Публикации
конспект урока
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока
Автор: Давыдова Инга Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока
Автор: Давыдова Инга Владимировна
План-конспект открытого урока по технологии
Тема: Пища человека, здоровье и режим питания.
Цель: Дать понятие о пище и режиме питания, о процессе пищеварения;
- сформировать представление о значении питания в жизни человека;
- дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о минеральных веществах, витаминах и их значении в жизни человека;
- воспитывать чувства любви и заботы к окружающей природе и собственному организму.
Наглядные пособия и принадлежности: Для учителя - интерактивная доска, компьютер, Раздаточный материал: таблицы витаминов, учебник, карточки задания, карточки для рефлексии урока.
Для учащихся – учебник, тетрадь, сигнальные карточки.
Оформление классной доски: опорные слова – витамины, минеральные соли, культура питания, желудочный сок.
Тип урока: комбинированный (беседа с элементами игры, использование интерактивной доски).
Методы обучения: иллюстративно-объяснительный, наглядно-демонстрационный, частично-исследовательский.
Формы деятельности учителя и учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Организационная часть (3 мин.)
Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем, добра и радости тем, с кем встречаемся. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся работать так,
чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.
Слайд 1.
II. Повторение пройденного материала (10 мин.)
Давайте вспомним то, что вы изучали на предыдущем уроке.
1. Проверка знания материала прошлого занятия по карточкам-заданиям у 2-4 учащихся.
( карточка №1)
- Какие продукты нельзя употреблять в пищу и где хранят скоропортящиеся продукты?
- Как правильно передать нож соседке?
( карточка №2)
- Чем нужно пользоваться, снимая горячую посуду с плиты?
- Где и как хранят продукты и готовые блюда?
Пока девочки будут делать письменную работу, остальные ответьте на такой вопрос:
2. Вопрос к классу:
Учитель. В процессе приготовления и хранения пищи необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования. Какие?
(Ответы учащихся)
1. Готовить пищу следует в специальной одежде.
2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом, убрать волосы под косынку.
3. Если на пальцах есть царапины, то эти места нужно защитить лейкопластырем или надеть резиновый напальчник.
4. Перед началом приготовления пищи продукты надо тщательно промыть, а затем ополоснуть кипяченой водой.
5. Различные виды продуктов следует обрабатывать на разных разделочных досках с соответствующей маркировкой.
6. Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью
7. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.
8. Продукты и готовые блюда можно хранить не более определенного срока.
9. Продукты, готовые к употреблению, следует хранить закрытыми и отдельно от сырых.
10. Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их следует размещать в соответствующих отделениях: продукты, не требующие длительного хранения, например яблоки, овощи, яйца, приготовленные блюда – на полках; продукты, требующие более длительного хранения например: мясо, рыбу и другие - в морозильнике.
Молодцы! Вы сегодня заслужили сказку. И так.
III. Беседа с целью изложения нового материала.
Учитель:
Было это давным-давно. За далекими холмами, за высокими горами стоял город Вкуснятин. Его герб украшал пышный румяный пирожок, а девизом горожан были слова: Главное – вовремя подкрепиться.
Вкуснятин был столицей огромного царства еды, где каждый город славился чем-то особенным: в одном варили вкуснейшие щи и похлебки, в другом – жарили котлеты; третий был знаменит своими бутербродами, четвёртый – салатами да компотами. Вкуснятин ещё славился своими кулинарными играми, на которых умельцы со всех концов света показывали свое мастерство.
Жили в городе Вкуснятине тетушка Сдоба и дядюшка Крендель, и был у них племянник Колобок, родной брат всем известного Колобка, который сбежал от дедушки с бабушкой и стал великим путешественником.
Колобки вообще любят путешествовать. Поэтому не удивляйтесь, ели вдруг один из них заглянет к вам в гости. Впрочем, гостя можно не ждать, а сделать его своими руками.
Наш герой не собирался убегать от тетушки Сдобы и дядюшки Кренделя. Колобок надеялся, что когда он вырастет большой и тетушка поделится с ним своими секретами о вкусной и здоровой пище. А он в своё время станет поваром высшего класса и примет участие в знаменитых кулинарных играх.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем всё о пище человека, правилами здоровья и о режиме питания (запись в тетради темы урока).
VI. Повторение правил здоровья, уже известных ученикам.
Учитель. Вспомним правила здорового образа жизни.
Что включают в себя основы здорового образа жизни? Как вы это понимаете? (Ответы)
Слайд 2.
Учитель. Ко всему сказанному подойдут слова:
Слайд 3.
Вывод: Здоровый образ жизни подразумевает правильную организацию питания, равномерные физические нагрузки, регулярный отдых.
Активизация познавательной деятельности – вопросы к классу:
- Зачем человек ест?
(Рассуждения учащихся)
Слайд 4.
Учитель. Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни.
Азербайджанская пословица гласит: Дерево держится своими корнями, а человек пищей.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Ответы учащихся, рассуждения) Слайд 5.
- Что происходит с организмом, если человек долго не ест?
(Ответы учащихся)
Если человек долго не ест, его организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи он может прожить около месяца. Без воды 3-4 суток.
Учитель. – Какой вывод сделаем?
Вывод:
Слайд 6.
Учитель.
Питание – это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. Задумывались ли вы когда-нибудь вопросом: из чего состоят ткани тела человека? Если нет, то отвечу. Ткани тела человека состоят из воды, белка, жиров, минеральных солей и углеводов.
Мы можем сравнить свой организм с печкой, если в печи не поддерживать огонь (не подкидывать дрова), то печь быстро остынет. Так и человеческий организм может погибнуть без воды и пищи. Чтобы человек был здоров и надолго сохранил свою работоспособность, пища должна дать ему все необходимые вышеперечисленные для организма вещества, а вместе с ними витамины и другие биологически активные соединения, причем в определенном количестве. Для переработки пищи большую роль в нашем организме играет пищеварительная система, в которой пища расщепляется до белков, жиров, углеводов, а те в свою очередь на более простые вещества. Белки расщепляются до аминокислот, углеводы – до моносахаридов, жиры – до глицерина и жирных кислот.
В жизни человека важную роль играет рациональное и правильное питания. Оно должно быть разнообразным, включать мясные, рыбные, молочные продукты, блюда из круп и бобовых, овощи и фрукты.
Особое внимание следует обращать на культуру питания. Прием пищи должен проходить в одни и те же часы, что способствует наиболее полному её перевариванию и усвоению, при этом количество и состав ее должны соответствовать суточной потребности человека в питательных веществах.
Важна правильная кулинарная обработка продуктов. Пища должна быть вкусно приготовленной, красиво оформленной, тогда она будет возбуждать аппетит.
Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
- Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?
(Ответы учащихся )
Выполните задание представленное на доске.( запись в тетрадях)
Слайд 7.
Проверим.
Слайд 8.
Продукты питания бывают растительного и животного происхождения.
3. Активизация познавательной деятельности – задание классу:
Разделите на две группы продукты растительного происхождения и животного происхождения.
(Использование сигнальных карточек)
Слайд 9.
Проверка.
Слайд 10.
Задание: приготовьте традиционные русские блюда (выберите продукты, необходимые для приготовления блюда). ( Запись в тетради с последующим опросом двух учащихся)
Слайд 11.
Учитель. Питание детей и подростков должно быть четырёхразовым, со следующим распределением количества пищи:
завтрак – 30%, обед - 40-45%,
полдник – 10%, ужин – 15-20%.
Давайте попробуем устно составить меню.
Что вы будете есть на завтрак, обед, полдник, ужин?
(Высказывания учащихся)
Слайд 12.
Активизация познавательной деятельности – вопрос к классу:
Каких правил следует придерживаться при приёме пищи?
( Ответы)
Правила приёма пищи:
1. Принимать пищу четыре раза в день.
2. Соблюдать норму питания: недоедание, как и переедание, одинаково вредно.
3 .Распределять суточную норму продуктов так: большая часть - в обед, завтрак немного больше ужина. Самым лёгким должен быть полдник.
4. Промежутки между едой должны составлять около 4-х часов.
5. Не рекомендуется есть в промежутках между приёмами пищи, особенно сладкое – это снижает аппетит и ухудшает пищеварение.
6. Наибольшее количество энергии тратиться, когда человек выполняет работу, поэтому мясные, рыбные, бобовые блюда должны употребляться за завтраком или обедом, а на ужин оставлять молочные, овощные блюда, которые быстро и легко усваиваются.
7. Есть нужно спокойно, тщательно пережевывая пищу.
8. В любое время года необходимо заботиться о том, чтобы пища была разнообразной, питательной, богатой витаминами.
Познакомьтесь с золотыми правилами питания.
Слайд 13.
А сейчас физкультминутка.
V. Физкультминутка.
Слайд 14.
Весной, с появлением ранних овощей, рекомендуется готовить блюда; из свежей капусты, молодого картофеля. Горячие супы на мясном бульоне следует заменить овощными супами, для приготовления которых используются свекла, щавель, огурцы, а для приправы – зеленый лук, петрушка, укроп, сметана, яйца.
В зимний период расход энергии возрастает, поэтому можно готовить мясные, рыбные блюда. Чтобы обогатить пищу витаминами, следует готовить холодные закуски (винегрет и салаты с квашенной капустой), ко вторым блюдам подавать соленые и маринованные овощи, на третье - соки, кисели, компоты.
Работая, занимаясь спортом и даже отдыхая, человек расходует энергию, которая должна пополняться за счет питания. В пище должны содержаться все необходимые для жизнедеятельности человека вещества.
Чтобы всё узнать о них, отправимся в царство Вкуснятин и посетим его города Белково, Жирово, Углеводово, Минералово, Витаминово. А Колобок проведёт экскурсию для нас.
VI. Игра – путешествие.
(таблички с названиями городов Белково, Жирово, Углеводово, Минералово, Витаминово. устанавливается на парты, Колобок катится от одного до другого города)
Слайд15. .
Ученица 1.
Полноценными белками богаты молоко, мясо, рыба, яйца, т.е. продукты животного происхождения. Эти белки под воздействием пищеварительных соков распадаются в кишечнике на составные части и всасываются в кровь, с которой они разносятся по всему организму, обеспечивая тем самым питание клеток.
Белки Основа жизни. Способствуют росту, восстановлению клеток, обеспечивают организм энергией. Содержаться и в продуктах растительного происхождения – овощах, картофеле, крупах, но эти белки по своему качеству уступают белкам животного происхождения. Поэтому для приготовления пищи целесообразно использовать различные продукты, например, мясо в сочетании с овощами, крупами, рыбу с овощами, яйцами.
Сочетание продуктов может быть самым разнообразным, но всегда надо заботиться о том, чтобы в пище было достаточное количество белков животного происхождения, так как в организме только эти белки идут на образование новых клеток.
В нашем организме непрерывно происходит окисление веществ, при котором выделяется тепло. Эта энергия расходуется на работу сердца, печени, почек, желудка и других внутренних органов. Больше всего энергии расходуется при окислении жиров.
Ученица 2.
Жиры резервы энергии нашего организма. Способствуют укреплению нервной системы. Жиры бывают животные и растительные.
Хорошо усваиваются организмом жиры, содержащиеся в молоке. Неплохо усваиваются свиной жир и жир домашней птицы. Хуже – говяжий и бараний жиры.
Лучше всего усваиваются организмом жиры растительного происхождения. Их надо больше использовать в питании. Растительное масло чаще всего применяется для приготовления холодных закусок: сельди с луком, редьки с луком, квашенной капусты с луком, а также для жарения рыбы, оладий, пирожков.
Сочетание в пищевом рационе жиров животного и растительного происхождения способствует улучшению их усвояемости, регулирует пищеварительные процессы в желудке.
Ученица 3.
Кроме белков и жиров, в пищу человека должны входить углеводы - главный источник энергии для организма Они имеются во всех овощах, крупах, муке, хлебе, плодах и ягодах. Углеводы в этих продуктах содержатся в виде сахаров, крахмала, клетчатки.
Сахары представляют собой более простые углеводы, они хорошо растворяются в воде и быстро поступают в кровь.
Крахмал же, под воздействием пищеварительных соков распадается до сахаров и лишь тогда используется организмом.
Клетчатка в процессе пищеварения мало изменяется и плохо усваивается организмом, но она нужно для нормальной работы желудочно-кишечного тракта.
Ученица 4.
Важным условием правильного обмена веществ в организме является наличие в пище минеральных веществ. Они обеспечивают водно-солевой обмен, участвуют в кроветворении в организме человека.
Калий и фосфор необходимы для образования костных тканей, кроме этого, фосфор входит в состав нервных клеток, а калий необходим для нормальной работы сердца. Эти вещества содержаться в молоке, молочных продуктах, хлебе, овощах, мясе, рыбе, яйцах.
Железо необходимо для образования гемоглобина крови. Содержится оно в хлебе, плодах, зелени и мясе.
Потребность организма в хлоре и натрии удовлетворяется за счет использования в пищу поваренной соли. Суточная потребность в ней для детей и подростков составляет
10 -12 грамм.
Вода также входит в состав клеток тела человека, участвует в процессах обмена.
Учитель.
Особое место в рациональном питании отводится витаминам (от латинского вита - жизнь). Они необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности организма. Познакомьтесь с самыми распространенными витаминами, их влиянием на организм и здоровье человека, продуктами, их содержащими.
Витамины А, В, С, Д, РР, Е защищают организм, имеют большое значение для правильного обмена веществ, они способствуют укреплению нервной системы, улучшают общее состояние человека, увеличивают сопротивляемость организма инфекционным
заболеваниям.
Слайд 16.
Ученица 5.
Витамин А содержится он в молоке, сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жире, печени. В продуктах растительного происхождения витамин А отсутствует. Но некоторые овощи, такие как морковь, помидоры, шпинат, сладкий перец, зеленый лук, укроп, петрушка, овощи и плоды зеленого и желтого цвета содержат каротин, который в организме превращается в витамин А. Витамин А способствует росту ( витамин роста), развитию, улучшает зрение, участвует в формировании иммунитета. Недостаток вызывает поражение глаз, светобоязнь, ночную слепоту, сухость, шелушение кожи, тусклость волос, повышенную восприимчивость к простудным заболеваниям.
Слайд 17.
Ученица 6.
Витамин В, В1, В2 оказывает положительное влияние на общее состояние организма, улучшают пищеварение, состояние кожи и зрения, влияет на деятельность нервной системы. Недостаток приводит к психической и физиологической утомляемости, тошноте, судороге икроножных мышц, слабости конечностей, также возникают сухость и трещины губ, язвы на уголках рта, на коже рук, светобоязнь, слезотечение. Витамины этой группы содержаться в молоке, кисломолочных продуктах, сыре, твороге, крупах – гречневой и овсяной, перловой крупах, бобовых, мясе, орехах, ржаном хлебе.
Слайд 18.
Ученица 7.
Витамин С противоцинготный. Витамин С укрепляет защитные силы организма, поддерживает прочность стенок кровеносных сосудов. Недостаток вызывает синюшность губ, носа, ногтей, разрыхление и кровотечение десен, расшатывание зубов, бледность и сухость кожи, преждевременное старение. Он содержится во фруктах, ягодах, свежих овощах, зелени. Его особенно много в квашенной капусте, красной и черной смородине, лимоне, луке, чесноке, шиповнике, облепихе, калине, рябине, сладком перце, хрене, укропе, зелени петрушки, томатах, салате и др.
Слайд 19.
Ученица 8.
Витамин Д Витамин Д укрепляет кости, способствует хорошему самочувствию. От недостатка этого витамина в пище нарушается минеральный обмен, а у детей развивается рахит. Чтобы получать этот витамин нужно есть сливочное масло, молоко, яйца, морскую рыбу, печень, рыбий жир.
Ученица 9.
Витамин Е (токоферол) улучшает обмен веществ в организме. Его недостаток вызывает малокровие, заболевание сердца, нарушение развития. Он содержится в растительном масле, орехах, хлебе, крупах.
Слайд 20.
Ученица 10.
Витамин РР никотиновая кислота влияет на сердечно-сосудистую систему, органы пищеварения и кроветворения, состояние кожи. При недостатке – головокружение, бессонница, нарушение памяти. Этот витамин содержится в говяжьей печени, почках, ячневой и гречневой крупе, орехах, грибах.
Учитель. Содержание витаминов в продуктах питания выражается в миллиграммах на сто грамм продукта. Например: в 100 гр. лимона содержится 40 мг. витамина С.
Зная содержание различных витаминов в продуктах и необходимую норму употребления витаминов в сутки, можно рассчитать, сколько потребуется тех или иных продуктов, чтобы удовлетворить потребность организма в витаминах. Для людей разного возраста суточная норма витаминов неодинаковая, что видно из следующей таблицы
(таблицы на партах).
Суточная норма витаминов
Минимальная суточная норма витаминов в мг.
Для каких групп людей
А
В1
В6
С
До 7 лет
1
1
1,5
30 – 50
От 7 до 14 лет
1,5
2
2
70
Старше 14 лет
1,5
2,5
2
70 - 80
Для взрослых
1,5
2 - 3
2
70 - 120
- А сейчас назовите, какие фрукты и овощи вы знаете?
(Ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы и т.д.)
- Как вы понимаете пословицу
Слайд 22.
Учитель. Умеете ли вы разгадывать кроссворды? Разгадайте кроссворд под названием Поле витаминов
VII. Разгадывание кроссворда.
Слайд 23.
Проверка.
Слайд 24.
Учитель. Посмотрите на слайды и определите по цвету, что содержится в следующих продуктах.
Слайд 25. Слайд 26. Слайд 27.
Слайд 28.Слайд 29.
Вопросы для закрепления:
1. Какие питательные вещества необходимы для организма человека?
Почему в пищу должны употребляться жиры растительного и животного происхождения?
3. Для чего нужно питаться человеку?
4. Что вы понимаете под культурой питания?
5. Какие витамины ты знаешь?
6. К чему может привести недостаток витамина С?
7. Почему белок называют основой жизни?
Прочитайте и выберите слова для характеристики здорового человека:
Слайд 30.
(Использование сигнальных карточек)
Проверка.
Слайд 31.
Вывод.
Слайд 32.
Вспомним волшебные слова!
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу. (хоровое проговаривание)
Итог урока.
– Если хочешь быть здоров, что для этого необходимо? (Ответы)
Правила, которые обеспечивают хорошее состояние здоровья.
Слайд 33.
Учитель. Дарите радость друг – другу, будьте добры по отношению к окружающей нас природе.
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
Пожелаем колобку новых путешествий.
Пожелания для себя.
Слайд 34.
Учитель. Вы у меня молодцы! Всем оценка 5. Ваши знания, девочки, будут пополняться изо дня в день. И я вам всем желаю здоровья!
Домашнее задание.
Слайд 35.
Спасибо за урок! Будьте все здоровы!
(Для гостей и детей приготовлены бутерброды канапе из фруктов)
Принести морковь – 1 шт., свеклу – 1 шт., картофель – 1 шт. (варёные), капусту солёную – 100 грамм, лук – 1 шт., огурец солёный, зеленый горошек, растительное масло, соль. Контейнер для салата, косынку, фартук, кухонное полотенце, мыло.
(запись в тетради)
Рефлексия урока. Прикрепите цветы на крону дерева - яблони, если понравился урок. Если не понравился, то цветы крепите на траву. ( на доске прикреплено вырезанное из картона дерево - яблоня, детям раздаются цветы)
Тема: Пища человека, здоровье и режим питания.
Цель: Дать понятие о пище и режиме питания, о процессе пищеварения;
- сформировать представление о значении питания в жизни человека;
- дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о минеральных веществах, витаминах и их значении в жизни человека;
- воспитывать чувства любви и заботы к окружающей природе и собственному организму.
Наглядные пособия и принадлежности: Для учителя - интерактивная доска, компьютер, Раздаточный материал: таблицы витаминов, учебник, карточки задания, карточки для рефлексии урока.
Для учащихся – учебник, тетрадь, сигнальные карточки.
Оформление классной доски: опорные слова – витамины, минеральные соли, культура питания, желудочный сок.
Тип урока: комбинированный (беседа с элементами игры, использование интерактивной доски).
Методы обучения: иллюстративно-объяснительный, наглядно-демонстрационный, частично-исследовательский.
Формы деятельности учителя и учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Организационная часть (3 мин.)
Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем, добра и радости тем, с кем встречаемся. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся работать так,
чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.
Слайд 1.
II. Повторение пройденного материала (10 мин.)
Давайте вспомним то, что вы изучали на предыдущем уроке.
1. Проверка знания материала прошлого занятия по карточкам-заданиям у 2-4 учащихся.
( карточка №1)
- Какие продукты нельзя употреблять в пищу и где хранят скоропортящиеся продукты?
- Как правильно передать нож соседке?
( карточка №2)
- Чем нужно пользоваться, снимая горячую посуду с плиты?
- Где и как хранят продукты и готовые блюда?
Пока девочки будут делать письменную работу, остальные ответьте на такой вопрос:
2. Вопрос к классу:
Учитель. В процессе приготовления и хранения пищи необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования. Какие?
(Ответы учащихся)
1. Готовить пищу следует в специальной одежде.
2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом, убрать волосы под косынку.
3. Если на пальцах есть царапины, то эти места нужно защитить лейкопластырем или надеть резиновый напальчник.
4. Перед началом приготовления пищи продукты надо тщательно промыть, а затем ополоснуть кипяченой водой.
5. Различные виды продуктов следует обрабатывать на разных разделочных досках с соответствующей маркировкой.
6. Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью
7. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.
8. Продукты и готовые блюда можно хранить не более определенного срока.
9. Продукты, готовые к употреблению, следует хранить закрытыми и отдельно от сырых.
10. Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их следует размещать в соответствующих отделениях: продукты, не требующие длительного хранения, например яблоки, овощи, яйца, приготовленные блюда – на полках; продукты, требующие более длительного хранения например: мясо, рыбу и другие - в морозильнике.
Молодцы! Вы сегодня заслужили сказку. И так.
III. Беседа с целью изложения нового материала.
Учитель:
Было это давным-давно. За далекими холмами, за высокими горами стоял город Вкуснятин. Его герб украшал пышный румяный пирожок, а девизом горожан были слова: Главное – вовремя подкрепиться.
Вкуснятин был столицей огромного царства еды, где каждый город славился чем-то особенным: в одном варили вкуснейшие щи и похлебки, в другом – жарили котлеты; третий был знаменит своими бутербродами, четвёртый – салатами да компотами. Вкуснятин ещё славился своими кулинарными играми, на которых умельцы со всех концов света показывали свое мастерство.
Жили в городе Вкуснятине тетушка Сдоба и дядюшка Крендель, и был у них племянник Колобок, родной брат всем известного Колобка, который сбежал от дедушки с бабушкой и стал великим путешественником.
Колобки вообще любят путешествовать. Поэтому не удивляйтесь, ели вдруг один из них заглянет к вам в гости. Впрочем, гостя можно не ждать, а сделать его своими руками.
Наш герой не собирался убегать от тетушки Сдобы и дядюшки Кренделя. Колобок надеялся, что когда он вырастет большой и тетушка поделится с ним своими секретами о вкусной и здоровой пище. А он в своё время станет поваром высшего класса и примет участие в знаменитых кулинарных играх.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем всё о пище человека, правилами здоровья и о режиме питания (запись в тетради темы урока).
VI. Повторение правил здоровья, уже известных ученикам.
Учитель. Вспомним правила здорового образа жизни.
Что включают в себя основы здорового образа жизни? Как вы это понимаете? (Ответы)
Слайд 2.
Учитель. Ко всему сказанному подойдут слова:
Слайд 3.
Вывод: Здоровый образ жизни подразумевает правильную организацию питания, равномерные физические нагрузки, регулярный отдых.
Активизация познавательной деятельности – вопросы к классу:
- Зачем человек ест?
(Рассуждения учащихся)
Слайд 4.
Учитель. Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни.
Азербайджанская пословица гласит: Дерево держится своими корнями, а человек пищей.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Ответы учащихся, рассуждения) Слайд 5.
- Что происходит с организмом, если человек долго не ест?
(Ответы учащихся)
Если человек долго не ест, его организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи он может прожить около месяца. Без воды 3-4 суток.
Учитель. – Какой вывод сделаем?
Вывод:
Слайд 6.
Учитель.
Питание – это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. Задумывались ли вы когда-нибудь вопросом: из чего состоят ткани тела человека? Если нет, то отвечу. Ткани тела человека состоят из воды, белка, жиров, минеральных солей и углеводов.
Мы можем сравнить свой организм с печкой, если в печи не поддерживать огонь (не подкидывать дрова), то печь быстро остынет. Так и человеческий организм может погибнуть без воды и пищи. Чтобы человек был здоров и надолго сохранил свою работоспособность, пища должна дать ему все необходимые вышеперечисленные для организма вещества, а вместе с ними витамины и другие биологически активные соединения, причем в определенном количестве. Для переработки пищи большую роль в нашем организме играет пищеварительная система, в которой пища расщепляется до белков, жиров, углеводов, а те в свою очередь на более простые вещества. Белки расщепляются до аминокислот, углеводы – до моносахаридов, жиры – до глицерина и жирных кислот.
В жизни человека важную роль играет рациональное и правильное питания. Оно должно быть разнообразным, включать мясные, рыбные, молочные продукты, блюда из круп и бобовых, овощи и фрукты.
Особое внимание следует обращать на культуру питания. Прием пищи должен проходить в одни и те же часы, что способствует наиболее полному её перевариванию и усвоению, при этом количество и состав ее должны соответствовать суточной потребности человека в питательных веществах.
Важна правильная кулинарная обработка продуктов. Пища должна быть вкусно приготовленной, красиво оформленной, тогда она будет возбуждать аппетит.
Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
- Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?
(Ответы учащихся )
Выполните задание представленное на доске.( запись в тетрадях)
Слайд 7.
Проверим.
Слайд 8.
Продукты питания бывают растительного и животного происхождения.
3. Активизация познавательной деятельности – задание классу:
Разделите на две группы продукты растительного происхождения и животного происхождения.
(Использование сигнальных карточек)
Слайд 9.
Проверка.
Слайд 10.
Задание: приготовьте традиционные русские блюда (выберите продукты, необходимые для приготовления блюда). ( Запись в тетради с последующим опросом двух учащихся)
Слайд 11.
Учитель. Питание детей и подростков должно быть четырёхразовым, со следующим распределением количества пищи:
завтрак – 30%, обед - 40-45%,
полдник – 10%, ужин – 15-20%.
Давайте попробуем устно составить меню.
Что вы будете есть на завтрак, обед, полдник, ужин?
(Высказывания учащихся)
Слайд 12.
Активизация познавательной деятельности – вопрос к классу:
Каких правил следует придерживаться при приёме пищи?
( Ответы)
Правила приёма пищи:
1. Принимать пищу четыре раза в день.
2. Соблюдать норму питания: недоедание, как и переедание, одинаково вредно.
3 .Распределять суточную норму продуктов так: большая часть - в обед, завтрак немного больше ужина. Самым лёгким должен быть полдник.
4. Промежутки между едой должны составлять около 4-х часов.
5. Не рекомендуется есть в промежутках между приёмами пищи, особенно сладкое – это снижает аппетит и ухудшает пищеварение.
6. Наибольшее количество энергии тратиться, когда человек выполняет работу, поэтому мясные, рыбные, бобовые блюда должны употребляться за завтраком или обедом, а на ужин оставлять молочные, овощные блюда, которые быстро и легко усваиваются.
7. Есть нужно спокойно, тщательно пережевывая пищу.
8. В любое время года необходимо заботиться о том, чтобы пища была разнообразной, питательной, богатой витаминами.
Познакомьтесь с золотыми правилами питания.
Слайд 13.
А сейчас физкультминутка.
V. Физкультминутка.
Слайд 14.
Весной, с появлением ранних овощей, рекомендуется готовить блюда; из свежей капусты, молодого картофеля. Горячие супы на мясном бульоне следует заменить овощными супами, для приготовления которых используются свекла, щавель, огурцы, а для приправы – зеленый лук, петрушка, укроп, сметана, яйца.
В зимний период расход энергии возрастает, поэтому можно готовить мясные, рыбные блюда. Чтобы обогатить пищу витаминами, следует готовить холодные закуски (винегрет и салаты с квашенной капустой), ко вторым блюдам подавать соленые и маринованные овощи, на третье - соки, кисели, компоты.
Работая, занимаясь спортом и даже отдыхая, человек расходует энергию, которая должна пополняться за счет питания. В пище должны содержаться все необходимые для жизнедеятельности человека вещества.
Чтобы всё узнать о них, отправимся в царство Вкуснятин и посетим его города Белково, Жирово, Углеводово, Минералово, Витаминово. А Колобок проведёт экскурсию для нас.
VI. Игра – путешествие.
(таблички с названиями городов Белково, Жирово, Углеводово, Минералово, Витаминово. устанавливается на парты, Колобок катится от одного до другого города)
Слайд15. .
Ученица 1.
Полноценными белками богаты молоко, мясо, рыба, яйца, т.е. продукты животного происхождения. Эти белки под воздействием пищеварительных соков распадаются в кишечнике на составные части и всасываются в кровь, с которой они разносятся по всему организму, обеспечивая тем самым питание клеток.
Белки Основа жизни. Способствуют росту, восстановлению клеток, обеспечивают организм энергией. Содержаться и в продуктах растительного происхождения – овощах, картофеле, крупах, но эти белки по своему качеству уступают белкам животного происхождения. Поэтому для приготовления пищи целесообразно использовать различные продукты, например, мясо в сочетании с овощами, крупами, рыбу с овощами, яйцами.
Сочетание продуктов может быть самым разнообразным, но всегда надо заботиться о том, чтобы в пище было достаточное количество белков животного происхождения, так как в организме только эти белки идут на образование новых клеток.
В нашем организме непрерывно происходит окисление веществ, при котором выделяется тепло. Эта энергия расходуется на работу сердца, печени, почек, желудка и других внутренних органов. Больше всего энергии расходуется при окислении жиров.
Ученица 2.
Жиры резервы энергии нашего организма. Способствуют укреплению нервной системы. Жиры бывают животные и растительные.
Хорошо усваиваются организмом жиры, содержащиеся в молоке. Неплохо усваиваются свиной жир и жир домашней птицы. Хуже – говяжий и бараний жиры.
Лучше всего усваиваются организмом жиры растительного происхождения. Их надо больше использовать в питании. Растительное масло чаще всего применяется для приготовления холодных закусок: сельди с луком, редьки с луком, квашенной капусты с луком, а также для жарения рыбы, оладий, пирожков.
Сочетание в пищевом рационе жиров животного и растительного происхождения способствует улучшению их усвояемости, регулирует пищеварительные процессы в желудке.
Ученица 3.
Кроме белков и жиров, в пищу человека должны входить углеводы - главный источник энергии для организма Они имеются во всех овощах, крупах, муке, хлебе, плодах и ягодах. Углеводы в этих продуктах содержатся в виде сахаров, крахмала, клетчатки.
Сахары представляют собой более простые углеводы, они хорошо растворяются в воде и быстро поступают в кровь.
Крахмал же, под воздействием пищеварительных соков распадается до сахаров и лишь тогда используется организмом.
Клетчатка в процессе пищеварения мало изменяется и плохо усваивается организмом, но она нужно для нормальной работы желудочно-кишечного тракта.
Ученица 4.
Важным условием правильного обмена веществ в организме является наличие в пище минеральных веществ. Они обеспечивают водно-солевой обмен, участвуют в кроветворении в организме человека.
Калий и фосфор необходимы для образования костных тканей, кроме этого, фосфор входит в состав нервных клеток, а калий необходим для нормальной работы сердца. Эти вещества содержаться в молоке, молочных продуктах, хлебе, овощах, мясе, рыбе, яйцах.
Железо необходимо для образования гемоглобина крови. Содержится оно в хлебе, плодах, зелени и мясе.
Потребность организма в хлоре и натрии удовлетворяется за счет использования в пищу поваренной соли. Суточная потребность в ней для детей и подростков составляет
10 -12 грамм.
Вода также входит в состав клеток тела человека, участвует в процессах обмена.
Учитель.
Особое место в рациональном питании отводится витаминам (от латинского вита - жизнь). Они необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности организма. Познакомьтесь с самыми распространенными витаминами, их влиянием на организм и здоровье человека, продуктами, их содержащими.
Витамины А, В, С, Д, РР, Е защищают организм, имеют большое значение для правильного обмена веществ, они способствуют укреплению нервной системы, улучшают общее состояние человека, увеличивают сопротивляемость организма инфекционным
заболеваниям.
Слайд 16.
Ученица 5.
Витамин А содержится он в молоке, сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жире, печени. В продуктах растительного происхождения витамин А отсутствует. Но некоторые овощи, такие как морковь, помидоры, шпинат, сладкий перец, зеленый лук, укроп, петрушка, овощи и плоды зеленого и желтого цвета содержат каротин, который в организме превращается в витамин А. Витамин А способствует росту ( витамин роста), развитию, улучшает зрение, участвует в формировании иммунитета. Недостаток вызывает поражение глаз, светобоязнь, ночную слепоту, сухость, шелушение кожи, тусклость волос, повышенную восприимчивость к простудным заболеваниям.
Слайд 17.
Ученица 6.
Витамин В, В1, В2 оказывает положительное влияние на общее состояние организма, улучшают пищеварение, состояние кожи и зрения, влияет на деятельность нервной системы. Недостаток приводит к психической и физиологической утомляемости, тошноте, судороге икроножных мышц, слабости конечностей, также возникают сухость и трещины губ, язвы на уголках рта, на коже рук, светобоязнь, слезотечение. Витамины этой группы содержаться в молоке, кисломолочных продуктах, сыре, твороге, крупах – гречневой и овсяной, перловой крупах, бобовых, мясе, орехах, ржаном хлебе.
Слайд 18.
Ученица 7.
Витамин С противоцинготный. Витамин С укрепляет защитные силы организма, поддерживает прочность стенок кровеносных сосудов. Недостаток вызывает синюшность губ, носа, ногтей, разрыхление и кровотечение десен, расшатывание зубов, бледность и сухость кожи, преждевременное старение. Он содержится во фруктах, ягодах, свежих овощах, зелени. Его особенно много в квашенной капусте, красной и черной смородине, лимоне, луке, чесноке, шиповнике, облепихе, калине, рябине, сладком перце, хрене, укропе, зелени петрушки, томатах, салате и др.
Слайд 19.
Ученица 8.
Витамин Д Витамин Д укрепляет кости, способствует хорошему самочувствию. От недостатка этого витамина в пище нарушается минеральный обмен, а у детей развивается рахит. Чтобы получать этот витамин нужно есть сливочное масло, молоко, яйца, морскую рыбу, печень, рыбий жир.
Ученица 9.
Витамин Е (токоферол) улучшает обмен веществ в организме. Его недостаток вызывает малокровие, заболевание сердца, нарушение развития. Он содержится в растительном масле, орехах, хлебе, крупах.
Слайд 20.
Ученица 10.
Витамин РР никотиновая кислота влияет на сердечно-сосудистую систему, органы пищеварения и кроветворения, состояние кожи. При недостатке – головокружение, бессонница, нарушение памяти. Этот витамин содержится в говяжьей печени, почках, ячневой и гречневой крупе, орехах, грибах.
Учитель. Содержание витаминов в продуктах питания выражается в миллиграммах на сто грамм продукта. Например: в 100 гр. лимона содержится 40 мг. витамина С.
Зная содержание различных витаминов в продуктах и необходимую норму употребления витаминов в сутки, можно рассчитать, сколько потребуется тех или иных продуктов, чтобы удовлетворить потребность организма в витаминах. Для людей разного возраста суточная норма витаминов неодинаковая, что видно из следующей таблицы
(таблицы на партах).
Суточная норма витаминов
Минимальная суточная норма витаминов в мг.
Для каких групп людей
А
В1
В6
С
До 7 лет
1
1
1,5
30 – 50
От 7 до 14 лет
1,5
2
2
70
Старше 14 лет
1,5
2,5
2
70 - 80
Для взрослых
1,5
2 - 3
2
70 - 120
- А сейчас назовите, какие фрукты и овощи вы знаете?
(Ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы и т.д.)
- Как вы понимаете пословицу
Слайд 22.
Учитель. Умеете ли вы разгадывать кроссворды? Разгадайте кроссворд под названием Поле витаминов
VII. Разгадывание кроссворда.
Слайд 23.
Проверка.
Слайд 24.
Учитель. Посмотрите на слайды и определите по цвету, что содержится в следующих продуктах.
Слайд 25. Слайд 26. Слайд 27.
Слайд 28.Слайд 29.
Вопросы для закрепления:
1. Какие питательные вещества необходимы для организма человека?
Почему в пищу должны употребляться жиры растительного и животного происхождения?
3. Для чего нужно питаться человеку?
4. Что вы понимаете под культурой питания?
5. Какие витамины ты знаешь?
6. К чему может привести недостаток витамина С?
7. Почему белок называют основой жизни?
Прочитайте и выберите слова для характеристики здорового человека:
Слайд 30.
(Использование сигнальных карточек)
Проверка.
Слайд 31.
Вывод.
Слайд 32.
Вспомним волшебные слова!
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу. (хоровое проговаривание)
Итог урока.
– Если хочешь быть здоров, что для этого необходимо? (Ответы)
Правила, которые обеспечивают хорошее состояние здоровья.
Слайд 33.
Учитель. Дарите радость друг – другу, будьте добры по отношению к окружающей нас природе.
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
Пожелаем колобку новых путешествий.
Пожелания для себя.
Слайд 34.
Учитель. Вы у меня молодцы! Всем оценка 5. Ваши знания, девочки, будут пополняться изо дня в день. И я вам всем желаю здоровья!
Домашнее задание.
Слайд 35.
Спасибо за урок! Будьте все здоровы!
(Для гостей и детей приготовлены бутерброды канапе из фруктов)
Принести морковь – 1 шт., свеклу – 1 шт., картофель – 1 шт. (варёные), капусту солёную – 100 грамм, лук – 1 шт., огурец солёный, зеленый горошек, растительное масло, соль. Контейнер для салата, косынку, фартук, кухонное полотенце, мыло.
(запись в тетради)
Рефлексия урока. Прикрепите цветы на крону дерева - яблони, если понравился урок. Если не понравился, то цветы крепите на траву. ( на доске прикреплено вырезанное из картона дерево - яблоня, детям раздаются цветы)