Публикации Петербурговедение - открытое занятие для детей 5-7 лет.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Петербурговедение - открытое занятие для детей 5-7 лет.
Автор: Маряхина Светлана Ивановна

Петербурговедение - открытое занятие для детей 5-7 лет.Подготовила воспитатель 1 категории: Маряхина С.И.Цель: Закрепить знания и навыки с помощью игры-соревнования.Задачи:
  • Дальнейшее изучение арифметических и логических действий, умения определять время посредством часового циферблата.
  • Развитие навыка использовать схему, чтобы получить цельное из частей.
  • Повышение творческой активности в рамках конструктивных действий, развитие зрительной памяти и смекалки.
  • Закрепление детских познаний о городе и его достопримечательностях.
  • Дальнейшее развитие эстетического восприятия красот Санкт-Петербурга посредством стихотворений, музыкальных произведений, игр.
  • Воспитывать в детях умение сочувствовать победам и поражениям сверстников.
  • Материалы и оборудование:
  • Изображения различных мест города (Летнего сада, Зимнего дворца, Петропавловской крепости, Исаакиевского собора, Сфинксов, Адмиралтейства);
  • Командные эмблемы «Солнышко» и «Морская волна»;
  • Поощрительные жетоны для участников;
  • Бумага для производства корабликов;
  • Часовые наборы;
  • Комплекты «Собери из деталей», ребус рек. (Фонтанка, Мойка);
  • Лабиринты по числу участников;
  • Музыкальные произведения Глиер «Гимн Великому городу», Бетховен «Лунная соната».
  • Ход занятия:Добрый день, уважаемые коллеги. Рады Вас поприветствовать на берегах Невы, в замечательном городе Санкт-Петербурге. Сегодня нас ждет путешествие по нашему удивительному городу.Наш путь начинается с загадки для детей: «На болоте родился, трижды крестился, в боях не сдавался, героем остался».Просит пояснить, как именно вы решили эту загадку (Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград);Играет музыка Р. Глиэр «Гимн Великому городу», далее воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина. Люблю тебя, Петра твореньяЛюблю твой строгий, стройный видНевы державное теченьеБереговой её гранит.Твоих оград узор чугунныйТвоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампадыИ ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская иглаДети, а вы знаете, что такое «Адмиралтейская игла»? (шпиль на здании Адмиралтейства) (Демонстрируется слайд Адмиралтейства).Что прославило этот шпиль? (в окончании шпиля расположен символ Санкт-Петербурга – золотой кораблик).Ваши команды тоже имеют символы (эмблемы): для команды «Солнышко» - солнце, а для «Волны» - морская волна.Пора начинать соревнование между командами. Вы готовы?!Ребята, помнит ли кто-то стих о маленьком кораблике?Участники читают: «Маленький кораблик»В городе огромномВ небе над НевоюСинем и просторномМаленький корабликВысоко плывётЭто символ городаЗдесь рождался флот.Дети, каждый из вас должен выбрать кораблик, чтобы отправиться в путешествие по нашему чудесному городу. Если для прогулки мы используем корабли, на борту должен быть капитан. Участник с корабликом номер 1 будет капитаном команды «Волна», а участник с корабликом номер 2 – это капитан «Солнышка».Ребята, Санкт-Петербург часто называют Северной Венецией. Кто подскажет мне, почему? (в городе множество рек и каналов).Давайте выясним, насколько хорошо вы знакомы с реками нашего города.Обеим командам необходимо разгадать ребус (зашифрованное знаками слово), обозначающий реки (Фонтанка, Мойка). Та команда, которая первой решит задачку, получает поощрительный жетон. Другая команда тоже имеет такую возможность, если расскажет стихотворение о Санкт-Петербурге, связанное с рекой (появляется слайд Фонтанки, Мойки).По оживлённым берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятсяВ гранит оделася НеваМосты повисли над водами. Какие же красивые стихотворения написал А. С. Пушкин. Мы продвигаемся дальше по реке Неве и замечаем на берегу сад. Его название имеет связь со временем года. Дети, какой это сад? (Летний Сад). (Демонстрация слайда)Ребята, давайте играть в Летнем Саду! (Игра называется «По болоту Петр шел»).Посредством считалки выбирается Петр. Дети считают:Петр I пошел погулять, Поймал перепелку, пошел продавать. Просил полтинник, получил подзатыльник. Просил прощенья, получил пачку печенья. По болоту Петр шел (идут по кругу) Остров заячий нашел (останавливаются, смотрят из-под руки, козырьком) Он созвал рабочий люд (созывают правой и левой рукой) И построил крепость тут (руки согнуты в локтях перед собой, ставят одну поверх другой, как бы «строят») Крепость новая стоит (руками показывают крышу над головой) Пушками врагам грозит (грозят кулаками над головой) Бам-бам-бам-бам (пальцами как бы барабанными палочками) Не осталось зайцев там, (разводят руками) Зайцы пушек испугались, по кусточкам разбежались. (бегут по кругу на носочках). Ой! (после ой, присесть на корточки и замереть). Пётр 1 отбирает пошевелившихся зайцев.
  • Ребята, в саду стоит памятник знаменитому писателю. Та команда, которая лучше решит задания, получает поощрительный жетон.
  • Чей же это памятник? (Ивана Крылова). (Слайд)
  • Что он писал? (Басни).
  • Какие произведения вам известны?
  • Какое количество персонажей в этой басне? Лиса и виноград (Один).
  • Для команд доступен еще один жетон, если они смогут прочитать стих о Летнем саде.Я к розам хочу в тот единственный садГде лучшая в мире стоит из оградГде статуи помнят меня молодойА я их над невскою помню водой. ( А.Ахматова.)Следующий пункт нашего назначения скрыт загадкой.
  • Что это за хлопушка? (пушка)
  • Когда она стреляет? (в полдень)
  • Каждой из команд выдается комплект часов. Необходимо подобрать часы, стрелки которых указывают, что пушке пора стрелять.
  • Та команда, которая второй решила задачку, может рассчитывать на жетон, но для этого нужно прочитать стих о Петропавловской крепости.Ветра вой и волн свирепостьВсе ведала, все снеслаПетропавловская крепостьТучи, рвущая игла.Мы продолжаем наше путешествие по Неве. Далее мы видим дворец, чье название также имеет связь со временем года (Зимний дворец) (Слайд Зимнего дворца)В этом удивительном месте очень много залов, комнат, чуланов, подвалов, и заблудиться очень легко. Нам нужно выяснить, какая команда лучше справиться с лабиринтами Зимнего дворца.Каждому члену команды выдается лабиринт. Команде-победительнице выдается жетон, а проигравшие могут его получить, если припомнят стих о Зимнем дворце. Зимний дворец у Невы, посмотриЖили когда-то в нем наши цари,Ну а сейчас в нем огромный музейЗдесь Эрмитаж- гордость Родины всей.Наши корабли продолжают путь. Смотрите! У гранитного спуска к Неве, на больших постаментах находятся любопытные существа. Кто это? (Сфинксы). (Слайд Сфинксы)Кто же такие сфинксы? (это волшебные существа, имеющие тело льва и голову человека).Откуда они прибыли к нам? (из Египта).Сфинксов также зовут «стражами» Санкт-Петербурга. Есть такая легенда, что при наступлении ночи сфинксы защищают наш город от бед и несчастий.Команды, сфинксы хотят сыграть с вами в игру «узнай по силуэту». Те из вас, кто найдет больше силуэтов, будут вознаграждены жетоном. Также жетон достанется тем, кто прочитает стих о Сфинксах.Вьюга, стужа, снегопадСфинксы стынут и дрожатНо не дремлют и не спятСфинксы город сторожат.Следующий памятник на нашем пути зашифрован графическим диктантом.«Графический диктант» - «Заяц»Ребята подготовительного возраста рисуют по клеткам зайчика, а старшие участники обводят по точкам.Какой зверек у вас получился? (Заяц.) (слайд Зайца)Вы правы! Мы переходим к памятнику, который вам отлично знаком. Это Заяц, расположенный на Заячьем острове.В нашем городе есть легенда, будто этот остров получил свое название после того, как один заяц при наводнении очутился в сапоге Петра I, и это помогло животному спастись.Поэтому памятник является неким символом петербургских наводнений, а на постаменте упомянуты метки каждого подобного происшествия. Решение следующего задания команды выполняют поочередно. Если первая команда ответила правильно, она переворачивает деталь изображения, далее игру начинает вторая команда. Кто из участников быстрее поймет, что нарисовано на иллюстрации, тому и достанется жетон.(Медный всадник) (Слайд Медный всадник).Возьми изображение соответствующее этой цифре (8)Выбери цифру, соответствующую этому изображению (5)Поздравляю, вы все молодцы!А мы продолжаем наш путь. Чтобы узнать, что встретится на нашем пути дальше, следует решить такую задачку:Команда «Морская волна» составляет из деталей Адмиралтейство.Команда «Солнышко» делает из частей Исаакиевский собор.Для команды, решившей задачку второй, также предназначен жетон. Для этого необходимо рассказать стишок о городской достопримечательности, которую ребята собирали из деталей.Просыпаюсь в полумракеВ занесенное окноСмуглым золотом ИсаакийСмотрит дивно и темно. (М. Бунин).Над городом и пылью,Над шумной суетой.Плывет на тонком шпилеКораблик золотой.Летают рядом чайки,Звезда горит вдали.Он бы и рад причалить — Да в небе нет земли.Мы начинаем подсчет жетонов каждой команды. Для команды, набравшей меньше жетонов, есть возможность получить дополнительный жетон, если она расскажет стих о нашем городе. И майской ночью в белом дымеИ в завыванье зимних пург,Ты всех прекрасней, несравнимый,Блистательный Санкт-Петербург!Ребята! В нашем соревновании победила дружба, ведь вы все великолепно знаете и очень любите свой город! Вам известны прекрасные стихи о Санкт-Петербурге, вы быстро решаете задачки, умеете узнавать время по часам, легко справляетесь с ребусами и лабиринтами. Словом, смекалки вам не занимать! (Играет Бетховен «Лунная соната»).А теперь я предлагаю вам ненадолго закрыть глаза. Представьте, что уже очень скоро вы вырастите, обретёте хорошее образование и, вполне вероятно, сможете построить собственный удивительный город, не менее прекрасный, чем наш любимый Санкт-Петербург!