Публикации «Воздух - невидимка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воздух - невидимка»
Автор: Балашова Наталья Владимировна


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка Детский сад № 173
Опытно - исследовательский проект
Тема: Воздух - невидимка
составитель: воспитатель
Балашова Н.В.
Барнаул
Медово-пряным ароматом.
Лугами яркими и летом,
лучистым солнечным рассветом.
Морошкой, лесом и грибами,
зелёным мхом и облаками.
Клубникой, травами, прохладой,
дождями, сеном, листопадом.
Мечтами, счастьем, вдохновеньем...
А воздух пахнет... НАСТРОЕНЬЕМ.
ОЛЬГА БОРИНА
Тип проекта: исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Актуальность:
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.
Цель проекта:
Сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
•Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
•Развитие мысленных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
•Развитие элементарных представлений о воздухе.
•Развивать творческую активность, любознательность, наблюдательность.
•Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства.
•Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.
•Объяснить детям влияние окружающей среды на качество воздуха.
•Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Моделирующий этап
Основной этап:
Работа с детьми
Работа с родителями
Контрольный этап
Подготовительный этап:
•Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования.
•Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы.
•Анализ организации предметно-развивающей среды.
•Анализ эффективности работы с родителями по обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Моделирующий этап:
•Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников.
• Создание эффективной предметно-развивающей среды в группе.
•Создание информационного пространства для родителей.
•Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы.
Основной этап:
Работа с детьми:
•беседы (где найти невидимку; свойства невидимки; как работают предметы; что умеет невидимка),
•рассматривание с детьми книг, иллюстраций, видеоматериала по данной проблеме чтение рассказов из энциклопедий, чтение: рассказ Воздух Ю. Ефремова; Ветер М. Исаковского; энциклопедии Т. Нуждиной Чудо повсюду;
•игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.);
•экспериментально-исследовательская деятельность;
•решение проблемных задач и ситуаций (как проверить, что воздух расширяется при нагревании, обладает силой и др.);
•проявление действий воздухе в природе;
тематические занятия: (Какой воздух в нашем городе?, Свойства воздуха, Воздух – невидимка);
•Организация прогулок (наблюдения).
Работа с родителями:
•круглый стол с участием родителей и детей (обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей к исследовательской деятельности для реализации проекта),
•трудовая деятельность (изготовление модели Воздушного змея, Парусник, Изготовление вертушек);
•занятие-развлечение с родителями Воздух-фокусник;
•содержание усвоенных знаний о свойствах воздуха были отражены в рисунках Мои фантазии, Невидимка в гостях, Где работает воздух?, Воздушные герои из сказок;
•беседа с родителями по теме проекта;
• консультации для родителей Эксперимент в детском саду и дома, Интересные эксперименты с воздухом.
Контрольный этап:
•анализ проделанной работы,
•мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей,
•определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома.
Предполагаемый результат:
1.У детей появилось желание к исследовательской деятельности;
2.В результате исследовательской деятельности дети узнали о свойствах воздуха, установили связи, изменения, о его необходимости.
3.Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
4.Дети научились выдвигать гипотезы и проверять их.
5.Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
6.У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными методами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Планирование работы с детьми по ознакомлению с воздухом.
ОКТЯБРЬТема: Воздух нужен для жизни
Цель: дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его лёгкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке, что без воздуха человек не может жить, погибает.
Беседа: Зачем нужен воздух, Для кого ещё нужен воздух, Почему мы дышим,Воздух помогает в жизни человека (мельница, вентилятор, автомобильная шина, надувная лодка, пылесос).
Опыт: Воздушный шар, Водолазы.
Чтение художественной литературы: рассказ Воздух Ю.Ефремова
НОЯБРЬТема: Как увидеть воздух. Как услышать воздух
Цель: Познакомить со свойствами воздуха и способы его обнаружения.
Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Беседа: Как обнаружить воздух в помещении?, Воздух есть во всех предметах.
Опыт: Поймать воздух, В воде есть воздух №19, стр.13; В воде появляются пузырьки воздуха №20, стр.13; Воздух невидим №22, стр. 13.
Литература: смотреть папку элементарные опыты и эксперименты в детском саду
Чтение художественной литературы: рассказ Смерч Ю.Ефремова
ДЕКАБРЬТема: Почему дует ветер?
Цель: Закрепить знания об изученных свойствах воздуха. Познакомить детей со свойствами воздуха- нагреваться, передавать тепло, двигаться. Подвести детей к пониманию того, что движение воздуха и есть ветер, он бывает разных сил.
Беседа: Что мы уже знаем о ветре.
Опыт: Ветер – это движение воздуха №3, стр.9, Ветер №8, стр.11, Волны №5, стр.10.
Литература: смотреть папку элементарные опыты и эксперименты в детском саду
Чтение художественной литературы: рассказ Ветер М.Исаковского.
ЯНВАРЬ Тема: Запахи воздуха
Цель: Рассказать детям, что в круг нас очень много различных запахов, что они все разные.
Беседа: Чем пахнет воздух, Можем ли мы его почувствовать?
Опыт: Воздух невидим №22, стр.13.
Литература: смотреть папку элементарные опыты и эксперименты в детском саду
Чтение художественной литературы: С Маршак Мыльные пузыри
ФЕВРАЛЬ Тема: Что можно наполнить воздухом?
Цель: Познакомить детей со свойством воздуха наполнять некоторые предметы, как этим пользуется человек.
Беседа: Воздух необходим для многих предметов. (Им надуваем колеса, аттракционы для детей - надувные домики, батуты. Воздух отталкивает малыша и тот легко прыгает, паруса, парашют игрушки, спасательные круги. Разбираем каждый пример.)
Опыт: Парашют №21, стр.13, Воздух №1, стр.9.
Литература: смотреть папку элементарные опыты и эксперименты в детском саду
Чтение художественной литературы: Мой воздушный шарик
Инна Владимирова
МАРТТема: Воздух – наша жизнь
Цель: Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.
Беседа: Роль воздуха в жизни человека. (Дать детям представление о планете Земля, атмосфере. Расширить знания о роли воздуха в жизни человека. Воспитывать бережного отношения к чистоте воздуха.)
Опыт: Пламя загрязняет воздух №12, стр.12.
Литература: смотреть папку элементарные опыты и эксперименты в детском саду
Чтение художественной литературы: И.Токмаковой Ветрено, В.Шикуновой Чудо из чудес.
АПРЕЛЬ Тема: Упрямый воздух
Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места, что воздух имеет вес.
Беседа: Что мы ещё не знаем о воздухе
Опыт: Воздух имеет вес №23, стр.13, Воздух при нагревании расширяется №24, стр.13, Воздух занимает место №25, стр.14.
Литература: смотреть папку элементарные опыты и эксперименты в детском саду
Чтение художественной литературы: Г. Лагздынь Вьюга-завируха, Шарики воздушные.
Планирование работы с родителями
ОКТЯБРЬТема: Воздух нужен для жизни
Круглый стол с участием родителей (обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей к исследовательской деятельности для реализации проекта).
НОЯБРЬТема: Как увидеть воздух. Как услышать воздух
Изготовление: Вертушки
ДЕКАБРЬТема: Почему дует ветер?
Изготовление: Парусник
ЯНВАРЬТема: Запахи воздуха
Выставка рисунков: Где работает воздух?, Воздушные герои из сказок;
ФЕВРАЛЬТема: Что можно наполнить воздухом?
Изготовление: Парашют
МАРТТема: Воздух – наша жизнь
Фото - выставка: Воздух наш лучший друг
АПРЕЛЬТема: Упрямый воздух
Изготовление: Воздушный змей
Планирование наблюдений с детьми по ознакомлению с воздухом.
ОСЕНЬ
1. Воздух в начале осени: прохладный, прозрачный.
2. Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду. Почему облака плывут? Отметить, какие облака – высокие или низкие. Дать представление о кучевых (как кучи ваты) и перистых (словно перышки – легкие, полупрозрачные) облаках.
ЗИМА
1. Воздух в пасмурный - холодный и влажный и в ясный день - сухой, щиплет нос и щеки.
2. Наблюдения за дымом: во влажную, ветреную погоду - дым стелется; а в морозную – дым столбом.
3. Наблюдения за поземкой. Объяснить, что это такое.
ВЕСНА
1. Весенний ветер: чистый, свежий, теплый.
2. Понаблюдать, как ветер гонит рябь по лужам. Почему бывают волны?
ЛЕТО
1. Наблюдение за ветром: теплый, легкий, прохладный. Если сгибаются верхушки деревьев, качаются ветви – ветер сильный, порывистый. Если чуть колышутся листочки – ветер слабый. Понаблюдать, как перед грозой сильный ветер поднимает и закручивает пыль.
2. Наблюдение за грозой. Объяснить, что чем меньше времени между вспышкой молнии и раскатом грома, тем быстрее начнется дождь.
3. Сравнение облаков и туч.