Публикации Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с аутистическими нарушениями

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с аутистическими нарушениями
Автор: Домбровская Инна Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11» Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с аутистическими нарушениями Педагогическая характеристика на обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Клинико-психологическая картина аутистических расстройств может принимать разные формы - от неговорящего дезадаптированного ребенка с низким уровнем интеллекта до избирательно одаренного с интересами к отвлеченным областям знаний и «взрослой» речью. Однако, все аутичные дети нуждаются в психолого-медико-педагогической поддержке, а знание особенностей проявления аутизма может позволить адекватно выбрать вариант ее использования. В предлагаемых теоретико-методических рекомендациях нами рассматриваются преимущественно проявления аутизма как нарушения психологического развития. Подобные нарушения предполагает изменения во всех психических сферах - перцептивной, интеллектуальной, речевой, эмоциональной, волевой, поведенческой... Эти изменения будут наблюдаться в той или иной степени выраженности в любой возрастной группе страдающих аутизмом, хотя их выраженность может уменьшаться со временем. Но аутичный ребенок, подросток, взрослый всегда будет испытывать трудности в межчеловеческом общении и социальной адаптации, у него будет отсутствовать или трудно формироваться чувство эмпатии и синхронности в эмоциональных переживаниях с людьми (особенно со сверстниками). Дети с аутизмом качественно иначе воспринимают все окружающее, испытывают невероятные трудности при необходимости взаимодействия с другими людьми. Они живут в особом мире, в котором все неизменно и который закрыт от всех. Все, что за пределами этого мира, вызывает у них непреодолимый страх и отвержение. Всякая попытка проникновения в этот мир вызывает сопротивление, а иногда и тяжелую декомпенсацию. Всегда имеется грубое искажение в формировании вербальных и невербальных форм общения. У некоторых из них, даже если имеется сочетание с умственной отсталостью, может быть своеобразная (чаще односторонняя) одаренность, например, к музыке, технике, математике, рисованию и др. Часть из них самостоятельно обучается чтению (при этом не всегда понимая прочитанное). Их социальная дезадаптация качественно иная, чем у детей с умственной отсталостью. Такой ребенок может иногда решать на абстрактном уровне сложные задачи, но будет беспомощным в социальном отношении (в таких случаях иногда используется термин «социальная инвалидность»). Многие тяжело переживают свою непохожесть на других и по механизмам психологической защиты у них возникает ряд психопатологических феноменов (стереотипии, аутоагрессия, агрессия, ритуальные действия и др.), которые помогают преодолеть барьер отгороженности от людей и вступить в какое-то общение. Но появление новых психопатологических феноменов часто сопровождается утяжелением социальной дезадаптации (в особенности, если окружающие не понимают их происхождение) и создает дополнительные трудности при работе с детьми. Ряд из этих феноменов может иметь также аутостимуляторное происхождение. Так, например, стереотипии (однообразные повторяющиеся действия) помогают ребенку повысить уровень своей активности, компенсируют недостаток стимуляции извне. Однако, их патологический характер отличают постоянство, странность движений, эмоциональное напряжение, что может также усложнять выработку навыков социально адаптированного поведения. При аутизме можно выделить ряд составляющих, учет которых крайне необходим при организации учебно-воспитательной и коррекционной работы: • нарушение общения; • нарушение социального и эмоционального взаимодействия; предпочтение общению с картинами и неодушевленными объектами; • нарушение воображения; навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности; «тревожное навязчивое желание поддерживать все в неизменном виде», «страх перед изменением и незаконченностью»; • нарушение поведения; неспособность настраиваться на адекватное поведение; • нарушение речи; отклонение развития языка с эхолалией и неправильным употреблением местоимений, монотонное повторение шума или слов; • нарушение когнитивных процессов; • отличная механическая память. До поступления в школу обучающийся посещал детский сад. Имеет навыки самообслуживания: самостоятельно ест, одевается, играет. Но у него почти отсутствует обращенная речь, он очень редко что-то просит, как правило, жестами, сопровождающимися определенными призывными звуками. Первостепенной задачей учителя было установление контакта с обучающимся, чтобы расположить его к себе. В какой-то степени это удалось. Обучающийся под диктовку или с учебника (или с карточки), записывает предложения, по опорной схеме производит различные виды разбора, особенно любит синтаксический разбор предложения. Все учебные действия производит неторопливо, с особой тщательностью и аккуратностью. Как и все дети, очень любит ситуацию успеха, если не устал и удалось сконцентрировать его внимание на главном, упорно стремится к положительному результату. В своей работе учителю необходимо учитывать определенные особенности данного обучающегося: эмоциональное реагирование, проявления негативизма, реакции на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций): в контакт вступает, но говорит с трудом - невнятно, реагирует на предлагаемые задания, при малейшем повышении голоса – затыкает уши; испытывает трудности понимания учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения сформирован, но понимание смысла прочитанного может быть затруднено; нуждается в помощи направляющего, стимулирующего и обучающего характера. Перенос на аналогичные задания осуществляет частично, требуется дополнительное время на закрепление навыка; особенности организации деятельности, основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать, хотя и прилагает усилия для преднамеренного запоминания; темп работы снижен; работоспособность средняя, часто отвлекается, интеллектуальную нагрузку выдерживает непродолжительное время, снижена устойчивость внимания. Слабо сформирована произвольная память. Исходя из выше сказанного, выбрана форма обучения – индивидуальный образовательный маршрут. Использую конкретные специальные технологии, применимые к обучающемуся с ОВЗ в целях эффективного усвоения учебно-практического материала. Под специализированной педагогической технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в целях эффективного усвоения учебно-практического материала, формирования устойчивых навыков и умений у детей с особенностями развития:  технология разноуровневого обучения  технология проблемного обучения  личностно-ориентированное обучение  игровые технологии  информационно-коммуникационные технологии  здоровьесберегающие технологии. Технология разноуровневого обучения. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока. Игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например, игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для занятий учитываются интересы и склонности ребенка. Информационные технологии. Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Самый распространенный вид информационных технологий- мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультпаузы, эмоциональная разрядка, зарядка для глаз, минутки для шутки, рефлексия, соблюдение учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ. Задания сгруппированы с учетом их основной направленности, хотя при их выполнении корригируются и другие стороны личности. При работе требуется творческое применение всего материала, возможно, его видоизменение в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка. В процессе занятий с детьми с детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций: ● необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации; ● по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте; ● учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия; ● помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем. Система обучения построена в соответствии с возможностями ребенка. Не каждого обучающегося с проявлениями аутизма можно вывести на уровень нормального развития, в любом случае система занятий поможет: ● организовать его поведение; ● развить способности к коммуникативному взаимодействию; ● обучить навыкам самостоятельной работы; ● сгладить негативные проявления аутизма; ● усилить психическую активность ребенка; Все это поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе. В итоге достигается улучшение качества жизни аутичных детей.