Публикации «Мы - Россияне»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Мы - Россияне»
Автор: Быданцева Валентина Васильевна

Формирование общих представлений детей об окружающем мире и образа «Я»На современном этапе одно из приоритетных значений в воспитании детей имеет формирование социально-нравственной ответственности, способности к творчеству, к самоанализу. Современные психолого-педагогические исследования предлагают множество концепций и программ социально-нравственного развития. В центре внимания лежат базовые свойства личности: самооценка, образ «я», эмоционально-потребностная сфера, нравственные ценности, индивидуальность, а также, свойства, способствующие сосуществованию, взаимодействию с другими людьми. Главным лицом является ребёнок с его намерениями, желаниями, интересами, творческим потенциалом, которые у него имеются. Это представление возможности для поиска своего внутреннего «Я».Как известно, практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте – важнейшем этапе в развитии личности. Это период начальной социализации ребёнка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.Актуальной темой в настоящее время является нравственное воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: подготовка к жизни человека, не только физически, но и нравственно способного жить в современном мире для более полной реализации самого себя, своих возможностей и способностей.Дети с задержкой психического развития обладают сохранными возможностями интеллектуального развития, но в процессе обучения и воспитания у них отмечаются затруднения в формировании познавательной деятельности, развитии эмоционально-волевой сферы, пониженная работоспособность, медленная смена процессов возбуждения и торможения. Для них характерны нарушения в переработке, структурировании и сохранении информации. Задержка в развитии речи, незрелость эмоциональной сферы порождают трудности в общении детей со взрослыми и сверстниками, возникают проблемы и трудности в самооценке, саморефлексии, формировании образа Я». Цель работы с такими детьми – формирование психологического базиса для развития каждого ребёнка в соответствии с его возможностями.Работа по социально-нравственному развитию детей проводится через проектную деятельность. Проблема: недостаточный уровень сформированности представлений детей с ЗПР о малой родине, России и духовно-нравственного воспитания. Основой проекта «Мы-россияне» является системный подход в формировании гражданской позиции, создание условий для самопознания и самооценки, в выработке своего опыта жизнедеятельности.Проект является долгосрочным, рассчитан на 4 года для работы с детьми с 3 до 7 лет. Вся работа распределена по годам и этапам, каждый из которых сопровождается участием детей, педагогов, родителей. Для этого составлен план работы, в котором отражено содержание, формы взаимодействия и личное участие участников проекта.Цель проекта: воспитание гуманной, социально-активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, искренне любящей свою Родину; достойных будущих граждан России.Проект предусматривает решение следующих задач:
  • Воспитание любви и привязанности ребёнка к своей семье, формирование представлений о семье, о родословной, воспитание гордости за принадлежность к своему роду.
  • Приобщение детей к истокам народной культуры, воспитание бережного отношения к произведениям искусства и чувства сопричастности к народным праздникам.
  • Расширение представлений о родном крае, городе, достопримечательностях, культуре и традициях родного края.
  • Углубление и уточнение представлений детей о родине – России, воспитание чувства гордости за свою страну.
  • Проект включает в себя 3 этапа:
  • Подготовительный этап. Цель: разработка проекта, ознакомление с ним участников проекта.
  • Практический этап, по которому ведётся работа на протяжении всего периода:
  • а) «Родная семья» (с детьми в возрасте 3-4 года) – формирование чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьёй, осознания своих умений и качеств ребёнком;б) «Родная культура» (с детьми от 4 до 5 лет) – формирование представлений о культуре русского народа, приобщение детей к его истокам;в) «Родной край» (с детьми 5-6 лет) – формирование чувства любви к своей малой родине через приобщение к родной природе, культуре, традициям;г) «Родной край» (с детьми 6-7 лет) – формирование патриотического отношения к планете, гармоническое развитие личности ребёнка.3. Контрольно-оценочный этап. Цель: выявление уровня успешности деятельности в реализации проекта, разработка перспектив дальнейшей деятельности. 4.Ожидаемый результат: с помощью проекта значительно облегчается решение проблем в развитии ребёнка: повышение самооценки, сформированность образа «Я», осознание себя и своего места в социуме, а также расширение социального кругозора и умение вырабатывать свой опыт жизнедеятельности.Формы реализации проекта: чаепития, вечера отдыха, посиделки, посвящённые праздникам, анкетирование, тесты-опросники, в которых отражено содержание проекта, словесные, дидактические и сюжетно-ролевые игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, проигрывание ситуаций, беседы, дискуссии и т.д.Большую помощь в реализации проекта оказывают родители. Тесное и плодотворное сотрудничество с ними идёт на пользу ребёнку, помогая ему ориентироваться в сложном окружающем мире, накоплению социального опыта и развитию детского потенциала.Формирование осознанного отношения к себе и окружающему миру – процесс длительный, который осуществляется на протяжении всего периода обучения детей.У современных детей другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передаются любовь к ближнему и другие качества, присущие русскому народу. И в этом важную роль играют семья и педагоги.