Публикации «В мире камней»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «В мире камней»
Автор: Лыткина Раиса Степановна

Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы по теме: В мире камней
(образовательная область Познание, Социализация)
Цель: ознакомление детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
Задачи:
Дать представление о способах образования камней (природные: горные , речные, подземные).
Развивать мыслительные логические операции, умение классифицировать камни по разным признакам.
Обогащать тактильный опыт детей, упражнять в навыках обследовательской деятельности, и назывании выявленных свойств и качеств объектов.
Воспитывать любовь к природе, умение видеть необычное в камнях как привычных объектах действительности.
Словарная работа : обогатить и активизировать словарь детей новыми понятиями: керамзит, мрамор, уголь, гранит, кирпич галька.
Оборудование: набор камней, кирпич, речная галька, уголь, мрамор, ёмкость с водой.
Методы: исследования, экспериментирование, эвристическая беседа, игровые и проблемные ситуации.
Ход:
- Здравствуйте ребята! Я хочу с вами познакомиться. Вы знаете, кто я? А вы читать умеете? Прочитайте мой бейджик: Научный сотрудник Раиса Степановна.
- Сегодня я вас приглашаю в лабораторию. Но для того чтобы нам туда зайти, вам нужно найти свой бейджик (дети читают, находят и пристегивают их).
- Проходите пожалуйста.( в лаборатории дети рассматривают разные коллекции).
- Интересно, а откуда появился в нашей лаборатории этот интересный ящик?
- Что в нем, как вы думаете? Хотите узнать?
В ящике ощущений лежат только камни (их количество соответствует количеству детей). Каждый ребенок вынимает один образец, предварительно рассказав о его особенностях, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравнивают их.
Исследование 1. Чем отличаются камни?
-Найдите самый большой и самый маленький; самый красивый и самый невыразительный.
Вывод: камни отличаются по размеру, форме, величине, окраске.
Исследование 2. Почему камни круглые?
- Почему камешек круглый и у него нет острых углов?
- А раньше они были? Куда они делись, как вы думаете?
Игра: Взять несколько камешков и потрясти их. Чувствуете, как они стучат друг о друга? Округлые камешки - из моря.
- Что происходит?
Вывод: вода двигает камни, ударяет друг о друга, трутся они и о песок.
Острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.
Исследование 3. Какая у камня поверхность?
Рассмотрите камешки через лупу. Что можно увидеть на его поверхности?
(Кристаллики, трещины, узоры, царапины, выемки.)
Вывод: некоторые камни состоят из кристаллов. У некоторых на поверхности хорошо заметны узоры.
Исследование 4. Камешек и пластилин.
Предложить детям взять в одну руку камешек, в другую – пластилин и сжать обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что - с пластилином?
Почему? Попробуйте постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?
Вывод: камень тверже пластилина. Если пластилин сжать в ладошке, он изменит свою форму, а камень - нет. Из пластилина мы лепим разные фигуры, он мягкий, а из камешков ничего слепить нельзя.
Исследование 5. Может ли камешек плавать?.
На подносе у каждого ребенка - камешки и емкость с водой. Что будет, если мы положим камешек в воду?
(Пусть ребенок сформулирует свою гипотезу.) Он утонет или будет плавать?
Бросьте камешек в воду и понаблюдайте за тем, что происходит.
(На воде образуются круги.)
Может ли камешек плавать?
Возьмите кусочек гранита и окатыш керамзита, сравните их по весу, затем одновременно опустите в воду.
Что произошло с каждым из них? Почему?
Вывод: большинство камней тяжелее воды, поэтому они тонут. Но есть камни, внутри которых много воздуха, например керамзит. Поскольку воздух легче воды, камешек не тонет.
Исследование 6. Мокрые камешки.
Положить камешек в емкость и полить водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?
Вывод: если камни намочить, они меняют цвет.
Исследование 7. Можно ли поцарапать камешек?.
Попробуйте нацарапать что-нибудь на камешке. Остались ли следы?
(Можно проводить исследование с помощью лупы.)
Вывод: на одних камнях остаются слабые следы на других –нет.
Исследование 8. Каким камешком можно рисовать?
Раздать детям листок для рисования и разные камни (мел, уголь, графит, кирпич).
-Каким камешком лучше всего рисовать? ( Пусть дети попробуют нарисовать линию каждым из камешков и сравнить, насколько хорошо они заметны на листочке. Какой из камней пачкает руки?
Вывод: одни камешки оставляют следы на бумаге и на руках, другие – нет.
-Скажите научные сотрудники, понравились ли вам сегодня наши исследования? Что вы узнали? (ответы детей).
Я вам предлагаю составить отчет о наших открытиях.
Отчет будем составлять необычным способом, а при помощи знаков и символов.
( ученые составляют схему-алгоритм о полученных данных).
Ребята, а вы знаете, что раньше древние люди общались при помощи знаков и рисунков. Они рисовали на камнях и назывались эти рисунки наскальные рисунки. Найти наскальные рисунки было не просто. Они были скрыты от посторонних глаз. Ведь древние художники рисовали только в тайных, священных местах.
А вы хотели бы побывать древними художниками?
( предлагаю детям нарисовать наскальные рисунки на камнях).