Публикации
«Музыка - средство развития ребенка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Музыка - средство развития ребенка
Автор: Пилипенко Людмила Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Музыка - средство развития ребенка
Автор: Пилипенко Людмила Николаевна
Музыка - средство развития ребенка.
Известный спор Физиков и лириков в 60 – е годы прошлого столетия актуален и сегодня. Советский музыкант и педагог Д. Кабалевский говорил, что главной задачей массового музыкального воспитания… является… не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействию через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность. К сожалению, голос Д. Кабалевского и голос английского педагога Роя Слэка, который писал о том, что по – настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает мозг и, кроме того, развивает и облагораживает чувства, российской системой образования не был услышан. Общая школа отстранилась от музыкального воспитания детей. Речь не идет о музыкальном профессионализме, а о том музыкальном развитии, которое необходимо каждому ребенку. Заниматься музыкой нужно каждому ребенку! И хорошо, что многие родители понимают, что занятия искусством и в частности музыкой обогащает огромный пласт духовной культуры ребенка, который никакие новейшие информационные технологии заполнить никогда не смогут. Не касаясь существующих проблем музыкального образования в стране и в городе, позвольте поделиться опытом по музыкальному развитию ребенка, существующим в хоровой студии Надежда городского Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской.
Уже более 30 лет в студии существует не декларативно, а подтвержденный на практике лозунг: Музыкой могут заниматься все дети независимо от возраста и способностей! Для каждого ребенка, даже с нарушениями в моторике находится место. В студии есть программы для разных групп детей.
Известно, что музыкальные и общие способности ребенка проявляются и развиваются в деятельности: восприятии музыки, исполнительстве и творчестве. Всеми этими видами деятельности начинают заниматься дети с самых первых встреч с музыкой. Специально разработанная методика для детей дошкольников позволяет чередовать различные виды деятельности на одном занятии: слушание музыки, чередуется с музыкально – ритмическими или вокальными упражнениями и игрой на музыкально – шумовых инструментах.
Первичным ведущим видом музыкальной деятельности, доступным ребенку с момента общения является восприятие музыки.
Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольностью и эмоциональностью. Но часто ребенку не хватает жизненного и речевого опыта, чтобы передать свои музыкальные впечатления. Постепенно он учится выражать свои эмоциональные переживания, тем самым, развивая свою речь, обогащая свой словарный запас. Малыш учиться соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, развивается его воображение и мышление. Конечно качество восприятия музыки у всех разное, оно зависит от вкусов и интересов. Педагоги студии заботятся о том, чтобы с самых ранних лет прививать ребенку вкус к хорошей серьезной музыке.
Исполнительская деятельность детей в хоровой студии Надежда представлена вокальным исполнительством (хоровое, сольное пение) и инструментальным (фортепиано). В исполнительской деятельности более полно раскрываются и развиваются специальные музыкальные способности (музыкальный слух, ритм, память).
Музыкальный слух развивается во всех видах музыкальной деятельности, особенно при пении. Уникальная методика В.В. Емельянова, применяемая педагогами студии, позволяет не только сформировать профессиональные вокальные навыки, организовать координацию слух с голосом, но и сохранить здоровье детей. Но что очень важно, личность ребенка формируется в коллективе. Сначала в группе детского сада, где ребенок учиться общаться с другими детьми (некоторые дети, посещающие студию, не ходят в детский сад и опыта общения не имеют) потом, на следующей ступени, учится работать в коллективе, преодолевать себя, радоваться успехам товарищей. То есть ребенок, постепенно приобретает те качества, которые ему пригодятся в жизни: волю, трудолюбие, терпимость к ошибкам и недостаткам других. Ребенок будет развиваться более успешно, если кроме вокального исполнительства, а оно является ведущим в хоровой студии, будет заниматься и инструментальным исполнительством: игре на фортепиано (к сожалению, обучать детей игре на других инструментах нет возможности). Польза от занятий на инструменте огромна. Во – первых развиваются и совершенствуются все специальные музыкальные способности (слух, ритм, память), организуется координация движений, развивается мелкая моторика, что в свою очередь способствует развитию мышления. А знакомство с богатейшей фортепианной литературой способно не только пробудить бурю эмоций, но и дать пищу для развития интеллекта.
Естественную потребность ребенка в самовыражении удовлетворяет такой вид деятельности, как творчество. Детское музыкальное творчество опирается на предшествующий опыт на основе овладения определенными умениями и навыками, полученными в результате обучения. А обучение в свою очередь обогащается творческими проявлениями детей и приобретает развивающий характер.
Детское музыкальное творчество – это синтетическая деятельность. Оно проявляется во всех видах музыкальной деятельности: в пении (вокальные импровизации Спой имя, Ответь на вопрос пением, импровизация мелодии на текст) в игре на инструменте (музыкальное изображение персонажей сказок Репка, Кошкин дом, импровизации по картинкам и т.д.).
Сочиняя и импровизируя, ребенок изучает и накапливает музыкальный материал, а также пользуется уже накопленными знаниями. Образный мир ребенка становится богаче. Его воображение еще более обогащается новыми образами, новыми ассоциативными рядами. Вместе с воображением развиваются и другие познавательные процессы: восприятие, память, мышление.
Чтобы проследить уровень развитости ребенка в студии используются следующие методы исследования: наблюдение, тестирование, беседа. Диагностика проводится два раза в год у вновь прибывших детей. В конце года проводится сравнительный анализ. Кроме той программы, которая отражена в учебном плане для каждого года обучения, детям даются специальные задания Придумай игру, Нарисуй что – нибудь, Представь и увидишь, Коснись и почувствуй.
Все эти задания, а также применение в обучении детей музыке креативных методик: фонопедический метод развития голоса академика В.В. Емельянова, методы музыкального воспитания по системе К. Орфа, Л. Баренбойма позволили получить следующие результаты:
Увеличилось творческое воображение детей с низких показателей на средние и со средних на высокие.
В результате наблюдения на невербальном уровне в группах детей произошли изменения: увеличился словарный запас, улучшилось двигательная моторика, повысилось образное мышление.
Специально разработанная диагностическая карта развития способностей позволяет проследить уровень роста каждого ребенка, а он у всех разный и наметить, индивидуальный маршрут развития для каждого.
Все выше сказанное подтверждает вывод, что музыка является мощнейшим средством воспитания и развития ребенка, поскольку развивает не только его познавательные процессы, но и качественно изменяет его личностные характеристики. Воля, терпение, трудолюбие, накопленные во время занятий музыкой, по словам известного музыковеда Н. Гольденберга рождает в человеке потребность активно направлять свою творческую инициативу в любой избранной им для себя форме деятельности….
HYPER13PAGE HYPER15
2
Известный спор Физиков и лириков в 60 – е годы прошлого столетия актуален и сегодня. Советский музыкант и педагог Д. Кабалевский говорил, что главной задачей массового музыкального воспитания… является… не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействию через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность. К сожалению, голос Д. Кабалевского и голос английского педагога Роя Слэка, который писал о том, что по – настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает мозг и, кроме того, развивает и облагораживает чувства, российской системой образования не был услышан. Общая школа отстранилась от музыкального воспитания детей. Речь не идет о музыкальном профессионализме, а о том музыкальном развитии, которое необходимо каждому ребенку. Заниматься музыкой нужно каждому ребенку! И хорошо, что многие родители понимают, что занятия искусством и в частности музыкой обогащает огромный пласт духовной культуры ребенка, который никакие новейшие информационные технологии заполнить никогда не смогут. Не касаясь существующих проблем музыкального образования в стране и в городе, позвольте поделиться опытом по музыкальному развитию ребенка, существующим в хоровой студии Надежда городского Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской.
Уже более 30 лет в студии существует не декларативно, а подтвержденный на практике лозунг: Музыкой могут заниматься все дети независимо от возраста и способностей! Для каждого ребенка, даже с нарушениями в моторике находится место. В студии есть программы для разных групп детей.
Известно, что музыкальные и общие способности ребенка проявляются и развиваются в деятельности: восприятии музыки, исполнительстве и творчестве. Всеми этими видами деятельности начинают заниматься дети с самых первых встреч с музыкой. Специально разработанная методика для детей дошкольников позволяет чередовать различные виды деятельности на одном занятии: слушание музыки, чередуется с музыкально – ритмическими или вокальными упражнениями и игрой на музыкально – шумовых инструментах.
Первичным ведущим видом музыкальной деятельности, доступным ребенку с момента общения является восприятие музыки.
Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольностью и эмоциональностью. Но часто ребенку не хватает жизненного и речевого опыта, чтобы передать свои музыкальные впечатления. Постепенно он учится выражать свои эмоциональные переживания, тем самым, развивая свою речь, обогащая свой словарный запас. Малыш учиться соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, развивается его воображение и мышление. Конечно качество восприятия музыки у всех разное, оно зависит от вкусов и интересов. Педагоги студии заботятся о том, чтобы с самых ранних лет прививать ребенку вкус к хорошей серьезной музыке.
Исполнительская деятельность детей в хоровой студии Надежда представлена вокальным исполнительством (хоровое, сольное пение) и инструментальным (фортепиано). В исполнительской деятельности более полно раскрываются и развиваются специальные музыкальные способности (музыкальный слух, ритм, память).
Музыкальный слух развивается во всех видах музыкальной деятельности, особенно при пении. Уникальная методика В.В. Емельянова, применяемая педагогами студии, позволяет не только сформировать профессиональные вокальные навыки, организовать координацию слух с голосом, но и сохранить здоровье детей. Но что очень важно, личность ребенка формируется в коллективе. Сначала в группе детского сада, где ребенок учиться общаться с другими детьми (некоторые дети, посещающие студию, не ходят в детский сад и опыта общения не имеют) потом, на следующей ступени, учится работать в коллективе, преодолевать себя, радоваться успехам товарищей. То есть ребенок, постепенно приобретает те качества, которые ему пригодятся в жизни: волю, трудолюбие, терпимость к ошибкам и недостаткам других. Ребенок будет развиваться более успешно, если кроме вокального исполнительства, а оно является ведущим в хоровой студии, будет заниматься и инструментальным исполнительством: игре на фортепиано (к сожалению, обучать детей игре на других инструментах нет возможности). Польза от занятий на инструменте огромна. Во – первых развиваются и совершенствуются все специальные музыкальные способности (слух, ритм, память), организуется координация движений, развивается мелкая моторика, что в свою очередь способствует развитию мышления. А знакомство с богатейшей фортепианной литературой способно не только пробудить бурю эмоций, но и дать пищу для развития интеллекта.
Естественную потребность ребенка в самовыражении удовлетворяет такой вид деятельности, как творчество. Детское музыкальное творчество опирается на предшествующий опыт на основе овладения определенными умениями и навыками, полученными в результате обучения. А обучение в свою очередь обогащается творческими проявлениями детей и приобретает развивающий характер.
Детское музыкальное творчество – это синтетическая деятельность. Оно проявляется во всех видах музыкальной деятельности: в пении (вокальные импровизации Спой имя, Ответь на вопрос пением, импровизация мелодии на текст) в игре на инструменте (музыкальное изображение персонажей сказок Репка, Кошкин дом, импровизации по картинкам и т.д.).
Сочиняя и импровизируя, ребенок изучает и накапливает музыкальный материал, а также пользуется уже накопленными знаниями. Образный мир ребенка становится богаче. Его воображение еще более обогащается новыми образами, новыми ассоциативными рядами. Вместе с воображением развиваются и другие познавательные процессы: восприятие, память, мышление.
Чтобы проследить уровень развитости ребенка в студии используются следующие методы исследования: наблюдение, тестирование, беседа. Диагностика проводится два раза в год у вновь прибывших детей. В конце года проводится сравнительный анализ. Кроме той программы, которая отражена в учебном плане для каждого года обучения, детям даются специальные задания Придумай игру, Нарисуй что – нибудь, Представь и увидишь, Коснись и почувствуй.
Все эти задания, а также применение в обучении детей музыке креативных методик: фонопедический метод развития голоса академика В.В. Емельянова, методы музыкального воспитания по системе К. Орфа, Л. Баренбойма позволили получить следующие результаты:
Увеличилось творческое воображение детей с низких показателей на средние и со средних на высокие.
В результате наблюдения на невербальном уровне в группах детей произошли изменения: увеличился словарный запас, улучшилось двигательная моторика, повысилось образное мышление.
Специально разработанная диагностическая карта развития способностей позволяет проследить уровень роста каждого ребенка, а он у всех разный и наметить, индивидуальный маршрут развития для каждого.
Все выше сказанное подтверждает вывод, что музыка является мощнейшим средством воспитания и развития ребенка, поскольку развивает не только его познавательные процессы, но и качественно изменяет его личностные характеристики. Воля, терпение, трудолюбие, накопленные во время занятий музыкой, по словам известного музыковеда Н. Гольденберга рождает в человеке потребность активно направлять свою творческую инициативу в любой избранной им для себя форме деятельности….
HYPER13PAGE HYPER15
2