Публикации Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование
Автор: Мельникова Ольга Владимировна

Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование(консультация для педагогов)В соответствии с ФГОС ДО, внимание педагога должно быть направлено на ориентацию образовательного процесса на познавательные возможности дошкольников и их реализацию. Необходимо организовать взаимодействие с ребенком так, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативы.Ребенок - естественный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через переживание его личных чувств, поступков, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное желание наблюдать и экспериментировать, искать новую информацию о мире, традиционно считавшую наиболее важными чертами поведения детей.Развитие познавательной активности детей является одной из актуальных проблем нашего времени. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полнее он развивается. Детские эксперименты легко интегрируются во многие виды детской деятельности.Организованные образовательные мероприятия с четко определенной проблемой или «решением проблемных ситуаций» или элементами экспериментов играют решающую роль в работе с детьми. Это позволяет детям развивать познавательную деятельность, способность выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого; также специально сформированные представления об объектах и ​​явлениях и на основе опыта или эксперимента подтверждают подлинность знаний и идей, полученных детьми.Мысленные эксперименты (или игры) широко используются в исследовательской деятельности детей. Такие игры помогают детям приобрести навыки исследования поведения и развития мышления: способность видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения.Один из интересных способов развития исследовательской деятельности детей реализуют в художественно-производственной деятельности, а именно с использованием нестандартных методов рисования (пальчиковое, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, кляксография), экспериментов с разными материалами. В процессе таких занятий дети учатся и лучше запоминают свойства этих предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нить, ткань, шерсть, натуральный материал, что одновременно позволяет детям изучать их свойства, состав, особенности.В музыкальной деятельности процесс экспериментов со звуковым материалом развивает детское творчество, произвольность и творчество личности ребенка, способствует развитию интеллектуальнойкомпетентности. Опыты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шелестом бумаги, пением синиц - постукиванием по хрустальному стеклу), в звучании музыкальных произведений, в изготовлении звуковых игрушек, создателей шума. Все это занятие игривое, занимательное.Экспериментальная деятельность при наблюдении за природными явлениями или объектами включает в себя предполагает закрепление знаний или понимания взаимосвязи между происходящим. Наблюдая на прогулках за окружающей средой планируйте краткосрочные эксперименты по актуальным темам. Например, град упал, с детьми нужно проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладонях, получится ли чистая вода. В некоторых случаях происходит обратное, сначала ставят задачу поиска, а из нее следует наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на сайте.В рамках трудовой работы провожу основную работу по изучению условий, необходимых для жизни растений. Постоянно и постепенно увеличиваю этот объем знаний посредством экспериментов и наблюдений в природе и в уголке природы. Дети развивают устойчивые знания об отношениях между растениями и уходом за ними людьми. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Некоторые эксперименты помогают вспомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (при рассаде, прорастании). Зимой, во время уборки снега, мы говорим о защитных свойствах снега. Осенью, во время листопада, дети узнают, как погода влияет на их интенсивность, а во время уборки листьев можно узнать, почему листья шуршат, а иногда нет.Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оснащенна мини-лаборатория:приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;• различные сосуды из разных материалов (пластик, стекло, металл) разного объема и формы;природный материал: галька, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, срезанные и лиственные листья, мох, семена и т. Д .;• материал бросовый: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластика, дерева, пробки и т. д .;• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, шурупы, дизайнерские детали и т.д .;• разные виды бумаги: обычная, картонная, наждачная, копировальная и др.;   красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);   медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;   прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:   безопасность для жизни и здоровья детей;   достаточность;   доступность расположения.Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников.  Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.• происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как возникает постоянная необходимость выполнять операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.• Развивает речь ребенка, так как необходимо дать отчет о том, что он видел, сформулировать обнаруженные закономерности и выводы.Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные способности.• В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются рабочие навыки, укрепляется здоровье за ​​счет повышения общего уровня двигательной активности.Экспериментальная работа в трех взаимосвязанных областях:• живая природа (характерные особенности времен года, разнообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и т.д.);• неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, тепло и т.д.));• человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства).Детям нравится создавать из камней различные композиции, украшать, строить сказочные дворцы, исследовать свойства камней и их разнообразие.Работая с землей, ребята - настоящие исследователи почвы. Они изучают, почему почва нужна людям и растениям, как сделать ее мягкой и плодородной.Созданы необходимые условия для изучения воздуха. Здесь дошкольники учатся надувать пузыри и ловить их. В ходе исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, находят его пространстве, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух имеет место, имеет силу; узнают, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.Дети с удовольствием экспериментируют с водой. Особенно им нравится менять ее цвет, вкус, проводить эксперименты со снегом и льдом.Самыми интересными экспериментами для детей были такие эксперименты с водой, как: «Если вода в бутылке замерзла», «Почему сосульки растут вверх ногами? Как они растут?», «Какой лед тает быстрее: колотый или пластом?», « Почему грязный и цветной лед тает быстрее? », « Не все вещества растворяются в воде ».При знакомстве со свойствами песка дети осматривают песок через увеличительное стекло, наблюдают и описывают крупинки: они круглые, желтые, есть прозрачные, словно стекло, все крупинки лежат отдельно друг от друга. Затем устроите «шторм в пустыне», дуя через соломинку в банку с песком. Дети приходят к выводу, что песчинки не связаны друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.Дети также любят эксперименты, в которых они знакомятся с магнитом и его свойствами. Таким образом, во время НОД «Этот удивительный магнит» дети определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, знакомятся со свойствами магнита - прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; выявляют такую ​​особенность взаимодействия двух магнитов, как притяжение и отталкивание, способность металлических предметов намагничиваться.Для того чтобы ребенок после проведения экспериментов совместно с педагогом смог продолжить исследования на эту тему, все для экспериментов в доступном для детей месте.Известно, что ни одна образовательная или воспитательная задача не может быть успешно решена без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.