Публикации Программа кружковой работы: «Друзья Самоделкина»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа кружковой работы: «Друзья Самоделкина»
Автор: Астафьева Татьяна Васильевна

   Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат   МОУ "С(К)ОШИ №4"   гагнитогорска     Программа кружковой работы: "Друзья Самоделкина"Составила:Учитель и воспитатель 1 категорииАстафьева Т.В.455026, обл. Челябинская,г. Магнитогорск, улуворова, 110e-mail сайт школы Пояснительная записка.Важнейшей задачей психолого- педагогической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья является создание оптимальных возможностей и условий для интеллектуального и личностного развития ребёнка. Оптимальное развитие детей осуществляется в школьных кружках, в частности в кружке прикладного творчества «Друзья Самоделкина», где занимаются дети 9-11лет с ограниченными возможностями здоровья. Выбор занятий по прикладному творчеству для детей с интеллектуальной недостаточностью неслучаен. У ребят слабо развита мелкая моторика, воображение, пространственное ориентирование. Значимость работы кружка прикладного творчества связана с тем, что изучение различных материалов развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и сознавать красоту в жизни и природе; развивать воображение и творческие способности, закладывать основы художественной культуры.В кружке ребята занимаются с различными видами материала: бумагой, картоном, тканями, природным материалом. Эти занятия положительно воздействуют на учащихся, развивают эмоции и чувства, положительно влияют на поведение.Основная работа в кружке ведётся по созданию культурной среды, творческого пространства вокруг ребёнка. Через творческий процесс, создание задуманного, у детей формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, готовность к дальнейшему приобретению знаний и умений. Ребята учатся анализировать свою деятельность, оценивать работу, определять причины неудач, ошибок. Кроме того, занятия в кружке прикладного творчества позволяют ребятам раскрепоститься, снять зажатость, заторможенность, они начинают фантазировать, придумывать новое, творить самостоятельно.Главный побудительный мотив, заставляющий детей с интеллектуальной недостаточностью стремиться к занятиям в кружке, это работа с различными материалами, умение увидеть в них будущую поделку, которая станет украшением комнаты, подарком маме или даже попадёт на школьную выставку.Поскольку в кружке занимаются дети с интеллектуальной недостаточностью, необходимо осуществление коррекции различных психических характеристик: памяти, внимания, воображения, речи, наблюдательности, умения сравнивать, координации движений. На основании этого выработаны цели и задачи кружковой работы.Цель кружковой работы:Создание творческой среды, творческого пространства вокруг учащихся.Задачи кружковой работы:Образовательные.1. Способствовать овладению учащимися умениями подбора материала, составления алгоритма работы.2. Сформировать начальные навыки мастерства.3. Формировать познавательные навыки.4. Обучать правильной работе с инструментами, необходимыми для работы.5.Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам работы с различными материалами.Развивающие.1. Развитие эмоциональных качеств формирование художественного вкуса у детей.2. Развитие творческих способностей.3. Развитие координации, гибкости, общей физической выносливости.4. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через упражнения.Воспитательные.1. Создание условий для самореализации и самоутверждения.2. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, позитивных взаимоотношений с окружением.3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).4. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к труду.5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии.Условия реализации программы.Программа предназначена для детей 9 – 11 лет и рассчитана на трехгодичное обучение.Режим занятийПрограмма предполагает групповые занятия с детьми. 1 группа – 2 классы - 2 раза2 группа – 3 классы - 2 раза3 группа – 4 классы - 2 раза9 часов в неделю. 156 часов за год.Используемый материал:Цветная бумага и картон, клей, пластилин, краски, кусочки материи, пуговицы, проволока, природный материал (шишки, листья, веточки, плоды и семена, камешки, скорлупки, перья) пробки, бусины, бисер.Через работу с материалами у детей воспитывается любовь к окружающей природе, художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление, развивается фантазия и внимание (придумывать различные композиции; подбирать природные материалы для поделок, сочетать между собой различные материалы; планировать последовательность действий и технологию изготовления). Развивается мелкая моторика пальцев (аккуратно и точно соединять друг с другом материалы разного размера и фактуры)сваиваются разные способы и приёмы работы с материалом при изготовлении плоскостных, полу объёмных и объёмных поделок (наклеивать небольшие элементы на основу; соединять элементы поделок с помощью клея, использовать ножницы, работать с иголкой и ниткой, работать с пластилином, использовать стеку).Основные методы обученияФормы обучения- групповых - индивидуальных занятий.Формы проведения занятий Игры Беседы Работа в кружке построена как целостная модель творческого процесса, выраженная алгоритмом «Обращаю внимание – рассматриваю - думаю, как сделать - делаю – получаю результат». Ученик, усвоив эту модель, в дальнейшем сможет использовать её в различных видах творческой деятельности.Ожидаемый результат: 1)Желание самостоятельно заниматься творческой работой в свободное время.2)Умение подбирать необходимый материал, подготавливать рабочее место, необходимый инструмент.3)Умение выполнять работу последовательно, по инструкции педагога.4)Умение пользоваться ножницами, клеем, красками и другими материалами.5)Умение рационально использовать подобранный материал.6)Развитие монологической речи при выполнении работы- умение описать выполненную работу.7)Развитие эмоционально- волевой сферыПлан кружковой работы.Список используемой литературы.1) Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги». Ярославль. Академия развития. 2006 г.2) М. Левина «365 весёлых уроков труда». Москва. Айрис пресс. 1999г.3) Т.В. Городкова. М. И. Нагибина. «Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки». Ярославль. Академия развития. 2001г.4) В. С. Горичева. М.И. Нагибина. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль. Академия развития. 1998г.5) А.А. Анистратова. Н.И. Гришина. «Поделки из природных материалов». Москва. Оникс. 2010г.6) А.Н.Малышева. Н.В. Ермолаева. «Аппликация в детском саду». Ярославль. Академия развития. 2004г.7) «Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов». Москва. Мой мир. 2006г.8) М.И. Нагибина. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры». Ярославль. Академия развития.1997г.9) В. Гуляева. Т. Геронимус. «Волшебная паутинка» Москва. Интербук. 1991г.10) Н.Л. Ликсо. «Бисер». Минск. Харвест. 2009г. 11) Л. Коломеец. «Всё для мой любимой куклы» Москва. Айрис пресс. 2000г.12) «Коллективное творчество дошкольников». Под ред. А.А. Грибовской. Москва. Творческий центр «Сфера». 2004.13) «Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий». Москва. «Теревинф». 2006.14) Е.А. Стребелева. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Москва. «Владос». 2001.15) А.А. Катаева. Е.А. Стребелева. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва. «Бук-Мастер». 1993.Кружок «Друзья Самоделкина».Наш девиз:Мы команда Самоделкины,Очень любим мы поделки. Смастерим мы все на свете,Долетим к любой планете!