Публикации Активные методы обучения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Активные методы обучения
Автор: Галиева Гульнар Жангиржановна

Активные методы обученияПреподавание любого предмета должно проводиться на научных основах и доступных для студентов форме. Методика обучения – свод правил, приемов и средств, с помощью которых многолетний опыт передается от одного поколения к другому и формируется новый опыт жизнедеятельности людей. Это лишь ориентир. Нужна конкретная методика, привязанная к потребностям, мотивам, условиям жизни людей, их образованию.Технология обучения - привязывание методики к конкретным условиям.Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определенным обучающимся и педагогам.Требованиями образовательного стандарта ФГОС-3 к выпускнику среднего профессионального образования установлено наряду с профессионализмом:- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;- уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них.Это наиболее эффективно достигается коллективными формами работы в группе, имеющими социальное значение.В коллективных формах работы организация учебной деятельности предполагает разделение труда. Контроль за выполнением работы выполняется самими обучающимся.На уроках теоретического и практического обучения могут применяться следующие виды коллективной работы: групповая работа, ролевые игры и дискуссии.При проведении ролевой игры студентам необходимо проявлять больше самостоятельности и инициативности. Дискуссии – коллективное обсуждение, во время которого происходит борьба мнений. Дискуссии учат приемы доказательной полемики и – что очень важно – воспитывают умение слушать собеседника и уважать чужое мнение.При работе по технологии коллективного взаимообучения используются три вида пар учащихся: статическая, динамическая и вариационная. Статическая пара. В ней по желанию объединяются два студента, меняющиеся ролями «преподаватель» и «студент»; так могут заниматься два слабых студента, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.Такие пары создаются у нас при защитах лабораторно-практических заданий. Хочется отметить, при этом «преподаватель» ведет себя порой строже преподавателя, а «студент» вынужден обосновывать свой ответ. Динамическая пара. Выбирают четырех студентов и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки свое части задания и самоконтроля студент обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит включать механизм к индивидуальным особенностям товарищей. Вариационная пара. В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с преподавателем. Проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами. В результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Подготовка к занятию при такой технологии заключается в отборе учебного материала, дополнительной и справочной литературы, распределении и содержании единиц усвоения, разработки целевых заданий.Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах.Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.Наиболее интересные из них обучение в команде, «пила» и учимся вместеОбучение в команде. Ставится групповая цель. Успех достигается только при постоянном взаимодействии всех членов группы при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей. После выполнения задания всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждой группой своего конкретного задания балл выставляется один на всех. При выполнении каждым членом индивидуального задания команде выставляется сумма баллов. В этом случае стимулируется оказание помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала. «Пила» - обучающиеся организуются в бригады по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Каждый член группы выполняет свою часть работы. Затем обучающиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных бригадах, встречаются и обмениваются информацией по этому вопросу.Затем они возвращаются в свои бригады и обучают всему новому, что узнали сами, других членов бригады. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всей темы – это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Обучающиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свои задачи, ведь это отразиться на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе преподаватель может попросить любого члена бригады ответить на любой вопрос по данной теме. Учимся вместе. Студенческая группа разбивается на однородные по уровню подготовки бригады по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание – часть какой либо одной темы. В результате совместной работы отдельных бригад и всех в целом достигается усвоение материала. Внутри бригады обучающиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания и бригады. Решается двойная задача: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации совместной деятельности. Бригада получает награды в зависимости от достижений каждого её участника. Например, вариант организации обучения в сотрудничестве, на примере учебной геодезической практики студентов специальности 21.02.04 Землеустройство. Студенты учебной группы организуются в бригады по 4-5 человек. Бригады обычно формируются преподавателем с учетом желания и в зависимости от индивидуальных особенностей студентов, а также от их успеваемости.Бригадиры выбираются студентами.Групповая работа обычно выполняется в три этапа.На первом этапе - руководитель практики четко сообщает цель, объем и сроки выполнения работ. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, порядок и методику выполнения работ. Средства измерения бригада определяет самостоятельно.Второй этап - самостоятельная групповая работа по выполнению заданий, обсуждение полученных результатов (самоконтроль), составление технического отчета.Внутри бригады студенты сами распределяют роли для выполнения общего задания. Члены бригады заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполняли свои задачи, ведь это отразиться на качестве их итоговой деятельности.На третьем этапе организуется публичная защита результатов выполненных работ. Отчитываются по всей теме практики каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе преподаватель может попросить любого члена бригады ответить на любой вопрос по данной теме. В завершении работ преподаватель оценивает выполненную работу бригад.На протяжении всей работы преподаватель следит за активностью студентов и помогает любой бригаде, если это потребуется. При этом у студентов формируется самостоятельность в познавательной деятельности, прививаются умения и навыки практической работы в соответствии со своей специализацией, воспитываются положительные качества и прививаются навыки организаторской и общественной работы. Преимущества технологии коллективного обучения:- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;- в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;- каждый студент чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.Преподавание и учение – неразрывные ветви одного целостного процесса. У студента без преподавателя исчезнут всякие мотивы в образовании так же, как и наоборот.Ни одна из технологий в условиях существующих учебных заведений профессионального образования ни является универсальной. Абсолютно каждая дает ни меньше отстающих в развитии, облученности и воспитанности обучающиеся. Это связано с тем, что преподаватель имеет дело с механически создаваемыми учебными группами, со случайным подбором студентов, разбросом уровня их подготовленности и потенциальных возможностей.Самой разумной может являться модель процесса обучения, в которой на первом плане не учение студентов, а помощь преподавателей в их самоопределении, в их самореализации, в их самоутверждении. Список использованной литературы1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.2. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.