Публикации
Использование информационного программного обеспечения на уроках биологии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационного программного обеспечения на уроках биологии
Автор: Бурим Наталья Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационного программного обеспечения на уроках биологии
Автор: Бурим Наталья Ивановна
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов Кировского района Волгограда
Бурим Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования
Статья
Использование информационного программного обеспечения на уроке биологии
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетенций учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе. Традиционные методики обучения зачастую не дают качественных результатов, процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, биологических знаниях, информационных технологиях является выходом из данной ситуации
Использование информационно-коммуникационных технологий при объяснении нового материала, постановке эксперимента, организации самостоятельной работы, проведении уроков – презентаций, лабораторных работ, контроле знаний учащихся, способствует обеспечению эффективности образовательного процесса.
Информационные технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, а их использование на уроках биологии позволяет формировать у учащихся умения и навыки информационно-поисковой деятельности. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень и качество знаний при низкой мотивации учащихся и может осуществляться в нескольких направлениях.
Первое из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в наличии популярных энциклопедий, электронных атласов, электронных учебников, репетиторов и использовании стандартного программного обеспечения по биологии. Потребность в электронных учебниках вызвана рядом факторов, ведущим из которых является их универсальность.
Электронные презентации эффективно используются на уроках при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий. Например, при изучении новой темы в ходе урока, может использоваться последовательная демонстрация слайдов, отображающая те процессы, которые очень сложно представить и невозможно увидеть, наглядно воссоздать основные этапы усложнения систем органов, и проследить логическую связь между ними. После объяснения материала учителем можно вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. На таких уроках учащиеся могут выделить особенности, ответить на поставленные вопросы, получить инструктивную карточку, которую составляет учитель в соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы в электронном учебнике и записать их в рабочие тетради, указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные нужно найти и занести в предложенные таблицы.
Другое направление – разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Детальное и поэтапное изучение строения организмов с помощью видеоряда позволяет упростить выполнение лабораторных, практических и самостоятельных работ, выполнить тестовые задания по темам. На таких уроках удобны индивидуально-групповые формы работы с обучающимися, где может высказаться каждый ученик, все решения обсуждаются и принимаются группой, она готовит сообщение, с которым выступает один из учеников перед всем классом. Во время такой работы учитель помогает обучающимся вырабатывать навыки совместной деятельности в атмосфере сотрудничества. Состав группы подбирается так, чтобы в ней были разные по уровню знаний и степени активности ученики. В ходе урока учитель демонстрирует слайды с изображением органоидов, органов или их систем (цветной и черно-белый вариант, для возможности более точного их определения), и дополняет ответы школьников. Затем, используя ксерокопии фотографий по данной тематике, учащиеся конкретизируют имеющиеся у них знания. В качестве закрепления знаний обучающиеся выполняют задания указанные на слайдах. Такие занятия развивают умение кратко излагать и отбирать информацию, логически мыслить.
Третье направление - использование электронных учебников при проведении урока – экскурсии (например, электронный учебник Биология. Живой организм , издательство Дрофа).
Уроки - экскурсии обогащают знания учащихся, позволяют установить взаимосвязи растений в сообществе, устанавливают связи теории и практики, развивают творческие способности учащихся, их самостоятельность и организованность, воспитывают бережное отношение к природе. Все объекты виртуальных экскурсий красочны, зрелищны, и доступны для восприятия школьниками. Текст учебника дополняется материалами вербального и иллюстративного характера, обеспечивая целостность образовательного процесса. Создаются реальные условия для показа объектов, которые недоступны для наблюдений в природе в учебный период.
По материалам виртуальной экскурсии и учебника, используя дополнительную литературу, школьники получают задание.
Учитель, зачастую ограниченный в возможностях получать новейшую научную и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий и книг, ставших для него недоступными из-за высоких цен, может получить эту информацию из Интернета. Кроме того, Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который учитель может использовать на уроках, демонстрируя изображения на экране, а если есть возможность их распечатать – и при оформлении кабинета. Для удобства работы с Интернетом можно использовать подобранный самим учителем каталог сайтов, это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот каталог должен быть доступен учащимся. Желательно, чтобы его страницы были красочно оформлены, что невольно привлекает внимание учеников, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся с учителем своими находками. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что учитель, используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывает на доске адреса соответствующих сайтов. Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширять их кругозор. Практика использования информационных технологий подтвердила теоретические предположения, что ИКТ способствуют:
- развитию аналитических способностей;
- развитию проекционных и конструкторских способностей;
- развитию психических функций;
- формированию коммуникативных навыков;
- развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов;
- развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные выводы;
- выявлению адекватности и применяемости способа к условию задачи;
- готовности к самостоятельной работе.
С использованием информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний учащихся, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов. Как показала практика, учащиеся на 25% - 35% стали делать меньше ошибок при объяснении материала с использованием компьютерных программ. Использование информационного программного обеспечения на уроке помогает формировать взгляды на компьютер, как на инструмент, помогающий добывать информацию. Учащиеся с удовольствием пополняют материалы электронных приложений к урокам, значительно активизировалась работа учащихся в использовании методики проектной деятельности, при которой ребята пользуются ИКТ. Практически все сообщения учащихся сопровождаются презентациями, сделанными ими самостоятельно. Таким образом, можно говорить о развитии информационной и коммуникативной компетенций, возрастает доля творческой деятельности. Конечно, нельзя сказать, что все эти изменения – результат влияния исключительно электронных приложений, однако уже то, что часть учащихся стали помогать в разработке блоков электронных учебников по разным предметам, несомненно, говорит о том, что учащимся нравится сама идея получения знаний таким образом. Это, несомненно, развивает компетенцию самообразования и саморазвития.
HYPER13PAGE HYPER15
1
Станция юных натуралистов Кировского района Волгограда
Бурим Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования
Статья
Использование информационного программного обеспечения на уроке биологии
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетенций учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе. Традиционные методики обучения зачастую не дают качественных результатов, процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, биологических знаниях, информационных технологиях является выходом из данной ситуации
Использование информационно-коммуникационных технологий при объяснении нового материала, постановке эксперимента, организации самостоятельной работы, проведении уроков – презентаций, лабораторных работ, контроле знаний учащихся, способствует обеспечению эффективности образовательного процесса.
Информационные технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, а их использование на уроках биологии позволяет формировать у учащихся умения и навыки информационно-поисковой деятельности. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень и качество знаний при низкой мотивации учащихся и может осуществляться в нескольких направлениях.
Первое из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в наличии популярных энциклопедий, электронных атласов, электронных учебников, репетиторов и использовании стандартного программного обеспечения по биологии. Потребность в электронных учебниках вызвана рядом факторов, ведущим из которых является их универсальность.
Электронные презентации эффективно используются на уроках при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий. Например, при изучении новой темы в ходе урока, может использоваться последовательная демонстрация слайдов, отображающая те процессы, которые очень сложно представить и невозможно увидеть, наглядно воссоздать основные этапы усложнения систем органов, и проследить логическую связь между ними. После объяснения материала учителем можно вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. На таких уроках учащиеся могут выделить особенности, ответить на поставленные вопросы, получить инструктивную карточку, которую составляет учитель в соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы в электронном учебнике и записать их в рабочие тетради, указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные нужно найти и занести в предложенные таблицы.
Другое направление – разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Детальное и поэтапное изучение строения организмов с помощью видеоряда позволяет упростить выполнение лабораторных, практических и самостоятельных работ, выполнить тестовые задания по темам. На таких уроках удобны индивидуально-групповые формы работы с обучающимися, где может высказаться каждый ученик, все решения обсуждаются и принимаются группой, она готовит сообщение, с которым выступает один из учеников перед всем классом. Во время такой работы учитель помогает обучающимся вырабатывать навыки совместной деятельности в атмосфере сотрудничества. Состав группы подбирается так, чтобы в ней были разные по уровню знаний и степени активности ученики. В ходе урока учитель демонстрирует слайды с изображением органоидов, органов или их систем (цветной и черно-белый вариант, для возможности более точного их определения), и дополняет ответы школьников. Затем, используя ксерокопии фотографий по данной тематике, учащиеся конкретизируют имеющиеся у них знания. В качестве закрепления знаний обучающиеся выполняют задания указанные на слайдах. Такие занятия развивают умение кратко излагать и отбирать информацию, логически мыслить.
Третье направление - использование электронных учебников при проведении урока – экскурсии (например, электронный учебник Биология. Живой организм , издательство Дрофа).
Уроки - экскурсии обогащают знания учащихся, позволяют установить взаимосвязи растений в сообществе, устанавливают связи теории и практики, развивают творческие способности учащихся, их самостоятельность и организованность, воспитывают бережное отношение к природе. Все объекты виртуальных экскурсий красочны, зрелищны, и доступны для восприятия школьниками. Текст учебника дополняется материалами вербального и иллюстративного характера, обеспечивая целостность образовательного процесса. Создаются реальные условия для показа объектов, которые недоступны для наблюдений в природе в учебный период.
По материалам виртуальной экскурсии и учебника, используя дополнительную литературу, школьники получают задание.
Учитель, зачастую ограниченный в возможностях получать новейшую научную и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий и книг, ставших для него недоступными из-за высоких цен, может получить эту информацию из Интернета. Кроме того, Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который учитель может использовать на уроках, демонстрируя изображения на экране, а если есть возможность их распечатать – и при оформлении кабинета. Для удобства работы с Интернетом можно использовать подобранный самим учителем каталог сайтов, это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот каталог должен быть доступен учащимся. Желательно, чтобы его страницы были красочно оформлены, что невольно привлекает внимание учеников, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся с учителем своими находками. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что учитель, используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывает на доске адреса соответствующих сайтов. Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширять их кругозор. Практика использования информационных технологий подтвердила теоретические предположения, что ИКТ способствуют:
- развитию аналитических способностей;
- развитию проекционных и конструкторских способностей;
- развитию психических функций;
- формированию коммуникативных навыков;
- развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов;
- развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные выводы;
- выявлению адекватности и применяемости способа к условию задачи;
- готовности к самостоятельной работе.
С использованием информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний учащихся, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов. Как показала практика, учащиеся на 25% - 35% стали делать меньше ошибок при объяснении материала с использованием компьютерных программ. Использование информационного программного обеспечения на уроке помогает формировать взгляды на компьютер, как на инструмент, помогающий добывать информацию. Учащиеся с удовольствием пополняют материалы электронных приложений к урокам, значительно активизировалась работа учащихся в использовании методики проектной деятельности, при которой ребята пользуются ИКТ. Практически все сообщения учащихся сопровождаются презентациями, сделанными ими самостоятельно. Таким образом, можно говорить о развитии информационной и коммуникативной компетенций, возрастает доля творческой деятельности. Конечно, нельзя сказать, что все эти изменения – результат влияния исключительно электронных приложений, однако уже то, что часть учащихся стали помогать в разработке блоков электронных учебников по разным предметам, несомненно, говорит о том, что учащимся нравится сама идея получения знаний таким образом. Это, несомненно, развивает компетенцию самообразования и саморазвития.
HYPER13PAGE HYPER15
1