Публикации «Интерактивные игры экологической направленности как средство обучения детей старшего дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Интерактивные игры экологической направленности как средство обучения детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Медведева Ольга Викторовна

Интерактивные игры экологической направленности как средство обучения детей дошкольного возраста.Медведева О.ВС раннего детства очень важно развить у ребёнка бережное отношение к красоте природы, так как именно в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Одним из средств обучения являются интерактивные игры экологической направленности. Что может быть лучше игры? Только другая игра! И уж совсем здорово, если этих игр будет много-много. Дети готовы играть до бесконечности. Интерактивные игры не самоцель, а эффективный способ создания благоприятных условий для экологического воспитания детей, средство создания мотивации к обучению, становления целостного представления о мире, т.е. передачи информации, выявлении связей окружающего мира, ознакомлении с опасными ситуациями, обучении некоторым действиям. И лишь непосредственное участие ребенка в интерактивной игре помогает осознать необходимость в преодолении экологических проблем, дает возможность увидеть окружающую действительность в развитии, понять, например, как появляются листья на деревьях, как раскрывается бутон цветка. Ведь эти явления в повседневной жизни увидеть невозможно. В результате потребительского отношения к природе и ко всем ее ресурсам, мы получаем немалое количество отрицательных последствий (загрязненные почвы, воды и воздух, истощение многих невосполнимых природных ископаемых, глобальные изменения климата, утрата биоразнообразия). Мало кто 8 задумывается о том, какой вред природе приносит бытовой мусор - между тем пластиковые пакеты, консервные банки и батарейки разлагаются в природе от 100 до 500 лет. В процессе их разложения выделяются химические вещества, отравляющие почву. А почему бы не превращать этот «мусор» в полезные предметы и произведения искусства, игры, декора помещения? Так, в педагогическом коллективе детского сада № 29, возникла идея разработки и реализации проекта «Освободи планету от ненужного мусора». В первую очередь, было принято решение о создании творческой группы, которая организовала деятельность педагогов по направлению «эко-инноваций» «Управление отходами»: переработка или использованных для изготовления чего-либо в образовательном учреждении отходов, а также разработала алгоритм создания интерактивных игр экологической направленности. Отличительная особенность интерактивных игр состоит в том, что высокая скорость обновления дидактического материала на экране экономит время во время совместной деятельности педагога с детьми, делает ее более динамичной, повышает скорость обмена информацией между ребенком и педагогом. Кроме этого, дети, в процессе игры, получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению друг с другом. Алгоритм создания игры выглядит следующим образом: получение знаний → анализ поведения других детей (людей) → планирование своего поведения (других) → реализация замысла. Для создания мотивации у детей к познанию и сохранению окружающей среды, к взаимодействию с природой помогают такие интерактивные игры как «На озере», «Сказ про то, как дятелДоктор спас лес», «Приключения мусорных баков» и многие другие, разработанные педагогами нашего детского сада, позволяющие погрузить воспитанников в активное обучение, где они могут взаимодействовать с другими детьми. Опыт показывает, что дети с большим удовольствием играют в такие игры, так как, выполняя поэтапно задания, они видят фиксированный результат на мониторе, могут повторно выбирать картинку, пока не найдут правильную. Их увлекает яркость и мобильность визуального видео- и звукоряда. Применение интерактивных игр вызывает у детей эмоциональный отклик, любопытство, значительно повышает познавательный интерес и эффективность усвоения материала. Играя в весёлые, занимательные интерактивные игры, педагоги привлекают внимание детей к актуальным экологическим проблемам родного края. Предлагая детям интерактивные игры, педагоги помогают детям понять важность охраны территорий от загрязнений. В интерактивных играх прослеживается единство живой и неживой природы, облегчается показ отдельных действий, поступков людей на изменение природы, лесов, рек. В играх дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Персонажи компьютерных игр помогают привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждают поставить себя на его место, помочь персонажу преодолеть препятствия, порадоваться за его успехи.Это порождает новое в образовании детей дошкольного возраста, благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус, возрастает самооценка ребенка. Какие же условия необходимы для того, чтобы эти игры были привлекательны? Во-первых, необходимо, чтобы содержание игры соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры. Во-вторых, педагогическое сопровождение игр должно строиться с учётом уровня сложности и постепенного нарастания самостоятельности, а также творчества ребёнка. В-третьих, предметно-игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в её создании должны принимать участие не только педагоги и родители, но и сами дети. Для того чтобы интерактивная игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Самое главное при проведении интерактивных игр считаем следующие требования:1) знакомство с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которую надо достичь; 2) информирование о правилах игры, четкие инструкции; 3) взаимодействие друг с другом для достижения цели; 4) анализ результата, подведение итогов. У детей не должно возникать ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. После игры мы предлагаем детям обсудить полученный ими опыт и проанализировать, подчеркивая в беседе, ценность выводов каждого ребенка. Интерактивные игры базируются на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии. Для педагогов становится важным создать атмосферу взаимного доверия, раскрепощённой открытости. Итак, исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что использование интерактивных игр экологической направленности повышает уровень познавательной деятельности, мотивации детей и их заинтересованности. Результатом хорошо организованной и эффективно проведенной интерактивной игры могут быть изменения в восприятии участников, которые 10 приводят к быстрому, немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы. Таким образом, интерактивные экологические игры являются эффективным средством обучения дошкольников.Список используемой литературы:1. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989 2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002 3. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 104. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз»,