чтобы они были достаточно интенсивны, влияли на многие группы мышц, но не были чрезмерными.
Если подходить к физминуткам с позиции классификации, то среди них выделяют следующие виды упражнений:
1. Упражнения для снятия общего и локального утомления
2. Пальчиковая гимнастика, упражнения для кистей рук
3. Дыхательная гимнастика
4. Упражнения на контроль осанки
5. Гимнастика для глаз и др.
В своей работе я стараюсь объединять в одной динамической паузе несколько видов упражнений, чтобы не тратить лишний раз учебное время. Например, пальчиковую гимнастику я провожу стоя, примерно в середине занятий. Часто сочетаю ее с игровыми упражнениями на снятие общего утомления. Для малышей наиболее интересны стихотворные формы таких игр-упражнений. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс движений к нему. Запомнив слова и движения вместе со взрослым, впоследствии они могут самостоятельно выполнять все упражнения.
Для средних и старших дошкольников наиболее привлекательными являются упражнения сопровождаемые музыкой, хороводные игры. Они с удовольствием двигаются, танцуют и прыгают, по команде отстукивают ритм. Такие игры сейчас очень распространены. Музыкальное сопровождение к ним можно скачать в интернете. Мои дети, например, очень полюбили песню-игру Осень по садочку ходила под украинскую народную мелодию в обработке И. Г. Смирновой. Слова Н. Б. Караева.
Осень в этой игре может изображать либо сам воспитатель, либо кто-то из детей. Ее можно проводить либо стоя за столами, а можно в кругу.
1. Осень по садочку ходила, (дети машут над головой руками из стороны в сторону, изображая ветви деревьев)Листики свои обронила, (руки несколько раз плавно опускаются вниз)Обошла весь сад, обыскала, (дети кружатся вокруг своей оси)Листья не нашла, плакать стала. (дети опускают и подымают плечи)
2. Золотые листья нашли мы (дети выставляют руки вперед, а кисти рук машут вверх-вниз, в разнобой)И тебе их все принесли мы. (кисти рук машут из стороны в сторону)У кого они, угадай-ка (руки прячутся за спину)И с ребятами поиграй-ка. (дети сначала выбражают, а потом дразнят Осень, выставляя и пряча свои ручки)
Задача Осени в этой игре – ухватить кого-нибудь за руку.
Игра очень веселая, похожа на новогоднюю игру с Дедом Морозом.
Есть также множество увлекательных игр, где дети должны изобразить определенных персонажей или угадать, о ком или о чём идёт речь, по характерным движениям.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Релаксационные упражнения также очень важны во время занятий. Ведь когда они перевозбуждены, то очень нервничают, а потому неспособны адекватно воспринимать учебный материал.
Гимнастика для глаз – это обязательный ежедневный комплекс упражнений для моих воспитанников. Органы зрения находятся в постоянном напряжении у всех людей, и дети – не исключение. На них оказывают влияние телевизор, компьютер, планшет, мобильный телефон, чтение, рисование и прочее. Как правило, глаза малыша отдыхают только во сне. Именно поэтому эти упражнения необходимы в любом возрасте, чтобы предупредить различные заболевания, связанные с глазами.
Упражнения для детских глазок следует выполнять в течение 7 минут.
Разучивание упражнений происходит постепенно.
На просторах интернета я нашла интересный многосерийный мультфильм – Ше-Бе для глаз. Этот детский медицинский сериал стал основой для моих занятий по обучению дошкольников глазной гимнастики.
Примерное поэтапное разучивания упражнений для глаз
с детьми старшего дошкольного возраста
Упражнение № 1"Пальминг"
Упражнение № 2 "Вспоминание символов"
Упражнение № 3 "Вспоминание цвета и объектов"
Упражнение №4 "Вертикальный маятник"
Упражнение № 5 "Моргание"
Упражнение № 6 "Поочередная концентрация"
Упражнение № 7 "Зажмуривание"
Упражнение № 8 "Горизонтальный маятник"
Упражнение № 9 "Близко-далеко"
Упражнение № 10 "Часы"
Упражнение № 11 "Восьмерка"
Все упражнения этого комплекса выполняются детьми весело и с удовольствием. Но для того, чтобы детям были более понятны цели проводимых упражнений, я провожу с ними ознакомительные и образовательные беседы по теме Глаза – это наши помощники.
На этапе закрепления и тренировки уже разученных упражнений я стараюсь использовать стихи.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что динамические паузы в детском саду очень важны и обязательны для детей любого возраста. Их роль и значение очень велико, т. к. физминутки отлично помогают малышу вернуться к образовательному процессу с новыми силами.