Публикации ИГРА КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИГРА КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Автор: Эреджепова Сеза Талятовна


КОНСУЛЬТАЦИЯ
ИГРА КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
г. Симферополь, 2016г.
СЛАЙД 2 Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающем мире.
В.А. Сухомлинский
Одно из самых сложных и ответственных направлений работы образовательного учреждения – духовно-нравственное воспитание детей. Еще более сложная задача – создание веры в душе ребенка растущего в современном, агрессивном мире.
Давай поиграем! – как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.Давай поиграем, ну давай!. Обращаются дети к своим друзьям, родителям, воспитателям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение. (Ответы участников МО)
Да некогда мне … не могу, … я устала, … тороплюсь, … не успеваю… – говорим мы часто детям. Идите, играйте – такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться?Однако мы не должны забывать, что игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка.
Игра, как основной вид деятельностидошкольникаимеет важнейшее значение в формировании личности. СЛАЙД 3 Каждый вид игры(дидактическая, народная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация)оказывает влияние на духовно-нравственное развитие ребенка.
СЛАЙД 4 Как уже было отмечено, на наш взгляд развивать духовно-нравственные качества личности ребенка целесообразнее с помощью игры. Ведь игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни.
Игры существуют разные: подвижные, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и др.Давайте рассмотрим их влияние на духовно-нравственное воспитание наших детей.
СЛАЙД 5 Сюжетно-ролевые игры
Трудно переоценить сюжетно-ролевую игру. Ценность её как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Исполнение ролей взрослых – учительницы, няни, мамы, бабушки – содействует развитию положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо выполнять хорошо и работу учителя, и работу уборщицы, быть заботливой бабушкой.
Например, игра в школу значительно обогащает духовный мир детей, в ней завязываются новые дружеские отношения между детьми на основе общности познавательного и художественного интереса, возникают и формируются ролевые взаимоотношения между учительницей, родителями, бабушками и дедушками, закрепляются вежливые формы обращения.
Сюжетно-ролевые игры Школа, Парикмахерская, Стройка, Больница и т. д. при правильной их организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям.
Уровень сформированности гуманных проявлений у детей не соответствует их возрастным возможностям, эмоциональный опыт их беден. Одни дети даже не умеют замечать состояние сверстника, другие, видя затруднительное положение товарища, не сочувствуют ему и не стараются помочь, утешить. Третьи, сопереживая, не умеют оказать действенную помощь. Разная эмоциональная чувствительность детей по отношению к другим людям требует от педагогов учета индивидуальных особенностей и более прицельного проектирования формирующих воздействий.
Например: врач пришел на дом к больному и почти с порога спрашивает: Что у вас болит?. Больная назидательным тоном перебивает его: А здравствуйте забыл сказать?. Наташа, желая включиться в игру Больница, подходит киграющимс громким стоном: Я больная, ой, ой!. На ее стоны сначала никто не обращает внимание, затем Аня (врач) строго и довольно равнодушно говорит: Не мешай, видишь, я делаю операцию. Но Наташа продолжает жалобно стонать: Ой, ой, мне плохо!. И врач, наконец, сжалился: Ну, ладно, подожди немного, полечим.
Вот в больницу на скорой помощи привезли больную— Таню. К ней подходит врач Оксана со стандартным вопросом: Что у тебя болит?. Таня: Очень болит горло. Сейчас я тебя послушаю. Внимательно слушает трубочкой. Обращается к маме (Ане): У вашей дочки очень хриплый голос. Надо сделать укол. У нее воспаление горла. Услышав об уколе, Таня громко стонет: Ой, я боюсь уколов! (имитирует плач).
Аня и Оксана совершенно не реагируют на это. Лишь когда Таня стала настойчиво и громко стонать и плакать, Оксана прикрикнула на нее: Тихо, я тебе сказала! — и сделала укол. Таня: Ой, больно, больно! Врач (строго): Зато ты скоро выздоровеешь. Как видим, ребенок лишь выполняет обязанности, предписанные ролью врача. Видимая забота есть не что иное, как выполнение ролевых действий.
Развитие сюжетно-ролевой игры без надлежащего педагогического руководства даже в условиях дошкольного учреждения задерживается на уровне воспроизведения действий и внешнего характера взаимоотношений.
СЛАЙД 6 Театрализованные игры
Воспитательные возможности театрализованной игры широки. Участвуя в ней. Дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Важно, что театрализованная игра развивает эмоциональную сферу ребёнка. Заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Театрализованные игры – важнейшее средство развития у ребёнкаэмпатии, т. е. способности распознать эмоциональное состояние другого человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость и т. д., благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную игру оказывать позитивное влияние на детей.
СЛАЙД 7 Подвижные игры
Подвижные игры используются не только для решения прямых задач физического воспитания, но и для нравственного развития. Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляется то или иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в правильных поступках.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных качеств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребёнок должен чувствовать себя в обществе своих товарищей как равный среди равных. Чёткое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе. Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей в группе, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений детей. большая роль принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий. В коллективных играх часто от поведения игрока зависит успех игры, положение товарища.
Например, в игре Горелки, надо стремиться навстречу товарищу, несмотря на опасность самому быть пойманным. Или в играх типа Чей отряд быстрее построится малейшее замешательство может подвести всех остальных. Такие игры воспитывают чувство ответственности.
В некоторых подвижных играх (например, Классы) дети устанавливают правила сами: Чужая помеха не считается, Чур, с отдыхом и др. Эти традиции имеют большую воспитательную ценность. Они дисциплинируют поведение детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, считаться с мнением других.
СЛАЙД 8 Дидактическая игра
имеет большое воспитательное значение. Эти игры нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели - ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей. повышают их самостоятельность, способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успехам товарища. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: честности, правдивости, упражняют детей в моральных поступках. В качестве примера, в нашем саду для духовно-нравственного воспитания детей используются такие дидактические игры как Доброе лото, Воздушный шар (целью которых является: воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям).
Настольные игры,
особенно если дети играют самостоятельно, также играют большую роль в нравственном воспитании детей.
Например, некоторые дети, боясь проиграть в лото, в шашки и другие игры, начинают играть нечестно. Иногда болельщики принимают сторону нечестного игрока только потому, что он их друг. Они нарушают такую этическую норму, как справедливость. Важно правильно сориентировать детей, чтобы постепенно сформировать определённые отношение к нормам морали.
СЛАЙД 9 Народные игры
Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.
Какие игрушки, сказочные герои, иллюстрации, костюмы привлекают современных детей? Что мы можем предложить из традиционного, народного? Какими куклами играют современные дети и часто ли мы имеем возможность предложить им что-то другое. Человек-паук и робокопы заменили былинных рыцарей. В какие костюмы сейчас предпочитают наряжаться наши дети? И часто ли мы сами покупаем им русскую игрушку или идём у них на поводу, беря низкого качества, но модную, как у других, игрушку?
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтомународные игры в детском садуявляются неотъемлемой частью духовно-нравственного, физического, эстетического воспитания детей.
СЛАЙД 10 Для организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким можно порекомендовать использование таких игр и упражнений:
направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей (Волшебные камешки, Ласковые дети, Ладошки, Назови себя, Волшебный стул, Подарок другу).
направленные на развитие эмоциональной осведомлённости (Цветовое настроение, Маски, Мы артисты)
направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях (Разговор по телефону, Как нам быть, Как с тобой разговаривают и др.).
Для того чтобы дети закрепили представления хорошо, плохо, научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников можно порекомендовать игру: Добрые превращения. Познакомить детей с выдуманной игрушкой, которая наблюдает за поступками детей. Этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка - это добро, другая - зло, если ребенок совершает хорошие поступки, персонаж становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки- становится печальным, расстроенным. С помощью этого персонажа ребенку легче понять, какой поступок плохой, какой хороший.
СЛАЙД 11 Культура игровой деятельности воспитывается не только в детском саду, но и дома.Дома для этого должны быть созданы условия:выделен специальный уголок для хранения игрушек и организации игр. Если ребёнок знает, где можно взять игрушку и куда её положить после игры, это приучает его к порядку, содействует формированию самостоятельности, бережного отношения к игрушке. Игра ребёнка должна протекать там, где он никому не мешает. Количество игрушек должно быть достаточным, но не избыточным.
Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. Каждый их этих видов игр имеет для нравственного воспитания ребёнка большое значение. Только очень важно правильно организовать их. Руководя игрой, воспитатель поощряет и развивает педагогически ценные игры. Маленькие и старшие дошкольники играют по-разному. Поэтому и руководство их играми различно. Чем меньше ребёнок, тем активнее роль взрослого. Малыш не умеет самостоятельно играть, у него мал жизненный опыт, он не всегда умеет обращаться с игрушкой. Значит, ему надо подсказать, во что играть, принять участие в игре. Все вида игр имеют прямую связь с организованной деятельностью, ведь именно на занятиях, экскурсиях, во время чтения книг, бесед, наблюдений дети получают тот необходимый опыт, который позволяет им организовывать самостоятельные игры всех видов. К концу пребывания в дошкольном учреждении при целенаправленной педагогической работе дети усваивают нравственные нормы, этические представления; у них формируется эмоционально-положительное отношение к окружающим людям, к явлениям общественной жизни.
СЛАЙД 12 Игра может способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств при соблюдении ряда условий:
правильная организация и руководство игрой;
правильно сформулированная мотивация;
многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
Решение педагогических ситуаций
Воспитывать ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли педагога. Нам приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью
Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей.
Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты!!!
Как говорил один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов: "Нельзя врачевать чужие души, "помогать людям", не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе".
2