Публикации Игровой практикум «Пальчиковые упражнения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровой практикум «Пальчиковые упражнения»
Автор: Главатая Ольга Олеговна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №97
Добрынюшка
Муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
Игровой практикум
Пальчиковые упражнения
Подготовила воспитатель:
Сараметова Л.Р.
Симферополь 2015
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Пальчиковые игры способствуют:
• Развитию речи. Сочетание движений рук и проговаривание стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой.
•Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
•Пальчиковые игры способствуют развитию творческого воображения, ведь руками можно рассказывать целые истории.
•Активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями.
•Помогают формировать элементарные математические представления.
•Учат концентрировать внимание, правильно его распределять.
•Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запомнить и положение пальцев и последовательность движений и просто стихи.
•Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения.
Основные принципы проведения пальчиковых игр:
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.
- Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
- Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Этапы разучивания игр:
1.Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2.Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3.Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4.Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5.Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
От однообразной монотонной работы руки человека к концу дня начинают уставать, несмотря на то что они быстро адаптируются и свыкаются с тем положением, в котором проще и удобней работать. Мускулы способны подолгу находиться в напряжении, что становится причиной заболеваний суставов и ломоты в костях. Мизинчик – за сердечную деятельность; безымянный – за нервную систему и функциональность мочеполовой сферы; средний палец – за стимуляцию печеночной деятельности; указательный - за функцию пищеварительного тракта; большой палец - за активизацию мозговой и легочной деятельности
Упражнение №1
1) Прятки: надо сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Вдох делается не спеша, при сжимании кулака с усилием, затем, ослабляя, делается выдох. Это упражнение очень полезно для сохранения душевного равновесия в какие-то ответственные моменты, при запоминании важных вещей. Недаром же говорят: от волнения он крепко сжал кулаки…. Вот и сжимайте, пряча большой палец, и уже через 5-8 сжиманий-пряток придет спокойствие.
2) Фиги - ну, это умеют все, да? А попробуйте сделать фигу каждым пальцем, т. е. и между указательным и средним, и между средним и безымянным, и между мизинцем и безымянным. Причем одновременно обеими руками. От этого упражнения повышается работоспособность мозга, оно полезно человеку с нарушением сердечно-сосудистой системы, помогает улучшить память, внимание.
3) Приветствие - поднимите руки до уровня плеч, каждым пальцем попеременно соприкасайтесь с большим пальцем. Сосредоточьтесь на этом упражнении и уже через 5-8 раз вы почувствуете, как пополняется хорошей, положительной энергией ваш организм.
4) Волны - при нормальном вдохе-выдохе надо поднять руки до уровня глаз ладонями к себе. Сделать полный выдох и приостановить дыхание, затем, вдыхая через нос, согнуть каждый палец один за другим, начиная от большого пальца правой руки. Потом, начиная с мизинца левой руки, согнуть пальцы один за другим. После сгибания всех десяти пальцев, выдыхая через рот, разогнуть их в обратном порядке, начиная от большого пальца левой руки. Ну а при чем тут волны? Надо представить себе, как ритмично набегают и отбегают волны, когда будете сгибать и разгибать каждый палец. Это упражнение очень полезно тем, кто часто болеет простудами, бронхитами – оно тренирует правильное дыхание и простуды отступают.
5) Орешки - катают орех круговыми движениями между ладонями, делая это с усилием, потом катают орех на тыльной стороне руки, прижимая его ладонью другой руки. А двумя орехами делают круговые движения в каждой ладони одновременно: в правой ладони по часовой стрелке, в левой – против. Это упражнение помогает предотвратить старение организма, снять раздражительность и недовольство, тоску.
Упражнение №2
1. Встать, выпрямить спину, развести руки в стороны и приподняться на носках. Одновременно сделать вдох. На выдохе опустить руки и встать на всю ступню. Упражнение выполнить 5 раз.
2. Встать, спина прямая, ноги на ширине плеч, руки согнуть, сжав кулаки и прижав их к плечам, локти опустить, прижав к бокам. Из этого положения быстро сделать бросок вперед сначала левой рукой, затем правой, одновременно вернув левую руку обратно. Упражнение напоминает боксерский удар в лицо невидимого врага. Выполнить по 10 раз каждой рукой.
3. Встать, спина прямая, ноги на ширине плеч. Руки держать прямо, сделать 10 кругов обеими руками сначала вперед, затем назад.
4. Ноги на ширине плеч. Спина по-прежнему прямая, руки согнуты в локтях, кисти направлены к плечам. Сделать по 10 круговых вращений плечевыми суставами вперед и назад.
5. Сжать изо всей силы кулаки, после чего быстро разжать их и встряхнуть руками. Упражнение выполнить 10 раз.
6. Руки согнуть в локтях и слегка поднять вверх над головой. Пальцы собраны в кулак, будто держат штангу. Опустить штангу вниз до уровня плеч, затем поднять вновь. Выполнить 10 раз.
7. Приложить кончики пальцев одной руки к пальцам другой. При этом ладони не касаются друг друга. Напрячь пальцы и надавить, тут же расслабить и вновь надавить. Пальцы должны пружинить. Упражнение выполнять 20 секунд. Затем встряхнуть руками, чтобы расслабить мышцы. Повторить еще 10 раз.
8. Развернуть ладони вверх и положить на каждую по увесистой книге или любые другие удобные предметы. Исходное положение — руки в стороны. Не спеша поднимать их вверх и сразу же опускать вниз. Упражнение выполнить 10 раз.
9. Расположить руки на краю стола. Кисти должны свисать. Поднять их вверх, затем опустить вниз. Руки прижаты к столу. Полностью завершив упражнение, встряхнуть руками. Выполнить 10 раз.
10. Положить кисти рук на стол. Каждым пальцем по 10 раз проделать движение, подобное игре на пианино. Затем 10 раз каждым пальцем сделать другое движение, напоминающее печатание на клавиатуре. Все упражнение выполнить 5 раз.
11. Переплести пальцы рук, затем в течение 30 секунд сгибать и разгибать средние пальцы и мизинцы. Упражнение выполнить 10 раз.
12. Держать кисти рук перед собой. Пальцы выпрямить. Сгибать и разгибать каждый палец правой руки, потом левой. При выполнении упражнения остальные пальцы держать в прямом положении. Выполнить по 5 раз для каждой руки.
13. Сцепить пальцы рук за головой, локти разведены в стороны. Сомкнуть их перед лицом и вновь развести в стороны как можно дальше. Упражнение выполнить 10 раз.
14. Встать лицом к стене, ладони упереть в стену, руки прямые. Отжаться от стены 10 раз.
Упражнение №3
1.Поглаживать и растирать ладошки вверх - вниз;
2.Разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;
3.Растирать пальчики спиралевидными движениями
Упражнение №4
Вот помощники мои
Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони.)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши.)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями.)
Постучали, (Стучим по столу.)
Повертели (Круговые вращения кистью.)
И работать захотели. (Потираем руками.)
Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши.)
Мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе.)
Постучали, (Стучим по столу.)
Повертели (Круговые вращения кистью.)
И опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши.)
Упражнение №5
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Упражнение №6
Ладушки ладошки
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки
Упражнение №7
Моя семья
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
Упражнение №8
1. Руки здороваются о - рукопожатие своих рук с поочередной сменой их положения: правая сверху, левая снизу, затем наоборот, левая сверху, правая снизу.
2. Сжимание (в кулак) и разжимание пальцев: ладонями вверх; ладонями вниз; поочередно правой и левой; обеих рук одновременно. Упражнения выполняются с нажимом, при сжимании - надавливание, которое надо удержать 2-3 секунды.
3. Пофаланговое сгибание пальцев - сначала поочередное на левой и правой руке, затем одновременно на обеих руках. На начальном этапе может потребоваться помощь (надавливание) другой руки, особенно при сгибании верхних фаланг.
4. Крокодил - собирание пальцев в щепотку, затем поочередное (на левой и правой руке) и одновременное (на обеих руках) открывание и закрывание ее, как пасти крокодила.
5. Вращение кистями рук в правую, затем в левую сторону.
6. Чередование положений кистей рук: ладонь -кулак - ребро ладони; положений пальцев: колечко - цепь - щепоть сначала каждой рукой по очереди, затем двумя одновременно.
7. Выгибание кистей - поднятие их вверх по очереди и одновременно.
8. Прогибание кистей - опускание их вниз по очереди и одновременно.
9. Чередование поднятия и опускания кистей обеих рук.
10. Пальчики здороваются - соприкосновение подушечек пальцев: поочередно все пальцы правой руки с ее большим; все пальцы левой руки с ее большим пальцем; одновременно на обеих руках. Соприкосновение проводится пружинисто, с надавливанием.
11. Пальчики идут - хождение по столу указательным и средним пальцами сначала одной, затем другой руки, одновременно обеих рук. Скорость движения меняется с медленного переставления пальцев (как бы крадучись) до быстрого, напоминающего бег ногами.
12. Постукивания по столу пальцами одной, затем другой руки и одновременно двумя руками, начиная с большого и начиная с мизинца.
13. Черепица - пальцы накладываются друг на друга поочередно на каждой руке и одновременно на обеих руках.
14. Щелчки - поочередное отталкивание всех пальцев от большого пальца на каждой руке, затем одновременно на обеих руках.
15. Поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак, начиная с большого пальца, затем начиная с мизинца; на одной руке, на другой руке и одновременно на обеих.
16. Лепестки цветка - пружинистое выпрямление не соприкасающихся друг с другом пальцев, на одной и другой руке поочередно, затем одновременно на обеих руках, соединив ладони вместе.
17. Замок - складывание ладоней, переплетение пальцев с надавливанием; с вращением влево -вправо, не размыкая пальцев; с наклонами кистей влево - вправо; с разворачиванием сомкнутых ладоней к себе и от себя; с поднятием и опусканием пальцев, не отводя ладоней друг от друга.
18. Имитация мытья рук с поочередным их поглаживанием, потиранием ладоней.
19. Ножницы - отведение большого пальца от остальных, соединенных вместе; поднятие вверх указательного пальца от остальных, соединенных вместе; поднятие соединенных вместе указательного и среднего пальцев от соединенных вместе безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется на одной и другой руке по очереди, затем обеими руками одновременно.
20. Плавники - сомкнутые ладони с напряжением наклоняются вправо - влево, вперед - назад; разведение пальцев, не размыкая запястий (ладони смотрят вперед - от себя; затем вверх); имитация плавания (движения ладоней по волнистой линии).
21. Фонарики - вращение поднятых вверх кистей рук влево - вправо, по кругу одной и другой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно.
22. Поочередное поднимание пальцев со стола на одной и другой руке по очереди, одновременно на обеих руках.
23. Имитация игры на пианино.
24. Разведение и сведение пальцев, лежащих на столе.
25. Голы - забивание шариков в ворота из строительного материала, поочередно каждым пальцем на одной и другой руке, одновременно на обеих руках.
26. Встряхивание расслабленных рук, поочередное и одновременное.
Упражнение №9
1.Ладони на столе (на счет раз - два пальцы врозь - вместе).
2.Ладошка – кулачок – ребро (на счет раз – два - три).
3.Пальчики здороваются (на счет раз – два – три – четыре - пять соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.).
4.Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5.Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).
6.Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
7.Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
Упражнение №10
Зарядка
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку, (встают руки на поясе)
Руки - в стороны, согнули(выполняют данное движение)
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их, оглянулись: (прячут за спину руки и оглядываются попеременно) через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели. (приседают и обхватывают пятки руками)
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз, (выполняют указанное движение)