Публикации
«Природные и самодельные музыкальные инструменты"(из опыта работы)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Природные и самодельные музыкальные инструменты"(из опыта работы)
Автор: Зубкова Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Природные и самодельные музыкальные инструменты"(из опыта работы)
Автор: Зубкова Ольга Николаевна
ВыступлениеТема: «Природные и самодельные музыкальные инструменты» (из опыта работы)В работе с детьми я широко использую шумовые инструменты. Они просты и наиболее доступны детям данного возраста, привлекательны. Им нравится извлекать звуки без чьей-либо помощи. Шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музыцировании.Я изготовила большое разнообразие самодельных музыкальных инструментов:«Маракасы» - в баночки из -под кофе, пива насыпала перловку, пшено. Пластмассовая бутылка из-под лимонада, наполненная пуговицами. Этот инструмент развивает ритм шага и бега («идет медведь», «бежит лисичка»).Музыкальная картинка «Гроза» - развивает творчество.Сначала пробуем изобразить дождь, который начинается с редких капель (встряхивая тихо ложки с колокольчиками). Дождь входит в силу и постепенно прекращается (можно изобразить и «внезапный дождь»).Затем находим, как сделать «порыв ветра» (покачивая маракасы, погремушки), «молнию» (ударяем металлическими палочками по крышкам кастрюль), «раскаты грома» (бутылка, наполненная пуговицами).«Фломастерная арфа» - большая и маленькая. Играют на ней, проводя рукой или палочкой «глиссандо». Используем и колпачки от фломастеров. Небольшие коробочки от йогурта – разрезала на донышке и отогнула слегка края. Цепляя по ним пальцем, можно имитировать различные звуки, например «кваканье лягушки» (песня А.Филиппенко «Про лягушек и комара»). На пустую коробочку плотно натянула тонкую резинку (разрезанная велосипедная камера) и цепляем ее наподобие струны. Здесь я показываю один из важнейших способов рождения жужжащего звука. Со стороны донышка под резинку для украшения продела несколько тонких тесемочек (можно гофрированную бумагу). Если привязана бумага «гофре», можно поиграть с бумагой, услышать, как шепчутся листья (экологический досуг «Осенние листочки»). Если наденем стаканчик на руку, то с ним можно танцевать, как с султанчиком. Почти у каждой резиночки есть свой голос: его тембр зависит от толщины и степени натяжения. Мы играли с детьми 2хч. «Старинную польку». На 1ч.дети ритмично играли на резиночке, оттягивая ее пальцем, на 2ч. – держа коробочку за резинку, танцевали, свободно играли развевающимися ленточками.На палочку с 2х сторон набила тонкими гвоздями металлические пробки от пива так, что они свободно звенят при потряхивании. На деревянную рогатку повесила на капроновой нитке 2 ряда пробок от пива. Эти простые и очень привлекательные для детей и взрослых инструменты по звучанию похожи на бубенчики.«Звучащие эспандеры» А) пуговицы на тонкой резинке.Б) из просверленных половинок скорлупок грецкого ореха (большие и маленькие). Большие издают низкое звучание, маленькие издают высокое звучание. С помощью этих инструментов можно изобразить «цокот копыт лошадок». 6. «Волшебные нити» - в деревянной ложке проткнуты шилом дырочки и в них продеты ниточки капроновые с пуговицами. Можно изобразить «бег мышки». 7 Деревянные кубики, палочки, натуральные пробки . Их раздаем на занятии детям и развиваем ритм («Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского, «Марш» Д.Шостаковича. 8. Деревянные хохломские ложки с привязанными на резинкебубенчиками (для одновременного звучания ложками и бубенцами). Игровое задание « Заинька, серенький» - развивает чувство ритма и творческие способности. Взрослый сажает ребенка на стульчик, рядом с которым лежат ложки, сам напевает: «Заинька, серенький в гости пошел, Заинька, серенький ложки нашел. (поднимает с пола деревянные ложки) Ложки нашел да к дому подошел Тук, тук, тук» Ребенок: Кто там? Взрослый: Я, зайка, серый попрыгайка, а ты кто? Ребенок: А я волчишка, серый бочишка ( ребенок может назваться и лисичкой, и лягушкой, и мышонком) Взрослый: «Ты волчишка, серый бочишка, выходи Да смело в ложки постучи!» Взрослый передает ребенку ложки, и тот выстукивает на ложках любой ритмический рисунок. Взрослый хлопает в ладоши или играет на каком-либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию ребенка. 9. Стаканчики из тонкого стекла, наполненные водой. Разный уровень воды в стаканчиках влияет на высоту тона. Ударять по стаканчикам нужно легким движением, используя для удара обыкновенную ручку, карандаш или металлическую палочку.Можно поиграть в игру «Найди нужный стаканчик!» (из 3х стаканчиков) – развивает звуковысотный слух.Ход игры: В игре принимает участие ребенок и взрослый. Взрослый садится за небольшой ширмой или спиной к ребенку и ударяет то по одному, то по другому стаканчику. Ребенок должен найти у себя в наборе стаканчик, соответствующий данному звучанию и ударить по нему. Можно меняться ролями.«Пять стаканчиков» - используются для игры на них мелодий: «А.Филиппенко «Цыплята»., «Петушок, петушок» р.н.м., «Как под горкой под горой».Для изготовления самодельных инструментов могут пригодиться:Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и т.п.),Деревянный кубики, карандаши, катушки, натуральные пробки, палочки разной толщины, брусочки.Коробочки из разных материалов(картонные, пластмассовые, металлические),баночки из-под йогурта, форма от шоколадных яиц.Леска, нитки, проволока.Природные материалы: желуди, орехи, каштаны, шишки, скорлупа от них, различная крупа, камешки, ракушки.Небольшие металлические предметы (ключи, палочки, гайки, кольца, детская алюминиевая посуда.)Металлические банки разных размеров (от кофе, газированной воды, пива).Пуговоцы, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады.Стеклянные бутылки, стаканы, фужеры.Расчески.Используем пустые фломастеры и колпачки от них.Что можно сделать?«Деревянная арфу» - на вешалку привязаны карандаши разных размеров.«Стеклянная арфа» - на вешалку привязаны флакончики от духов и лекарств.«Металлическая арфа» - на вешалку привязаны металлические ложки, ключи.«Металлическая арфа» - привязаны на веревочку посуда (крышки от кастрюли, кастрюля, половник, шумовка, кружка)«Браслетики из пуговиц» - пуговицы прикреплены на кожу или плотную ткань, липучка.«Арфа стеклянная из бутылок» - бутылки наполнены водой: 13см; 10,5; 7; 5,5; 1; 0,5.