Публикации
Моя Родина - Кузбасс
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Моя Родина - Кузбасс
Автор: Гореликова Татьяна Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Моя Родина - Кузбасс
Автор: Гореликова Татьяна Михайловна
Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом Центр содействия семейному устройству детей Радуга Юргинского городского округа
ПРОГРАММА
МОЯ РОДИНА –КУЗБАСС
программа гражданско-патриотического воспитания
срок реализации: 1 год
Возраст детей: 11– 15 лет
Разработчик:
Гореликова Т.М. МКУ Центр
содействия семейному устройству
детей Радуга
Юрга, 2018 г.
СО ДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка………………………………………………………3
1.1.Актуальность ………………………………………………………………6
1.2.Цели и задачи………………………………………………………………7
1.3.Целевая группа……………………………………………………………..8
1.4.Механизм и технология реализации……………………………………...8
1.5.Партнеры……………………………………………………………………8
1.6. Основные направления реализации Программы……………………….9
1.7. Оценка эффективности реализации Программы……………………….10
2.Ожидаемые результаты………………………………………………….......11
3.Календарно-тематический план…………………………………………......13
4.Заключение…………………………………………………………………..16
5.Список литературы………………………………………………………....19
6.Приложения………………………………………………………………....20
Паспорт программы
1.Наименование программы
Моя родина – Кузбасс - комплексная программа по духовно-
нравственному воспитанию и социализации обучающихся.
2. Основания для разработки программы:
Конвенция о правах ребенка;
Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 – 2020 годы;
ФЗ Об образовании;
Концепции патриотического воспитания граждан РФ;
3. Цель программы:создание благоприятных условий для развития
детей через изучение краеведения, воспитание чувства патриотизма на
основе уважения и любви к малой и большой Родине, ее героическому
прошлому и настоящему.
4. Задачи: содействовать формированию у обучающихся представлений
об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях,
оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители
Кузбасса в историко-культурное наследие региона;
развивать у детей чувство привязанности к тем местам, где человек
родился и вырос;
стимулировать интерес к чтению художественной и исторической
литературы о родном крае, о Великой Отечественной войне.
5. Направления реализации программы:
1. Духовно-нравственное направление;
2. Культурно-патриотическое направление;
3. Историко-краеведческое направление;
4. Военно-патриотическое направление;
6. Целевые группы:
Обучающиеся МБОУ ООШ №15 Г.Юрги, воспитанники МКУ Центр содействия семейному устройству детей Радуга;
7. Организация контроля исполнения программы: Администрации
МБОУ ООШ №15 г.Юрги, МКУ Центр содействия семейному
устройству детей Радуга ;
8.Разработчики программы:
Иванова Юлия Владимировна, учитель английского языка МБОУ ООШ №15;
Гореликова Татьяна Михайловна, педагог-библиотекарь
МКУ Центр содействия семейному устройству детей Радуга,
9.Исполнители программы:
участники воспитательно-образовательного процесса:
педагогические коллективы;
обучающиеся МБОУ ООШ №15 Г.Юрги, воспитанники МКУ
Центр содействия семейному устройству детей Радуга.
Пояснительная записка
Мы живём в такое время, когда в обществе нарушены социальные связи и внутренние устои личности, когда духовная жизнь народа остается проблемной. А путь к возрождению страны лежит, прежде всего, через возрождение духовности, приобщение наших детей к истории, традиционным духовно- нравственным ценностям всех народов России. Мы должны сохранить живую связь поколений. Важнейшей составляющей процесса воспитания является формирование и развитие патриотических чувств. Государству нужны здоровые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
В жизнь образовательных учреждений все активнее входит краеведение, открывающие большие возможности для проявления творческих способностей воспитанников. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой родного края способствует нравственно-эстетическому воспитанию юных, становлению их гражданственности.
Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданственности. Любить и знать свой край, свой город, в котором живешь, свой дом, свою родную школу, свою улицу, свою семью – это и есть проявление патриотизма и гражданственности. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.
Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований.
В настоящее время появилась необходимость и в межкультурных связях. О чем мы можем рассказать своим зарубежным друзьям? Прежде всего, о земле, на которой живем, о нашей малой родине, дорогих нашему сердцу Сибири, Кузбассе.
Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся.
С древнейших времен занимались люди краеведением. Старшие вели по своему краю, по своей территории проживания младших, показывая и объясняя, чем богата и интересна их земля. И так из поколения в поколение…
Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.
Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в "нравственной осёдлости" (по Д.С. Лихачёву) не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь краеведение обладает уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего молодых людей, на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств.
В настоящее время проблемы патриотического воспитания находят отражение в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в региональных и краевых межведомственных программах, обращая внимание на формирование у детей гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Родной, родимый, Родина, патриотизм… в последнее время мы все чаще слышим эти слова. Главным условием сегодня является сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
Краеведческие знания сегодня необходимы обучающейся молодежи, и получить эти знания возможно через учебную и воспитательную деятельность. Большая ответственность ложится на всех работников образовательных учреждений: то, что вложено в наших воспитанников сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и духовно здоровых людей – значит, тем самым поможем развитию стабильного общества, крепкого государства и надежного будущего страны.
Программа Моя Родина - Кузбасс разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Уставом МБОУ ООШ №15, Уставом МКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом Центр содействия семейному устройству детей Радуга Юргинского городского округа, на основе Государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 – 2020 годы.
Программа рассчитана на один учебный год для детей 11-14 возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью до 40 минут.
Это придает инновационный характер данной программе по патриотическому воспитанию.
1.1. Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что сегодня назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к истории родного края, страны. Именно с любви к Родине, к родному краю, к традициям, уважению к героическому прошлому страны формируется созидающая, пытливая, ответственная личность.
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях поможет восстановить связь поколений, пробудить национальное достоинство, воспитать патриота, хозяина своей земли.
Краеведение является актуальным направлением современного образования, играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы.
Новизной является применение элементов инновационных форм работы, активных методов обучения, нацеленных на повышение активности обучающихся. Формируются ключевые компетенции для успешной социализации в обществе. Развиваются качества личности, отвечающие требованиям информационного общества. Программа Моя Родина - Кузбасс создает условия для формирования гражданских и патриотических чувств воспитанников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне.
Практическая значимость и целесообразность программы заключается в создании условий для формирования патриотических качеств, способствующих строить жизнь, достойную человека. Программа призвана активизировать целенаправленный процесс развития активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, и ориентирована на формирование и развитие у детей духовности, нравственности, патриотизма, готовности и способности отдать силы и талант на благо общества и государства. Воспитание историей на подвигах героев Великой Отечественной войны, героев – кузбассовцев, является одним из направлений патриотического воспитания.
Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей малой Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, своего региона, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру Кемеровской области.
Программа включает в себя теоретическую часть и практическую часть предполагающая проведение экскурсий краеведческого характера.
Отличительная особенность данной программы гражданско-патриотической деятельности является ее функциональность. Возможна разработка и внедрение новых тем патриотического движения. Тематика программы в рамках определенных разделов может изменяться и дополняться, с учетом актуальности.
1.2. Цели и задачи:
Цель программы:создание благоприятных условий для развития детей через изучение краеведения, воспитание чувства патриотизма на основе уважения и любви к малой и большой Родине, ее героическому прошлому и настоящему.
Задачи:
содействовать формированию у обучающихся представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Кузбасса в историко-культурное наследие региона;
развивать у детей чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы о родном крае, о Великой Отечественной войне.
.
1.3. Целевая группа программы
В реализации программы примут участие обучающиеся МБОУ ООШ №15, воспитанники МКУ Центр содействия семейному устройству детей Радуга (группы Стимул, Максимум, Виктория, Экипаж).
1.4. Механизм и технология реализации программы
Программа является комплексной и реализуется через различные виды деятельности, основывается на принципах системного и деятельностного подходов, открытостью для всех воспитанников, многовариативности исполнения с учетом ресурсов МБОУ ООШ №15 и МКУ Центр содействия семейному устройству детей Радуга. Реализуется через использование современных образовательных технологий.
На мероприятиях по программе используются разнообразные формы и методы вовлечения детей в активную деятельность: поисково-исследовательская работа, игровые приемы, театрализованные представления, экскурсии, беседы, конкурсы чтецов, викторины, выпуск
газет, уроки мужества, литературные гостиные, тематические вечера, праздники, конкурсы (городские, региональные, всероссийские), и др.
Учебный материал делится на теоретический и практический. Обучающиеся узнают новое, читают предлагаемые книги по теме, после чего закрепляют сведения в поделках, рисунках, сочинениях, докладах, творческих выступлениях на конференциях.
1.5.Партнеры программы
В реализации программы Моя Родина - Кузбасс примут участие: администрация МБОУ ООШ №15, МКУ Центр содействия семейному устройству детей Радуга , учителя, педагог-библиотекарь, воспитатели, обучающиеся.
Для успешной реализации программы установлена связь: с Советом ветеранов, учреждениями дополнительного образования, городскими музеями, образовательными школами, средствами массовой информации, воинской частью Юргинского гарнизона. Работа по патриотическому воспитанию через привлечение воспитанников к систематическому чтению благотворно влияет на детей, которые в первую очередь вовлечены в эту работу.
1.6.Основные направления реализации Программы.
Работа по гражданско – патриотическому воспитанию ведется по следующим направлениям:
Организация и проведение комплекса мероприятий, посвященных изучению:
Истории ВОВ,
Истории локальных войн,
Истории города и области;
Культуры народов России.
Направления деятельности:
1. Духовно-нравственное направление
2. Культурно-патриотическое направление
3. Историко-краеведческое направление
4. Военно-патриотическое направление
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. На мероприятиях по программе используются разнообразные формы и методы вовлечения детей в активную деятельность:
Участие в акциях:
Скажи ветерану, спасибо
Бессмертный полк
Вахта памяти
Георгиевская ленточка
1.7. Оценка эффективности реализации Программы
Для отслеживания результатов работы в течение года составляются аналитические справки по итогам проведенных мероприятий, в конце года - составляется таблица результативности, проводятся анкеты. Итогом поисковой деятельности обучающихся является оформление сочинений, рефератов, защита их на городских краеведческих чтениях, участие в Патриотическом марафоне, Уроках мужества, повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с воспитанниками ;
выявление лучших качеств личности, формирование нравственных приоритетов;
продолжать работу по программе в дальнейшем;
улучшение условий для формирования патриотических чувств;
сотрудничество с городскими средствами массовой информации
формирование гражданской грамотности воспитанников;
внедрение новых форм работы в и повышение эффективности
патриотической работы;
возрождение духовных ценностей
становление развитой коммуникативной личности;
повышение социальной активности
Практическая значимость работы заключается в увековечивании исторического наследия прошлого и настоящего России. Целесообразность программы заключается в создании условий для формирования патриотических качеств, способствующих строить жизнь, достойную человека. Программа призвана активизировать целенаправленный процесс развития активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, и ориентирована на формирование и развитие у детей духовности, нравственности, патриотизма, готовности и способности отдать силы и талант на благо общества и государства. Воспитание историей на подвигах героев Великой Отечественной войны является одним из направлений патриотического воспитания.
2.Ожидаемые результаты
Результатом реализации гражданско-патриотической программы Моя Родина - Кузбасс будет:
Активная гражданско-патриотическая позиция участников программы, осознание себя гражданином России.
Проявление уважения к участникам и ветеранам Великой Отечественной войны.
Устойчивый интерес воспитанников к военной истории, истории родного края, литературе и изобразительному творчеству.
После успешной реализации программы дети должны знать и уметь:
-знать историю города, Кузбасса, его достопримечательности и знатных
людей;
-познакомиться с историческими ценностями России, ее героями;
-знать основные исторические события ВОВ, локальных войн;
- знать и сохранять традиции народов России;
-анализировать иллюстративный и художественный материал;
-кратко излагать свои мысли в конспекте;
-применять к себе изучаемый материал.
Знать и использовать в речи слова: патриот, патриотизм, герой, героизм, полководец, подвиг, Родина, Отечество, герб, флаг, гимн, государство и т.д.
Структура данной программы включает в себя: подпрограмму Школьного народного музея и план мероприятий нравственно – патриотического направления на 2015 -2020 гг. заявленных в программе учреждений..
Сегодня в системе образования РФ определились направления, формы и методы патриотического воспитания обучающихся, которые базируются на идее воспитания активного гражданина, любящего свою Родину, обладающего духовными ценностями и политической культурой, способного осознанно принимать решения. Любовь к своей Родине, чувство гордости за нее, чувство причастности к успехам своего народа будет порождать у подростков желание сделать доброе, хорошее для людей, для Родины, способствовать воспитанию гражданина, патриота своего Отечества, готового встать на защиту государственных интересов.
Учреждения уже много лет совместно работают по гражданско-патриотическому направлению. На базе библиотеки постоянно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, тружениками тыла, викторины на темы: Знаешь ли ты Кузбасс?, Юрга - мой город родной, По страницам Великой Отечественной войны, ведется поисковая работа по сбору материала о важных событиях Великой Отечественной войны, составляются сценарии мероприятий и т.д.
Традиционными стали мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы, литературно-музыкальные гостиные, устные журналы, праздники и другие мероприятия, связанные с тематикой патриотического направления, проводятся КТД Растим патриотов России, которые проходят в торжественной обстановке с привлечением ветеранов Великой Отечественной войны. Ребята оформляют поисковый материал, готовят творческие задания, выполняют тестовые задачи.
Все это свидетельствует об активности обучающихся в мероприятиях данного направления, о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем нравственно- патриотического воспитания. Каждый участник мероприятий может реализовать себя через разнообразные виды деятельности, почувствовать себя востребованным и нужным обществу.
3. Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование мероприятий
Дата и место проведения,
Направленность в системе патриотического воспитания
Урок Мира Я –гражданин России
сентябрь
шк.№ 15,
д/д Радуга
гражданско-патриотическое
Юрга: здесь Родины моей начало - беседа у книжной выставки
сентябрь
д/д Радуга
гражданско-патриотическое
Встреча с ветеранами машзавода. Беседа Две профессии – династия одна
сентябрь
музей д/д Радуга
гражданско-патриотическое
Родословная роспись профессиональной деятельности
сентябрь
д/д Радуга
историко-литературное
Помни корни свои-творческие отчеты обучающихся
октябрь
шк.№15
духовно-нравственное
День старшего поколения: поздравление ветеранов- праздничное чаепитие
октябрь
шк.№15
историко-литературное
Памятные места родного города
октябрь
шк.№15
туристско-краеведческое
Экскурсия на Томскую писаницу
октябрь
шк.№15
туристско-краеведческое
Что такое толерантность?-беседа
ноябрь
шк.№15
духовно-нравственное
Здравствуйте! Или день приветствий
ноябрь
библ. д/д
духовно-нравственное
Россия, Родина, семья-литературная гостиная
ноябрь
библ. д/д
духовно-нравственное
Чтение и обсуждение книги Вера Волошина
Ноябрь
библ.д/д
героико-патриотическое
декабрь
героико-патриотическое
декабрь
гражданско-патриотическое
Поклонимся великим тем годам-литературно-музыкальная композиция
декабрь
героико-патриотическое
Поисково-краеведческая работа Живи, Юрга, Кузбасс – мой край родной
декабрь
шк.№15
нравственно-патриотическое
Кузбасс – России славный край - беседа
январь
шк.№15,библ.
гражданско-патриотическое
Юрга-любимый город
экскурсия по городу
январь
шк.№15
героико-патриотическое
Конкурс рисунков Моя малая родина
январь
библ. д/д
гражданско-патриотическое
Кузбасс в годы войны
январь
музей
историко-литературное
Растим патриотов России - книжная выставка
февраль библ.д/д
героико-патриотическое,
Конкурс патриотической песни
февраль
шк.№15
героико-патриотическое
Дети мира – детям войны - вечер-встреча
февраль
библ.д/д
гражданско-патриотическое
Солдатами не рождаются, солдатами становятся-турнир
февраль
библ.д/д
героико-патриотическое
Женщины –героини войны-информационный час
март
героико-патриотическое
На крыльях Победы. Урок мужества
март
героико-патриотическое
март
гражданско-патриотическое
И помнит мир спасенный-конкурс сочинений
Март
шк.№15
гражданско-патриотическое
Экскурсия. Храмы и церкви нашего города
апрель
шк.№15
героико-патриотическое
Из истории пионерско-комсомольского движения
Детские движения -беседа-презентация
апрель
музей д/д
гражданско-патриотическое
Города герои -викторина
апрель
музей д/д
гражданско-патриотическое
Автографы Победы – выставка-экскурсия
апрель
библ.д/д
историко-литературное
Книга памяти- Бессмертный полк- обзор
май
библ.д/д
гражданско-патриотическое
Остались молодыми -встреча в библиотеке с участниками походов
май
библ.д/д
военно-патриотическое
Акция Бессмертный полк
май
д/д, шк №15
гражданско-патриотическое
Акция Георгиевская ленточка
май
д/д, шк №15
героико-патриотическое
Итоговое мероприятие Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
май
флэш-моб
гражданско-патриотическое
Заключение
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к Родине. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена героев, прославивших нашу родину, свой край, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь патриотические песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.
Необходимость ведения краеведческой работы обусловлено практической ценностью этой работы для конкретного ребенка:
1.Расширяется кругозор;
2.Развиваются способности логически мыслить, анализировать;
3. Осуществляется диалоговое общение, которое развивает речь
ребенка, обогащает запас слов, создает красочные образы
родной природы.
Краеведческая работа позволяет воспитанникам лучше узнать свой родной край, его историю, традиции и культуру. Участвуя в разнообразных краеведческих мероприятиях, они развивают свои творческие способности, осваивают опыт прошлого, пытаются возродить и собрать по крупицам утерянное. Все это облегчит нашим детям поиск своего пути и своего места в жизни.
Велико значение краеведения и в расширении литературного кругозора воспитанников, развитии у них интереса к художественной литературе прошлого и наших дней, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений. Полученные знания активно используются при проведении вечеров, утренников, диспутов и других мероприятий.
Невозможно рассказать обо всех мероприятиях: это конкурсы чтецов, встречи с ветеранами войны, поэтические вечера, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, встречи с писателями, поэтами и художниками, путешествия и экскурсии,
Таким образом, изучение своей малой родины – это одна из составляющих системы патриотического воспитания школьников. Именно потому эту работу надо продолжать, т.к. краеведческая работа активно направляет и координирует действия ребят, пробуждает в них патриотические чувства, воспитывает активных граждан и творческих людей, неравнодушных к судьбе своей малой и большой Родины, поэтому к юбилею Кузбасса и была создана данная программа.
Литература
Захарова, Л. И., Хорунжева С. И., Шабанова Н.Ю., Краеведение [Текст]/ Захарова, Л. И., Хорунжева С. И., Шабанова Н.Ю - Кемерово: ВАКО, 2008. - 192 с.
Домбровский, К. И. Внимание Краеведение Кузбасса. [Текст]/ К. И. Домбровский. – Кемерово: Детгиз, 1959. – 176 с.
Белоногова, Е. В. Сборник программ [Текст]/ Белоногова, Е. В. – Кемерово: издательство “Учитель”, 2011. – 207 с.
Титов, С. В Туризм [Текст]: библиотека вожатого/ С. В. Титов.– Москва: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.
Усов, Ю. Н. В мире походов [Текст]/ Ю. Н.Усов. - М.: SvR – Apгус, 1995. – 224 с.
Пряжников, Н. С. Туристические: игры, упражнения, опросники [Текст]/Н.С. Пряжников Москва: Вако,2005.-78с.
7. Смирнова, Е. Е. Туристско-краеведческая деятельность[Текст]/ ЕЕ. Смирнова. – Москва: Брошюра, 2010.- 47с.
8. Г.Н.Фролов Остались молодыми [Текст, ил.]: Г.Н.Фролов документальные повести Кемеровское книжное издательство, 2001г - 286стр
9. Г.Н.Фролов Отряд особого назначения [ Текст, ил .]: Г.Н.Фролов воспоминание.
10. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе [Текст]/И.Агапова.
– М.,2002.
Белавин.- М: Росто, 1997.
12. Беспятова, Н., Яковлева, Д. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков [Текст]: Метод. пособие / Н. Беспятова, Д. Яковлева.- М., ООО Айрис-пресс, 2006.
13. Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы [Текст]:материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.Кемерово, 23-24 марта 2010 года: в 3 частях/сост.Е.Руднева, О.Лысых.- Кемерово, КРИПКиПРО, 2010.
14. Картушина,М. День Победы [Текст]/ М.Картушина.- М., 2005.
15.Князева О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]/О.Князева. – М., 2005.
16. Современные исследования гражданского и патриотического воспитания учащейся молодежи: традиции, опыт, проблемы и перспективы [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, г.Кемерово, 14 мая 2012 года/сост.Е.Пахомова, О.Лысых, Н.Касаткина. – Кемерово, 2012.