Публикации
«Роль наблюдений в экологическо-нравственном воспитании дошкольников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль наблюдений в экологическо-нравственном воспитании дошкольников»
Автор: Паксютова Ирина Борисовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль наблюдений в экологическо-нравственном воспитании дошкольников»
Автор: Паксютова Ирина Борисовна
Роль наблюдений в экологическо-нравственном воспитании дошкольников Воспитатель МДОУ «Ц.р.р – д/с №31»г. МагнитогорскаПаксютова Ирина БорисовнаЭкологическое воспитание – это развитие у ребенка осознанного восприятия окружающей природной среды, формирование у него трепетного отношения к многообразию всех форм жизни на Земле. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышам открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. В связи с чем перед воспитателем ДОУ стоит задача – с раннего возраста активно приобщать детей к миру природы, помочь им накопить первый багаж знаний о природе, раскрыть перед ними ее гармонию и красоту.Воспитателю необходимо научить детей радоваться, сопереживать природе, видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки внутренний мир ребёнка, заставляют его глубже познавать окружающую среду, повышают культуру и воспитывают нравственность. Чтение художественной литературы, беседы на занятиях о бережном отношении к растительному и животному миру, рассматривание иллюстраций – все это, безусловно, способствует экологически-нравственному воспитанию дошкольников. Однако, художественное слово, на наш взгляд, должно опираться на личный опыт детей, полученный ими из наблюдений конкретного мира, в процессе игр и труда в природе. Поэтому, наблюдению детей за объектами живой и не живой природы, природы родного края в дошкольной педагогике должно уделяться особое внимание. Основной запас накопленных ребенком знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. И чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и учебной деятельности. А для этого необходимы частые встречи с природой. Основу моей работы по экологически-нравственному воспитанию дошкольников составляет разработанная мной картотека наблюдений, которая постоянно пополняется и дорабатывается в соответствии с новыми стандартами. Картотека представляет собой сезонные наблюдения за объектами природы. Наблюдения проводятся на участке, во время прогулок. Наш участок – это не просто место свободной игровой деятельности детей, это источник знаний и радости, площадка для исследования и познания окружающего мира. На своем участке мы с детьми можем наблюдать за изменениями погоды, за жизнью растений, птиц, играть в экологические игры, проводить эксперименты. Наблюдать за природой интересно во все времена года. В ней всегда происходит что-то прекрасное и необычное, нужно только помочь детям увидеть это. Нужно учить их смотреть, видеть, наблюдать.Чтобы моя работа была эффективной, я стараюсь проводить ее регулярно, в течение всего календарного года. Наблюдения каждого природного объекта я стремлюсь проводить многократно, при этом с каждым разом привношу в процесс элементы нового. Всюду, где это возможно, я стараюсь организовать совместную трудовую деятельность детей. Так, например, в весенне-летний период я совмещаю наблюдение за растениями с их поливом и уходом. В нашем саду у каждой группы есть своя клумба, за которую мы отвечаем. После посадки цветов во время прогулки мы с детьми их поливаем. Я беру на прогулку маленькие леечки, ведерки, и прошу ребят напоить цветочки. Объясняю им, что поливать цветы нужно ежедневно, если нет дождя. Когда на клумбе появляются сорняки, показываю детям, как проводить прополку, рыхление. Позднее, научившись отличать цветы от сорняков, привлекаю детей помогать полоть клумбу. Летом я также провожу наблюдение за насекомыми, обязательно делаю акцент на то, что каждый жучок, букашка могут быть чьими - то сыночком или дочкой, а может родителями, которые ждут своих деток, поэтому мы не можем их у себя держать, а должны отпустить. Осенью я обращаю внимание детей на красоту деревьев и кустарников, на их разноцветный наряд, предлагаю детям пройтись по опавшим листьям, послушать, как они шуршат. Прошу подержать листья в руках, понюхать и почувствовать, как пахнет опавшая листва. Вместе с детьми провожу сравнение листьев разных деревьев (по форме, цвету, величине и структуре поверхности). Ближе к концу осени я прошу родителей смастерить вместе с детьми кормушки для птиц, на что они охотно откликаются. Прошу так же по возможности приносить в садик различную крупу и семечки. В это время года я делаю акцент на том, что скоро зима, а зимой птицы страдают от холода и голода, поэтому их надо подкармливать.С наступлением холодов, собираясь на прогулку, мы берем с собой корм, который они принесли, и идем кормить птиц. На улице возле кормушек я раздаю детям в ладошки корм, а затем они сами его насыпают. Зимой, наблюдая вместе с детьми за снегом, я даю им различные задания. Определить цвет снега, его свойства, какой он бывает в разную погоду и при разных условиях: рассыпчатый в морозный день или липкий, когда он чуть-чуть подтаивает. Спрашиваю, из какого снега хорошо лепить снеговика и горку, а в каком лучше валяться. После прогулки мы приносим немного снега в группу. Снег от тепла тает и превращается в воду. Я объясняю детям, что снег – это замерзшая, закристаллизованная вода, что он состоит из снежинок, каждая из которых имеет свою уникальную форму.Весной, после проводов зимы я организую наблюдение детей за солнцем, ветром и облаками, за снегом, капелью, лужами, за поведением перелетных птиц. Показываю детям, как пробуждается природа, обращаю внимание, как много воды и солнца, какой приятный и чистый воздух. Как все вокруг буквально радуется и поет, как набухают почки, распускаются листочки и цветочки.Весенние прогулки и наблюдения у нас самые яркие и полные впечатлений. Именно в это период, учитывая погодные условия, я стараюсь проводить с детьми побольше экологических игр, подвижных и интеллектуальных, обеспечивая тем самым максимальные возможности для их развития.Играть в такие игры на прогулках особенно любят дети младшего возраста. А ребятишки подготовительной группы с удовольствием фиксируют все наблюдения за погодой в календаре природы. Заполнение календаря – это важная практическая деятельность детей, в процессе которой они обучаются находить нужные клеточки, и понимать символы, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали.Начиная со средней группы особое внимание я стараюсь уделять формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. Учу сравнивать объекты по признакам различия и сходства. В старшей группе активно использую личный опыт детей. Таким образом, незаметно и постепенно в процессе наблюдений на прогулках у детей накапливаются знания о природе, появляется интерес и любовь к ней.В заключении хочу добавить, что в работе по приобщению детей к природе важно учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение). Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней, когда человек будет смотреть на нее внимательными глазами, относиться к ней с любовью и бережно. Литература1. П.Г. Саморукова, Л.М. Маневцова «Мир природы и ребенок» СПб. -Акцидент,1998.-319 с.2. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры Приложение Конспект проведения прогулки.Тема: «Наблюдение за березой зимой»Возраст – средняя группа.Место организации занятия: на территории детского сада.Цель: Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе зимой на примере деревьев – берёзы. Задачи: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются). Обогащение активного словаря. Развивать трудолюбие и умение помогать взрослым. Формировать способность реализовывать игровые замыслы и умение устанавливать взаимоотношения в игре. Выносной материал и оборудование: детские лопаты и ведра для сбора мусора.Ход прогулки:Воспитатель подводит детей к березе и обращает их внимание на дерево, читая стихи: Ой, какое вижу чудо! - Белый снег лежит повсюду! И вверху и на земле! Прикоснулась я к коре. А она белым - бела! И зачем же навела, На коре полоски Белая березка? Воспитатель обращает внимание детей на красоту березы, присыпанной снегом. Прекрасная береза зимой вовсе не теряет своей красоты, даже наоборот. Это изящное, хрупкое дерево с раскидистыми гибкими ветвями даже без листьев завораживает своим видом. Становится видно каждую мельчайшую веточку, их причудливое расположение, замысловатые сплетения. Береза зимой – будто королева красоты: стройная, изящная, с пышными белыми кудрями по пояс, сияющими в солнечном свете. Предлагает рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки, сравнить с соседним деревом. Напоминает, что береза является символом России.Воспитатель: Все деревья в зимнее время находятся в состоянии покоя, они спят. Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.Воспитатель задает детям вопросы: Как чувствуют себя деревья зимой? Вспомните, какие они были осенью? В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.) Как вы узнали березу? Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать? Как вы думаете, береза живая или нет? Почему? Как вы думаете, что было бы с деревом зимой, если бы листья остались на ветках? Что осталось на ветках березы зимой? Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему березу называют русской красавицей, и почему она является символом России?Исследовательская деятельность: Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят, как в теплых колыбельках, молодые листочки. Очистить почку от кожуры, показать зеленый листок. Дидактическая игра: «Назови какая?». Дети придумывают красивые определения для березки, называют ее ласково. Цель: упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.Трудовая деятельность: Наведение порядка на участке. Сбор веточек и крупного мусора. Цель: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие. Подвижные игры: «Пятнашки», «Догони соперника». Цель: развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.