Публикации «Разговор о правильном питании» как часть формирования здорового образа жизни

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Разговор о правильном питании» как часть формирования здорового образа жизни
Автор: Храмова Елена Петровна

"Разговор о правильном питании" как часть формирования здорового образа жизни
Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми! Но как этого добиться? Есть один простой способ: здоровый образ жизни.
Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведет человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Нелегко бывает побудить взрослого человека вести здоровый образ жизни. Это нужно делать гораздо раньше, еще в детском возрасте. Тема здоровья детей в последнее время часто обсуждается специалистами разного профиля. Этой проблемой занимаются ученые, работники медицины, физиологи, психологи и педагоги, даже политики. Современное общество осознало важность и актуальность данной проблемы. Отрадно осознавать, что в данной ситуации педагоги не остались в стороне. Наоборот, они действуют незамедлительно и решительно, предлагая конкретные решения в сложившейся ситуации.
Так в последнее время в учебно-воспитательном процессе, как и в методической литературе, особое место занимает вопрос о формировании основ здорового образа жизни. Одним из важных условий, благоприятствующих нормальному росту школьника, укреплению его здоровья, а значит, успешному обучению, является рациональное питание. Реализация программы “Разговор о правильном питании” в начальной школе является удачным тому примером. Программа М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой “Разговор о правильном питании” не только интересна сама по себе, но и полезна для детей, т.к. далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о необходимости правильного питания.
Цель этой программы – формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. Работа по данной программе интересна и полезна для детей.
В нашей школе программа “Разговор о правильном питании” осуществляется как один из вариантов внеурочной деятельности. Программа представляет собой новую воспитательную технологию, которая способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни. Замечательно, что одновременно с этим возможно решение других, не менее важных задач. На занятиях возможна коррекция различных нарушений у детей младшего школьного возраста: развитие речи (формирование лексического запаса и активного словаря, грамматического строя языка, навыков чтения), коррекция недостаточно сформированных психических процессов (внимание (произвольное), память (долговременная), мелкая пальцевая моторика, мышление и его операции), развитие наглядно-образного и наглядно-действенного, логического мышления, формирование положительных эмоций, развитие навыков работы с учебником, техники чтения, творческих способностей. Это происходит ненавязчиво, естественно, в доступной, интересной, игровой форме. При изучении темы дети опираются на свой опыт, показывая неплохие знания в бытовых сферах жизни. Это создает ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей.
Программа “Разговор о правильном питании” разработана специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования при спонсорской поддержке ООО Нестле Россия Именно она стала инициатором создания и внедрения этого курса, обеспечила разработку и издание учебно-методических комплексов. Программа имеет методическое оснащение: 2 модуля – прекрасно оформленные рабочие тетради для детей “Разговор о правильном питании” и “Две недели в лагере здоровья”, содержащие 15 и 17 тем соответственно, методическое пособие для учителя, комплект плакатов, брошюру для родителей. В первом модуле “Разговор о правильном питании” каждая тема – это новое и увлекательное путешествие вместе с семьей Кати- первоклассницы и ее одноклассником Димой, которые задают интересные вопросы и задания. При их выполнении ребята много рисуют, разукрашивают, разгадывают кроссворды, выполняют увлекательные задания, которые способствуют развитию внимания, логического мышления, памяти, одновременно закрепляя новые знания. Особую радость детям приносит творческая и исследовательская работа, которая поощряется яркими и забавными наклейками, которые находятся тут же, в рабочей тетради. Дети приклеивают улыбки за правильно выполненную работу, либо полностью выполняют задание, используя нужные наклейки. Идея второго модуля “Две недели в лагере здоровья” - наблюдение за жизнью сверстников в подмосковном летнем лагере. За две недели ребята узнали много новых секретов здоровья. Содержание и задания этого курса так же направлены на развитие представлений младших школьников о рациональном питании как составной части здорового образа жизни. Отмечу, что материал второго модуля более серьезный и трудный для восприятия, поэтому предназначен для детей 8 – 11 лет.
Важно и то, что благодаря этой программе многие мамы и папы смогут познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни. Практика показывает, что многие родители безграмотны в этом вопросе либо не предают особого значения проблеме питания. Многие считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. Это не так. Полезная и здоровая пища далеко не самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание. Оно должно быть сбалансированное и рациональное, что обеспечит содержание в рационе всех необходимых для роста и развития ребенка питательных веществ (см. приложение 1).
Программа “Разговор о правильном питании” решает не только задачи здоровьесбережения, но и способствует развитию личности ребенка в целом.
Программа носит интегрированный характер и реализуется через следующие направления: урочная деятельность, внеклассная работа, взаимодействие с социумом, работа с родителями.
Реализация программы через урочную деятельность: изобразительное искусство, технология, чтение, русский язык, математика, окружающий мир
Реализация программы через внеклассную деятельность:
классные, библиотечные часы, праздники, устные журналы, познавательные игры, занятия в кружках Разговор о правильном питании, Здоровый ребенок – успешный ребенок, Экологические тропинки, участие в научно-исследовательской конференции
При реализации программы “Разговор о правильном питании” используются различные формы работы. Так, например, придумывали дети плакаты с правилами правильного питания, рисовали полезные продукты питания, составляли собственное меню с учетом полученных знаний. Была и небольшая экскурсия в школьную столовую, что позволило детям больше узнать о работе повара в сфере общественного питания, сравнить посуду на школьной и домашней кухне. Ребята изучили меню, которое предлагала столовая нашей школы, высказали свои предложения. Надеюсь, что дети будут творчески относиться к домашним заданиям. Учащиеся на занятиях кружка познакомятся с традициями разных народов, узнают об особенностях национальной кухни, правилами этикета, связанными с питанием.
Все рекомендации, содержащиеся в программе, доступны и выполнимы. При планировании занятий педагог школьного учреждения без труда сможет внести необходимые изменения и дополнения с учетом возрастных особенностей и возможностей каждого ребенка и всего детского коллектива в целом.
Работа с родителями: семейные праздники, выставки семейного творчества; родительские собрания, информационный стенд, помощь в подготовке работы для научно- практические конференции.
Темы родительских собраний.
Участие родителей во внеклассной работе
Участие в реализации программы принимают библиотекари нашей школы. Библиотечный час
Ой, блины, блины, блины, вы, блиночки мои (праздник с участием бабушек)
Стресс – колоссальное напряжение всего организма, он подавляет работу иммунной системы. Многие заболевания, обусловленные стрессом, возникают из-за дефицита питательных веществ. Витамины помогают нам расти спокойными и здоровыми.
Работа над проектом С витаминами дружу, я здоровым быть хочу
В реализации программы важную роль играет социум: организации общественного питания, средства массовой инфориации, краеведческие музеи города и района и др.организации.
Организации общественного питания. В нашей школьной столовой.
Очень важно, чтобы дети не забывали о правилах правильного питания и за пределами школы.
Ожидаемые результаты:
Готовность заботиться и укреплять собственное здоровье
Желание и умение соблюдать правила этикета, связанные с питанием
Сформированность у детей навыков правильного питания, самостоятельного приготовления несложных блюд,
знание традиций и особенностей питания родного народа и народов, проживающих на территории области, страны
просвещение родителей по вопросам правильного рационального питания
Результаты реализации программы будут отражаться на информационном стенде Наше здоровье.
Список использованной литературы.
М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 90 с.
М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010
М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010
Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.- 240 с. - (Мастерская учителя)
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие… - М.: Издательство Глобус, 2010. - (Воспитательная работа).
Классные часы. 1 класс /сост. Г. П. Попова.– Волгоград: Учитель, 2008. -287 с. И др.