Публикации
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Автор: Спирина Нина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Автор: Спирина Нина Васильевна
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Системно-деятельный подход. Основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю. Основная педагогическая задача6 создание и организация условий инициирующих детское действие. Вектор смещения акцентов нового стандарта. Чему учить? (обновление содержания). Ради чего учить? (ценности образования). Как учить? (обновление средств обучения) – становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий. Каковы же особенности современного урока? Современный урок – урок актуальный для настоящего времени. Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства. Три постулата заложены в основание новой технологии урока.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя; Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения. Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии. Способы организации учебного процесса: - наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;- выявление и освоения учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу их;- включение содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач. Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности. Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе, и инновационной педагогике. Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока. Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока. Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе таковы-личностные-познавательные-регулятивные-коммуникативныеЛичностные:обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.Регулятивные,обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Структура урока в начальных классах.I этап. Организация класса (орг.момент)II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)IV этап. Открытие нового знания.V этап. Первичное закрепление.VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).Остановимся более подробно на каждом из этапов.I этап. Организация класса (орг.момент)Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».• 1-2 минуты• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;• включение детей в деятельность;• выделение содержательной области.Приёмы работы:• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);• самопроверка домашнего задания по образцу.II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.1. 4-5 минут2. Возникновение проблемной ситуации.• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);• создание проблемной ситуации;• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.• 4-5 минIV этап. Открытие нового знания(построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. • 7-8 мин• Способы: диалог, групповая или парная работа.• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.• Выведение алгоритма.V этап. Первичное закрепление.Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.• 4-5 минут• Способы: фронтальная работа, работа в парах;• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.• выполнение заданий с проговариванием в громкой речиVI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.• 4-5 минут• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).• Выполняется письменно.• Методы: самоконтроль, самооценка.VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение • 7-8 минут• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.• 2-3 минуты• Вопросы:- Какую задачу ставили?- Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом?- Какие получили результаты?- Что нужно сделать ещё?- Где можно применить новые знания? Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям; умение ставить перед собой цель, принимать решения; умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации; умение проконтролировать себя, свои собственные действия; умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу; умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться. Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.В чём новинка? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитетный стиль общения между учителем и учеником. Высший пилотаж – это урок, на котором учитель лишь направляет детей, даёт рекомендации в течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами . В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего его. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классеСветились от улыбок и любви,Терпенья вам и творческих успеховВ такие непростые наши дни!