Публикации Основы исследовательской деятельности естественно-научной направленности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основы исследовательской деятельности естественно-научной направленности
Автор: Остудина Татьяна Васильевна

ПРОГРАММА КУРСА«Основы исследовательской деятельности естественно научной направленности»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААктуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.Курс «Основы исследовательской деятельности» для учащихся основной и средней школы направлен на приобщение учащихся к исследовательской. Курс рассчитан на 34 часа теоретических занятий, полученные знания слушатели курса применяют в исследовательской деятельности под руководством своих научных руководителей.Цель курса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.Данный курс решает следующие задачи:
  • знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;
  • формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
  • формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
  • формирование навыков экспериментальной работы
  • развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
  • развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
  • формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
  • формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
  • развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.
  • Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, работа в лабораториях кабинета биологии и химии, экскурсияМесто курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс является вспомогательной дисциплиной к проектно-исследовательской работе учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.Требования к ученику: мотивированный на выбор темы исследования; проявляющий интерес к научному познанию, к экспериментальной работе. Формы контроля: выполнение проекта или исследовательской работы (определение предмета, объекта, гипотезы исследования; составление плана исследования; представление документации по экспериментальной части работы; составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.).Электронные и технические средства обучения:
  • Учебный мультимедиа комплекс:
  • Компьютер
  • интерактивная доска
  • Лаборатория кабинета химии
  • Лаборатория кабинета биологии
  • Интернет-класс
  • Электронная библиотека
  • Локальная связь.
  • Ожидаемый результат:Учащийся знает:
  • о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;
  • о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;
  • о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;
  • об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации
  • об эффективных способах презентации результатов исследования.
  • Учащийся имеет навыки:
  • работать в библиотеке;
  • находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
  • конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
  • ставить цели и задачи исследования;
  • • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; Использовать естественно-научные методы и приемы: наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;Учащийся приобретает опыт:
  • работы с различными информационными ресурсами
  • анализа и конспектирования литературы
  • постановки проблемы, обоснования актуальности исследования
  • определения целей и задач исследования
  • самостоятельной организации исследовательской деятельности, эксперимента
  • рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
  • публичной защиты результатов собственного исследования
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ естественно научной направленности»( 36 часов)СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Научно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования (11ч).
  • Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.
  • Практическая работа: 1)составление анкеты для изучения проблемы;2) задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.Экскурсия в лаборатории высших учебных заведенийОсобенности труда ученых. Роль науки в развитии общества. Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке. Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.Экскурсия в городскую библиотеку Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой.Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.Применение информационных технологий в исследовательской деятельности2. Организация исследовательской деятельности (11 часов).Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение. Формулировка выводов исследования. Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.Правила составления плана работы, конспекта, тезисов.Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.Практическая работа: Лабораторные исследования, эксперименты, моделированиеКонсультации (индивидуальные) по исследовательской деятельности.3. Методика написания исследовательской работы(12 часов).Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.Подготовка к выступлению по теме исследования.Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов Консультирование (групповое) по написанию исследовательских работЗащита работ на конференции.Технология развития навыков исследовательской деятельностиВ приобщении учащихся к исследовательской деятельности можно выделить несколько этапов. На первом этапе исследовательской деятельности учащиеся осуществляют поиск информации и возможные варианты решения проблемы, поставленной преподавателем. В ходе работы преподаватель организует рефлексию опыта познавательной деятельности с целью осознания учащимися способов работы над проблемой, методов работы с источниками знания. В ходе поисковой деятельности учащиеся занимаются с минимально необходимым набором приемов и методов работы с литературой, которыми нужно овладеть для приобщения к исследовательской работе (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.). Также предметом изучения становятся методы исследования, применяемые в изучаемой науке. На данном этапе ведущей является образовательная функция. На втором этапе приобщения учащихся к исследовательской деятельности школьники самостоятельно находят и формулируют проблему, подбирают методы, адекватные для решения поставленных задач исследования, составляют план работы и осуществляют научный поиск. На данном этапе формируются умения планировать и самостоятельно организовывать свой поиск. Учащиеся получают опыт постановки проблемы и нахождения ответов на самостоятельно поставленные вопросы. Предметом усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на школьной, районных, окружных и всероссийских конференциях.Наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предметные знания, умения, конкретные решения проблем и т.д.) особым результатом такой организации учебного процесса является рефлексивно осмысленный опыт поисковой деятельности.Таким образом, исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении проектной деятельности. Проектная деятельность организуется на таком этапе учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся демонстрируют достаточный уровень навыков самостоятельной исследовательской работы.Исследовательский метод, по мнению И.Я. Лернера, предполагает такую познавательную деятельность учащихся, когда они используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, в ходе добывания нового знания непосредственно знакомятся с методами исследования.В приобщении учащихся к исследовательской работе открытие известных науке положений занимает определенное место, и, конечно, здесь невозможно обойтись без овладения определенной суммой знаний, используя обычные приемы воспроизведения. Обогащение учебно-познавательной деятельности учащихся элементами исследовательской работы предполагает следование этапам научного мышления, поиск учащимися дополнительной информации, сочетание творческой и воспроизводящей деятельности школьника. И только на высшем уровне, когда учащийся в своей работе не ограничивается усвоением новых, предлагаемых учителем знаний, а привносит в этот процесс нечто свое, оригинальное, раскрывает новые стороны изучаемых проблем, использует более широкий круг источников знаний, в этом случае учебная деятельность учащихся основными своими чертами сближается с исследовательской.Этапы выполнения проектно-исследовательской работы (реферата)  Этап 1. Подготовительный. Изучение состояния вопроса:
  • подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки;
  • выбор источников, требующих детального изучения;
  • обобщение источников и литературы, составление раздела «Состояние вопроса».
  • Рекомендации: вначале изучается литература и источники, опубликованные в текущем году, затем по реферативным журналам – материалы за предыдущие пять и более лет. Используется система «Интернет» для информационного анализа. По рекомендации руководителя изучаются монографии по данному вопросу; при работе с литературой и источниками рекомендуется составление базы данных в виде картотеки или на компьютере.Результат 1 этапа:
  • составляется обзор литературы, который представляет собой самостоятельный раздел проектно-исследовательской работы или реферата;
  • обзор литературы должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях;
  • формулируется цель и задачи исследования, рабочая гипотеза. 
  • Этап II . Разработка и организация выполнения работы:
  • поиск аналогов научного и технического решения данной проблемы с помощью руководителя темы;
  • анализ особенностей объекта исследования;
  • выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач (теоретических, экспериментальных и др.);
  • организация и проведение экспериментальной части (если она присутствует в исследовании).
  • Результаты II этапа работы:
  • составление календарного плана;
  • уточнение цели, задач и гипотезы исследования;
  • уточняются ожидаемые результаты.
  • Этап III . Составление и оформление исследовательской работы Структура реферата. Объем – 10-20 машинописных страниц через полтора интервала. После титульного листа публикуется содержание работы:Введение (1-2 машинописных листа): обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определяются цели и задачи работы; приводится обзор источников и литературы.Основная часть: основная часть имеет название, выражающая суть реферата, может состоять из 2-3 разделов, которые тоже имеют название. В основной части: глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; обсуждаются результаты экспериментальных работ,.Заключение: содержатся итоги работы, выводы и рекомендации, дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.Список литературы: представляет собой перечень использованных книг и статейПриложение: наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм и т.д., Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки. Результат III этапа: Презентация исследовательской работы на конференцииСистема контроля сформированности навыков исследовательской деятельностиДля определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности необходимо использовать метод анализа представленных работ учащихся, а также метод самодиагностики (представление учащимися рефлексивного отчета о проделанной работе). При оценке исследовательских работ учащихся принимается во внимание следующее:
  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, названиям разделов и тем работы;
  • соблюдение структуры работы, объёма работы;
  • наличие литературного обзора, его качество;
  • соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;
  • умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
  • логичность и полнота доказательств;
  • соответствие выводов полученным результатам;
  • культура оформления материалов, научный стиль работы.
  • Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе, который целесообразно проводить на этапах начальной и промежуточной диагностики, предполагает освещение им следующих вопросов:
  • Напишите тему вашего исследования. На каком этапе вы сейчас находитесь?
  • Проблема исследования, цели и задачи работы.
  • Предполагаемая форма и дата представления результатов?
  • Имеются ли у вас затруднения? Если да, то какие?
  • Педагогу необходимо обратить внимание на сформированность у учащихся умения анализировать собственную деятельность (выделять результат, видеть сложности и затруднения).Производится проверка результатов практических работ учащихся. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1 .Подготовка, учащихся к исследовательской работе при обучении биологии // Биология в школе. — 2012. — № 8.2. .http: //Минобрнаукиф/новости/3090/ файл/1802/13.02.18-Приказ_98.3. Петров а Е. Б.Изучение биологии с использо: ванием учебного физического эксперимента //Биология в школе. — 2012. — № 10.4.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с. 5.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.6.Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105. 7.Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творчес-кой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107. 8.Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60. 9.Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32. 10.Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 197911.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с. 12.Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66. 13.Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45. 14.Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.Индивидуальный рабочий план исследовательской деятельности учащегосяКритерии оценки учебно-исследовательских работ на научно-практической конференции Критерии оценки докладов