Публикации «Перелетные птицы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Перелетные птицы»
Автор: Пьянзина Мария Михайловна

Конспект НОД по теме: «Перелетные птицы»Воспитателььянзина М.М.МДОУ «Старошайговский детский сад №2комбинированного вида»Цель: Обобщение имеющихся у детей знаний о перелётных птицах: продолжить знакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие», развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.Предварительная работа:
  • Наблюдение за птицами во время прогулки;
  • чтение стихов, рассказов о птицах (В. Бианки «Кто чем поёт? », «Хитрый лис и умная уточка», русская народная сказка «Лиса и журавль», Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» и др.
  • Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметных картинок с изображением различных видов птиц.
  • Оборудование:— плакат с изображением природы, перелетных птиц,-  схема для составления описательного рассказа о перелётных птицах:- предметные картинки, карточки с изображением перелетных и зимующих птиц,- игрушка – зайка (листопадничек).Ход НОДВоспитатель: Дети! Посмотрите, к нам сегодня пришел в гости обитатель леса – маленький зайчонок – листопадничек. (При необходимости напомнить сказку И. Соколова – Микитова «Листопадничек»), чтобы немного поиграть и узнать что-нибудь новое и  интересное. Какое сейчас время года? (осень). Правильно, давайте немного поиграем с вами.-Осенью часто идёт дождь. Нам это не нравится – нахмурим брови. Но иногда солнышко всё же выглядывает из-за туч – улыбнёмся солнышку. Вот оно посветило нам в правый глаз – зажмурим его, теперь в левый – зажмурим его.- А сейчас выполним все движения поочерёдно: нахмурим брови, улыбнёмся, зажмурим сначала правый глаз, затем – левый.Воспитатель: Ребята, а какие приметы осени вы знаете (перечисляют). Правильно, вы заметили, что одна из примет осени – отлет перелетных птиц в теплые края.- Вот зайчику очень интересно, а  почему птицы улетают? (становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм).Воспитатель: Давайте вместе вспомним названия перелетных птиц (грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди и др.) и разделим их на слоги (хлопками). Игра с мячом «У кого кто?» (воспитатель бросает ребенку мяч и называет взрослую птицу, ребенок обратно – как называются ее птенцы)У скворца – скворчата, у аиста – аистята, у журавля – журавлята, у грача – грачата, у утки – утята, у гуся – гусята и т.д.Воспитатель: Я уверена, ребята, что вы много знаете о перелётных птицах. Давайте расскажем нашему гостю - листопадничку о них. А чтобы вам было легче, я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них полными предложениями. • Почему перелётные птицы улетают на юг? (становится холодно и им нечего есть)• Какие птицы улетают первыми? (те, которые питаются насекомыми, т. е. насекомоядные: скворцы, соловьи, ласточки)• Какие птицы улетают последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)• Как улетают журавли? (клином)• Как улетают гуси, утки? (вереницей)• Как улетают ласточки, скворцы, грачи? (стаей)• А какие птицы улетают поодиночке? (кукушки)• Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)• Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)• С кем улетают журавли? (с журавлятами). Грачи? Гуси? Утки? Скворцы? Лебеди? Кукушки?Воспитательолодцы! Теперь наш малыш многое узнал о перелётных птицах.Наш малыш немного устал. Покажем ему, как мы умеем двигаться ФизминуткаОсень-непогодушка (подняли руки вверх,Тополь пожелтел (наклоны туловища влево-вправо) .Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)Песенку запел (повороты туловища влево-вправо) .Ветка чуть качается (руки вперёд,Дождик не кончается (наклоны вперёд-назад) .С нами старый скворушкаДо весны прощается (приседания) .Воспитатель: А теперь давайте поиграем в загадки Вдоль по берегу гуляет.На лягушек нападает.На носу повисла капля, А зовется птица…(Цапля)Клином выстроились птицы,Им на месте не сидится.Закурлыкали вдали,Чудо-птицы - .. (Журавли)Птица белая как снег.Птица, что красивей всех,Выгибает грозно шею.Назови ее скорее!(Лебедь)Он гогочет и шипит,Он имеет грозный вид.На широких красных лапах.Для гусят он просто папа (Гусь).На шесте весёлый домС круглым маленьким окном.Чтоб уснули дети,Дом качает ветер.На крыльце поёт отец –Он и лётчик, и певец. /Скворец/Нос у него белый.Сам он чёрный, очень проворный,Друг садов и полей,Поедает червей. /Грач/Никогда не строит для себя гнезда.Соседкам яйца оставляетИ о птенцах не вспоминает. /Кукушка/ Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо загадки отгадываете!Я думаю, что сегодня наш малыш – зайка – листопадничек узнал очень много нового и интересного. Сейчас побежит в лес и расскажет своим братишкам – зайчишкам о перелётных птицах. Как вы думаете, ему у нас понравилось? Мне тоже кажется, что он захочет к нам ещё раз прийти. Давайте попрощаемся с ним и пригласим его к нам снова. (Дети прощаются с малышом и приглашают его в гости).Оценка деятельности детей.Использованная литература:- Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» - М., 2010.- Смирнова Л.Н., Овчинникова С.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М, 2010