Публикации Роль игрушки в развитии детей раннего возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль игрушки в развитии детей раннего возраста
Автор: Магомедова Асият Муртузалиевна

Роль игрушки в развитии детей раннего возрастаВоспитатель МДОУ «Ц.р.р. – детский сад №31»г. МагнитогорскаМагомедова Асият МуртузалиевнаИгрушка – это главное средство раскрытия внутреннего потенциала маленького ребенка, его внутренней активности, развития его как личности. Ведь ребенок развивается не только и не столько когда он запоминает новые знания, а когда он сам что-то делает, когда сам чего-то хочет. Появление у ребенка новых желаний, интересов, становления новых форм деятельности и есть настоящее развитие. И здесь игрушка – очень важное средство именно развития человека, носителя свободной воли.В игрушке пересекаются две очень важные области. С одной стороны через игрушку ребенок познает мир, потому что в каждой игрушке заложены какие-то свойства этого мира: физические (форма, цвет, размер и т.д.) или человеческие (например, каждая кукла несет определенный образ, характер). А с другой стороны через игрушку ребенок выражает самого себя. Игрушка для ребенка – это самое первое средство его самовыражения. Ребенок чувствует свою эффективность через игрушку. Чувствует, что он может, что у него получается, а что не получается.Но не всякая современная игрушка обладает таким двойным сочетанием и может помочь ребенку одновременно и в понимании себя, и в освоении мира. Такими качествами сегодня обладают лишь некоторые игрушки. А многие игрушки, к сожалению, просто вредны. Поэтому к выбору развивающих игрушек для ребенка необходимо подходить со всей ответственностью и с сознанием дела.Итак. Какими требованиями необходимо руководствоваться при выборе игрушек, на что обращать внимание?
  • Игрушка не должна нести в себе ничего агрессивного или аморального.
  • Игрушка должна быть нейтральной в эстетическом плане.
  • Игрушка должны быть прочной и по своим физическим характеристикам соответствовать возможностям малыша. Игра – это самостоятельная деятельность ребенка. С игрушкой малыш должен действовать сам. И игрушка должна позволять ему осуществлять те или иные действия.
  • Игрушка должна быть соразмерной росту ребенка. Поэтому огромные медведи или крокодилы скорее годятся для мебели, нежели для детской игры. И крошечные фигурки животных или человека также не подходят для маленьких детей.
  • Самое главное. Игрушка должна соответствовать возрасту.
  • В каждом возрасте есть свои задачи развития. Определенные качества личности ребенка развиваются в определенных формах его операционной деятельности, в определенном взаимодействии ребенка с игровым материалом.Игрушки для детей от 1 года до 3 летКаталки. Второй год жизни – это время каталок. Каталки – это первые игрушки, которые помогают в освоении ходьбы. На первоначальном этапе это должны быть крупные каталки, которые ребенок толкает перед собой. Позднее, когда ребенок уже освоится в ходьбе, ему подойдут другого вида каталки, те, которые катятся сзади. Каталок очень много. Это паровозы и корабли, и бабочки, и жучки, и птички. Они машут крылышками и крутят головками из стороны в сторону. И все это они делают, когда ребенок ими управляет, когда он с ними вместе ходит. Второй год жизни – это период интенсивного овладения различными предметными действиями, действиями которые соответствуют назначению предметов. Примером такого рода игрушек, игрушек-орудий являются различные совочки, грабельки, ведерки, формочки. Или замечательная игрушка Молоточек и колышки. Попадание молоточком по колышку – это очень хорошее действие, которое отрабатывает точность движений, моторику и понимание связи между своими действиями и их результатом.Другая игрушка на подстройку руки к орудию – рыбалка. Она воспитывает не только ловкость, но и умение владеть собой. Потому что первоначальный импульс ребенка – это схватить рыбку рукой, но наличие удочки задает правило, и подсказывает как нужно действовать.Однако главные игрушки второго года жизни – это составные игрушки. Классическим примером такой игрушки является пирамидка. Задача, которую решает ребенок, играя с этой игрушкой простая и сложная одновремено – это одеть колечки на стержень в определенной последовательности и из частей собрать целое. При этом наибольшие развивающие возможности содержат в себе пирамидки, которые относятся к так называемым открытым игрушкам, игрушкам предполагающим сразу несколько вариантов сборки. Ребенок может пробовать разные возможности этого материала и соответственно развивать свое творческое мышление и уверенность в себе.Вкладыши - тоже составная игрушка. По цвету и форме вкладыши могут быть самыми различными, особого значения ни цвет, ни форма у вкладышей не имеет. Но вот размер у вкладышей очень важен. Потому что задача ребенка заключается именно в том, чтобы вложить одну в другую. И для малыша эта задача очень непростая. По началу ребенок будет пытаться вложить их как попало, не видя и не соотнося размеры отдельных вкладышей. Но со временем он поймет, что маленький в большой входит, а наоборот не получается. И таким образом ребенок сам, своими руками на практике осваивает с помощью вкладышей такое свойство предметов как величина. Поэтому величина во вкладышах должна быть выражена максимально четко.Коробка форм так же наиболее подходящая игрушка для ребенка до 3-х лет. Сначала ребенок действует с ней наобум, но потом начинает соотносить размер и форму предметов. Квадратную форму вставляет в квадратное отверстие, круглую – в круглое. Размер и форма – главные признаки, которые ребенок раннего возраста осваивает в своих предметных действиях. При этом дети могут без конца повторять одно и тоже действие, получая от этого удовлетворение и набирая опыт уверенности в своих способностях.Крупные пазлы и мозаики, крупные пластмассовые и деревянные кубики, шнуровки и бусины для нанизывания, народные игрушки с подвижными частями, желобок и шарик для скатывания – все эти игрушки необходимы ребенку для совершенствования его наглядно-действенного мышления.Оптимальное количество кубиков для ребенка 1,5-2 лет 6-8 штук. В этом возрасте малышу можно предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Самый известный такой конструктор – "Лего". Для малыша раннего возраста он должен быть достаточно крупным, с большими деталями для скрепления.Игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового доставляют малышам большую радость. При этом такие игрушки совсем нетрудно изготовить самим, своими руками. Это могут быть:
  • Коробочки с выдвигающимися коробом, которые открываются по принципу спичечного коробка;
  • Коробочки с выдвижной крышкой (типа пенала);
  • Коробочки из-под духов. Особенно интересны упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно видеть, что лежит внутри. В них можно положить небольшую игрушку, чтобы у ребенка был стимул открыть коробочку;
  • Коробочки с застежками и на молнии или с крышкой на кнопочках. Внутри такой упаковки должен находиться какой-нибудь маленький предмет, издающий звуки и вызывающий интерес ребенка. Нужно привлечь внимание малыша к этому предмету и вызвать желание открыть коробочку и достать "сюрприз". Взрослый может стимулировать интерес ребенка, поддерживать его самостоятельные действия, но не решать за него предложенную задачу. Если малыш после долгих безуспешных попыток отказывается от решения задачи, нужно направить его на правильный способ действия и как бы совместно совершить "открытие".
  • Особое место среди игрушек для детей раннего возраста занимают образные игрушки. К образным игрушкам относятся все игрушки, несущие в себе образ человека или животного. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Образные игрушки способствуют социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы) ребенка. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима не меньше, чем для девочек кукла-девочка. Важно также, чтобы образные игрушки в этом возрасте были  реалистичными, при этом следует избегать чрезмерно детализированных и натуралистичных игрушек - образ куклы или собачки должен быть узнаваемым, но обобщенным.В заключении считаю важным отметить, что на каждом периоде детства у ребенка должны быть какие-то свои любимые игрушки. Поэтому игрушек у ребенка не должно быть слишком много. Иначе они будут сливаться в единый фон, и среди них не будут выделяться главные.