Публикации Патриотическое воспитание в условиях детского дома

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание в условиях детского дома
Автор: Баублис Татьяна Григорьевна

Автор: Баублис Татьяна Григорьевна, старший воспитатель
МКУ Центр содействия семейному устройству детей Радуга
Патриотическое воспитание в условиях детского дома
Во все времена великие мыслители и политики определяли патриотизм как самое главное и важное для дальнейшего процветания Отечества. Существует множество различных принятых энциклопедических трактовок понятия Патриотизм. Но если бегло прочитать некоторые энциклопедические цитаты 20 века и 21 века, то ключевыми будут слова – любовь к Родине и, что немаловажно, – ясное осознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение. Педагогическое сообщество системы образования городского округа город Юрги никогда не было вне патриотического воспитания. Даже в самые сложные с идеологической точки зрения периоды развития нашего государства. Можно с уверенностью сказать, что сегодня в городском округе город Юрга сложилась целостная система воспитания патриотизма у подрастающего поколения, которая эффективно реализуется при условии тесного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия, основанного на реализации целевых программ. Следует отметить, что в системе образования городского округа город Юрга успешно реализуется комплексная целевая программа .Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить набазовых национальных ценностях(патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.
Нравственное воспитание и развитие воспитанника – это подготовка светлого будущего человечества. От воспитания детей во многом зависит и будущее каждой, страны. Главное в духовно-нравственном воспитании – мудрость, доброжелательность, смелость. Вопрос духовно-нравственного воспитания воспитанников является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым воспитателем, обществом и государством в целом.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности современное общество находится не столько в экономическом кризисе, сколько в духовном кризисе.
Таким образом, одной из важнейших задач образовательного учреждения является создание гражданина и воспитание патриота. Для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы, наиболее восприимчив школьный возраст. Приоритетным направлением и составляющей частью образовательного процесса подрастающего поколения является патриотическое воспитание. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Именно поэтому миссией нашего детского дома является Сегодня воспитанник детского дома, завтра – достойный гражданин России.
Последние десятилетия развития России ознаменовались такими негативными процессами, как депатриотизация духовной и социальной жизни общества, размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства единства и человеческого достоинства. Отечественная история, ее героические события, образы выдающихся деятелей утратили силу нравственного идеала. Между тем необходимость в духовности и патриотизме особенно велика в современной России, находящейся на крутом историческом переломе. Успешный ход реформ не возможен, если система формирования и развития подрастающего поколения будет лишена духовно-нравственных основ, особенно любви к своему Отечеству.
В условиях современного развития идея патриотизма может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции, устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям для блага Отечества. Наличие патриотизма обеспечивается силой духа, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека и его честью.
Таким образом, патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Несмотря на широкое освещение феномена патриотизма в литературе, проблема патриотического воспитания молодого поколения продолжает оставаться актуальной. Это особенно важно в современных условиях, когда происходит размывание в общественном сознании понятия патриотизма, усиливаются негативные тенденции, лишающие человека смыслообразующих ориентиров в жизни.
Патриотизм российского народа уникален, он является отличительной чертой его бытия. Он глубоко коренится в душе русского человека, ибо формировался долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными врагами за многонациональное Отечество и как высшая духовная ценность передается от поколения к поколению. Во все времена на первом плане российского самосознания оказывалась идея Русской земли, Отечества.
Гражданско-патриотическая деятельность
в условиях детского дома
В детском доме находятся дети из неблагополучных семей, дети-сироты, поэтому деятельность музея, прежде всего, направлена на воспитание духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств, на укрепление связи поколений для осознания воспитанником себя как преемника наследия прошлого, на формирование у детей объективно-исторического подхода к изучению прошлого своей Родины через различные формы поисковой и музейной работы, а также на развитие личности и творческой активности воспитанников. Практическая направленность в вопросах гражданско-патриотического воспитания может быть достаточно плодотворной, а не формальной. Индивидуальный подход в воспитании детей позволяет учитывать потребности и возможности каждого ребенка.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательном учреждении; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем законопослушного патриотического воспитания.
Программа патриотического воспитания в детском доме составлена на основе региональной программы Патриотическое воспитание подрастающего поколения г. Юрги, имеет свою специфику и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качеством гражданина-патриота своей Родины, осознанно выполняющего гражданский долг и обязанности. Результативность гражданско-патриотического воспитания детей полностью зависит от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательно-образовательном процессе: целей, содержания, форм, методов и средств, от применяемых элементов современных воспитательных технологий
Формы, которые педагоги применяют в своей работе: групповые, коллективные, индивидуальные.
Методы и приемы тоже достаточно распространенные: теоретические, практические, творческие, рассказы, беседы, лекции, упражнения, объяснения, практические задания, импровизация, создание проектов, краеведение, игры, взаимообучение, творческие встречи, акции, экскурсии и многое другое.
При работе с подростками учитываются следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной
требовательностью;
- принцип опоры на положительные качества человека;
- принцип включения в деятельность.
Программа воспитания гражданственности у подрастающего поколения включает следующее:
1.Формирование гражданского сознания:
основ правовой, политической культуры, знания истории своего края, Отечества и мировой цивилизации;
философско-мировоззренческая подготовка.
Данная задача реализуется в учебном процессе образовательного учреждения с использованием потенциала СМИ, а также через правовое и политическое просвещение, самообразование.
2.Формирование гражданских чувств и качеств:
патриотизма, интернационализма, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения;
семейного воспитанию
3.Формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности, умений и навыков организаторской деятельности.
Пути осуществления этой задачи следующие:
а) участие воспитанника в деятельности детских и юношеских самостоятельных общественных организаций;
б) выполнение общественных поручений.
Всем участникам воспитательно-образовательного процесса необходимо неоднократно дойти до каждого ветерана персонально с целью оказания им необходимой помощи и внимания. Ни один ветеран войны в городе не должен быть обойден вниманием, заботой, реальной помощью.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в детском доме можно определить следующие.
Духовно-нравственное включает в себя:
- осознание воспитанниками в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров социально значимых процессов и явлений реальной жизни,
- способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности;
-повышение культуры и образованности;
-осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству;
- привитие высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма, важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.
Историко-краеведческое включает в себя:
-познание учащимися в процессе обучения и патриотического воспитания историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому;
-осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, а также исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;
-изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, особенностей протекания исторического процесса в масштабах малой родины (края, области, города, поселка);
-развитие понимания особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России.
Гражданско-патриотическое включает в себя:
-формирование в личности воспитанника тех черт, которые позволяют ему быть полноценным участником общественной жизни;
-воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга.
Социально-патриотическое направление заключается в:
-активизации межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности,
-формировании активной жизненной позиции, чувства сострадания и заботливости по отношению к людям пожилого возраста.
Военно-патриотическое направлено на ориентацию процесса воспитания на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите; гордости за русское оружие, уважения к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии.
Героико-патриотическое направлено на ориентацию процесса воспитания на пропаганду героических профессий, выдающихся личностей и знаменательных героических дат отечественной истории.
Спортивно-патриотическое состоит в:
- формировании в процессе воспитания работоспособного человека; развитие морально-волевых качеств личности учащегося (сила, ловкость, выносливость, состязательность и т.п.);
-формировании в процессе занятий физической культурой и спортом опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Гражданско-патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогического коллектива детского дома Радуга по формированию у воспитанников высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Все дальше, все глубже в историю от нас уходит Великая Отечественная война. Мы победили в этой страшной войне. Но без прошлого нет настоящего и будущего. Не надо забывать, какой ценой борьбы, страданий и жертв завоевано счастье. И мы об этом будем помнить. Будем помнить страшное из того военного времени ради живущих, ради тех, кто еще будет жить и ради того, чтобы детство больше никогда не называлось войной.
HYPER13PAGE HYPER15
6