Публикации «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Автор: Зарипова Елена Викторовна

Использование дидактических игр
в сенсорном развитии детей раннего возраста
Воспитатель
МДОУ Ц.р.р. – д/с № 31
г. Магнитогорска
Зарипова Елена Викторовна
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич; развивать речевые и познавательные умения - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; учить понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.
Основным видом деятельности ребенка раннего жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов. Поэтому в игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить соответствующие дидактические игры и игрушки, а именно: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера и др. При этом ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую. Необходимо показывать ребенку, как пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д. Именно под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам - по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку.
В своей работе мы используем следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
величина: Большие и маленькие, Какой мяч больше и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
форма: Какой это формы, Круг, квадрат, Волшебный сундучок и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
цвет: Подбери колеса к машине, Подбери шапочку снеговику, Подбери цветочек для матрешки, и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами:
Сложи матрешку, Собери пирамидку, Построй башенку и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношения.
3. Для развития мелкой моторики используются игровые дидактические материалы: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур разной формы, шнуровки, дидактические игрушки, изготовленные своими руками, включающие различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии и т. д.
4. Для развития тактильных ощущений используются природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи, бобы, горох, сухой бассейн (из пробочек), пособие Доска ощущений, благодаря которым, дети получают новые тактильные ощущения.
Дидактический материал подбирается нами с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности. Особый акцент делаем на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаем к миру вещей. Обучаем новому и интересному, используем при этом увлекательную игровую форму.
На протяжении нескольких лет работы с детьми раннего возраста велись наблюдения и я пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. И только единицы нуждаются в дополнительных занятиях. С такими детьми разрабатывается план индивидуальной работы. Работа строится с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно. В результате такой работы, у детей прослеживается обычно положительная динамика:
дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;
умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;
дети научаютсясь играть в дидактические игры.
Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
Использование дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр мы конечно же сочетаем с сенсорным воспитанием на занятиях рисованием, лепкой, аппликациями, конструированием, музыкой, физической культурой, а также в повседневной жизни, благодаря которым ребенок продвигается в своем развитии.
Но несомненно дидактические игры в сенсорном воспитании играют очень большую роль. Дидактические игры выполняют функцию – контроль над состоянием сенсорного развития детей. Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Список используемой литературы:
1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 2011 г.
2. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – М.: Просвещение: АО Учебная литература, 2013.
3. Подъяков Н.Н., Аванесова В.А. Сенсорное воспитание в детском саду. М., Просвещение.