Публикации «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Автор: Одымчук Зинаида Сергеевна

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, где особая роль принадлежит развитию инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности.
С философской точки зрения самостоятельность - это базовая способность человека, которая дает ему возможность действовать вопреки внешним условиям, вопреки противодействующим внешним причинам. А самостоятельный человек - это человек, способный сам генерировать цели собственной жизнедеятельности и на практике осуществлять их.
Психологи рассматривают самостоятельность как волевую черту личности, способность осуществлять какую либо деятельность без посторонней помощи (самостоятельное принятие решения, достижение цели, самоконтроль, ответственность за свои поступки).А инициативность является важнейшим условием формирования самостоятельной личности.
Любознательность ребенка не знает границ. Он стремится развинтить мир на части и посмотреть, что внутри. Нам вряд ли удастся оградить себя от связанных с этим неудобств, не лучше ли дать выход его познавательной энергии, ставя вместе с ним первые в его жизни настоящие научные опыты и эксперименты.
Каждый ребенок в душе экспериментатор. Ребенок не связан с условностями нашего взрослого мира и способен легко изменить привычное назначение вещей. Подобно ученому, он не скован рамками предубеждений и ставит смелые эксперименты, пытаясь соединить, казалось бы, несовместимое.
В процессе организации исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста формируется ряд исследовательских умений:
обозначать проблему;
выдвигать гипотезу;
осуществлять наблюдение за объектом;
осуществлять эксперимент;
устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и оперировать новыми понятиями.
Формирование исследовательских умений на ступени дошкольного детства закладывает основу для развития у ребенка позиции исследователя, ученого, формирует исследовательское поведение, которое является источником получения представлений о мире. Ребенок сам стремится найти ответы на вопросы как? и почему?. А.И. Савенков писал: Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад.
При организации исследовательской деятельности в нашей группе, мы развиваем познавательный интерес у детей к содержанию экспериментальной деятельности; мотивируем их (тайна, сюрприз, открытие, познавательный мотив, ситуация выбора), обеспечиваем дошкольников доступными для их возраста способами познания, определяем степень активности взрослого, создаем доброжелательную обстановку, внимательно и уважительно относимся к работе детей.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы позволяет детям проводить различные наблюдения, самостоятельно делать опыты и эксперименты с фиксацией их в дневниках наблюдений. Уголок по экспериментированию Ищу, исследую, творю оборудован материалами, позволяющими, как самостоятельно, так и с помощью партнера или педагога, проводить исследования, опыты по различным темам и направлениям.
В течение одного месяца мы планируем, изучаем и проводим эксперименты по одной большой теме. Такая форма работы позволяет глубоко погрузиться и максимально познать изучаемое явление, объект или тему.
Блок Почва и песок
Опыты: Удивительный песок, Почва сухая и влажная, Что есть в почве, Выращиваем траву.
Цель: Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением. Познакомить со способами определения и сравнения сухой и влажной почвы. Формировать представление о зависимости факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений). Процесс приобщения к природе должен создавать у ребенка радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового. Дети с удовольствием проводят опыты самостоятельно или в подгруппе, что позволяет воспитывать еще и коммуникативные навыки. Рассматривают через лупу, определяют на ощупь, опытным путем доказывают что растворяется, а что выпадает в осадок, уточняют, какие условия необходимы для жизни растений.
Блок Огонь
Эксперименты этого блока проводятся только педагогом в целях техники безопасности.
Опыты: Горит – не горит, Извержение вулкана. Исследования: Огонь друг или враг?, Правила пожарной безопасности.
Цель: Познакомить детей со свойствами огня. Опытным путем определить, какие предметы горят, а какие нет. Дать представление о том, какой была планета 2 миллиарда лет назад. На модели вулкана продемонстрировать его извержение. Закрепить правила пожарной безопасности.
Блок Вода Опыты: Форма и давление воды, Вода как растворитель, Вода и звук, Плавает, или тонет, Торнадо, Нефтяная речка, Комнатный фонтан, Перелей воду, не промочив рук.
Цель: Опытным путем определить, какую форму имеет вода, в каком направлении она давит? Какие вещества растворяются в воде. Сформировать представление о распространении звука в воде. Уточнить знания о погружаемости и плавучести предметов в воде. Экспериментальным путем определить, почему вода, сироп, мед и растительное масло не смешиваются? Воспитывать бережное отношение к природе.
Вода - самое удивительное вещество на Земле. Без нее не может существовать ни одно живое существо на планете. У детей большой интерес вызывают опыты с водой, т. к. здесь они более самостоятельны, активны, проявляют свою инициативу. Материал в лаборатории выставлен таким образом, что каждый желающий ребенок может в свободное время проделывать эксперименты самостоятельно и контролировать себя. Опыты с водой также имеют терапевтический характер и успокаивают детей.
Блок Исследуем окружающий мир
Опыты: Сколько весит кубик?, Сколько лап у мухи?, Чем пахнет баночка?, Сколько капель на ладошке?
Цель: Формировать представление о простейших измерительных приборах, при помощи которых изучают окружающий мир. Измерительные приборы (лупы, микроскоп, весы, линейки, сантиметровая лента) находятся на толках исследовательского уголка и доступны детям в любое время.
Блок Разноцветный мир
Опыты: Какого цвета апельсин?, Где спрятался зеленый цвет?, Две капельки, Три подружки.
Цель: Систематизировать знания детей о цветах. В природе существуют три основных цвета, остальные получены путем их смешивания. Поддерживать детскую инициативу, развивать познавательную активность.
Эксперименты этого блока проводятся детьми полностью самостоятельно. А способствует этому разработанные карточки-схемы смешивания цветов, а также лист для фиксации наблюдения. Детей так увлекают эти эксперименты, что они готовы смешивать все. Получить наиболее яркие оттенки позволяют пищевые красители, которые мы используем вместо красок или гуаши.
Блок Магниты
Опыты: Что это за чудо?, Достань скрепку, не промочив рук, Летающая бабочка, Притянулось или нет?.
Цель: Сформировать представление о свойствах магнита, какие предметы притягиваются магнитом, а какие нет? Почему? Опытным путем определить, как достать скрепку из стакана с водой, не промочив рук? Как с помощью магнита заставить бабочку летать? Развивать смекалку, любознательность, самостоятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом дает наиболее оптимальный результат, если оно носит наиболее действенный характер. Опыты с магнитами в этом плане очень увлекательны и познавательны. Дети имеют возможность действовать с изучаемыми объектами, что позволяет им делать самостоятельно новые открытия и успехи. Свои исследования они продолжают делать дома, вне стен детского сада. И впоследствии делятся своими познаниями с другими детьми.
Блок Воздух
Опыты: Кто надул шарик?, Парашют, Шар-ракета, Плыл по морю парусник, Синий кит.
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха. Экспериментальным путем доказать, что воздух есть везде вокруг нас, определить есть ли у него объем и обладает ли он упругостью? Почему воздух постоянно давит на предметы? Как воздух заставляет предметы работать? Можно ли прожить без воздуха? Экология воздуха.
Основной принцип проведения игр-экспериментов – это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, защищено и имеет возможность самостоятельно исследовать различные предметы и вещества.
Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности, так как обеспечивает развитие познавательной потребности, учит самостоятельно осуществлять поиск, делать открытия, использовать метод научного познания в процессе самостоятельной поисковой деятельности.