Публикации «СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор: Фатхуллина Берта Игоревна

СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВоспитатель МДОУ «Ц.р.р. – детский сад №31»города МагнитогорскаФатхуллина Берта ИгоревнаКаждый возрастной этап дошкольного детства несет в себе свои определенные задачи развития. Для раннего возраста это прежде всего развитие речи.Речь служит показателем общего развития ребенка в этот период. Поэтому воспитание у детей раннего возраста речевой активности – это одно из основных направлений начального этапа обучения.К содержанию этого этапа обучения относят, прежде всего, воспитание потребности в речевом общении, внимание к обращенной речи взрослых и ее понимание (накопление словаря). А уже по мере появления активной речи развитие у детей самостоятельности в пользовании словом, желании употреблять его в коммуникативных целях, т.е. в общении.Накопление слов у детей раннего возраста происходит благодаря ознакомлению с окружающей предметной действительностью и должно рассматриваться как единый процесс: ребенок знакомится с объектом и одновременно узнает его словесное обозначение. Сначала он воспринимает слово вместе с предметом, действием, признаком, затем это слово в соответствующих ситуациях должно повторяться взрослыми для ребенка многократно, и, наконец, оно становится «своим», т. е. ребенок начинает использовать его в общении. При этом необходимо, чтобы ребенок как можно полнее воспринимал предмет: ощупывал его, мял, слышал издаваемые им звуки, проделывал с ним разнообразные действия.В детском саду развитие словаря, способность слышать и понимать речь взрослых, а также самостоятельное активное употребление слов формируется у детей во всех режимных моментах, играх, занятиях, наблюдениях, экскурсиях. Это происходит легко и естественно если ребенок не имеет никаких отклонений в физическом развитии. Но для профилактики задержек в речевом развитии, для активации и стимуляции речи детей раннего возраста в своей работе я стараюсь использовать специальные педагогические приемы. 1. Диалог-образец.- Что я взяла?- Чашку.- Что это такое? - Чашка.- Что поставила?- Чашку. И т.д.2. Разговор с самой собой. В присутствии ребенка проговариваю вслух, что я вижу или слышу. 3. Параллельный разговор. Описываю все действия ребенка: что он трогает, видит, слышит.4. Выбор. Использую альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить - молоко или чай?». В ходе ответа ребенок должен использовать речь. 5. Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Когда у ребенка, например, возникает желание взять ту или игрушку, на которую он молчаливо указывает, не спешу выполнить его просьбу. Вместо этого говорю: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». Эта «непонятливость» стимулирует малыша назвать нужный ему предмет.6. Поручение и просьбы. «Возьми», «Положи», «Дай», «Принеси». После выполнения поручения спрашиваю ребенка: «Что ты принес?», «Где ты это взял?», «Что у тебя в руках?» и т.д.7. Говорящим детям даю задания речевого плана: «Спроси у Даши, она будет кушать?», «Спроси у Димы, где твой мяч?», «Попроси у …»Обязательными условиями использования таких приемов считаю:
  • эмоциональность контакта с ребенком,
  • устойчивость его внимания,
  • развитую подражательную мотивацию.
  • Подражательная мотивация это общая мотивация ребенка к повторению различных действий. Формируется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.В детском саду развитие подражания лучше всего начинать в процессе логоритмических и музыкальных игр. Детей нужно учить подражать движениям рук, ног, головы и т.д. Например, «Полетим, как птички», «Походим, как мишки», «Постоим на одной ножке». Свои действия и действия детей необходимо сопровождать речью, желательно в стихотворной форме. Необходимо развивать и умение подражать действиям с предметами, также сопровождая их речью. Например, в игре с куклой баюкаю куклу и напеваю «бай-бай», показываю, как кукла ходит, и говорю: «Идет, идет Катя, ножками «топ-топ». Машина едет «би-би». Колокольчик звенит «динь-динь». Особенно благоприятные условия для подражания создаются тогда, когда двигающиеся предметы или животные издают звуки (машина и паровоз гудят, собачка лает, петушок поет). Такая стимуляция речевой активности в играх наиболее продуктивна, так как при этом речь сочетается с приятными эмоциями. Эффективными для развития активной речи также являются занятия по конструированию, рисованию, лепке, аппликации. На этих занятиях легко соединить реальные предметы, действия и признаки со словами, которыми они обозначаются. Стараюсь постоянно разговаривать с детьми, задавая им различные вопросы: «Какой это шарик? Большой? Маленький? Какого цвета? Синий? Красный», «Это кто? Собачка?», «Как собачка лает?» На прогулка, обращая внимание детей на все что нас окружает, также спрашиваю: «Как гудит машина», «Кто летает?», «Как кричит птичка?». Повысить речевую активность, вызвать произношение звуков, звукоподражаний, слов мне помогает артикуляционная гимнастика. Использую ее как на занятиях, так и в играх детей. Например, артикуляционные упражнения «Птичка и птенчики» (дети широко открывают рот), «Лошадка» (дети открывают рот и щелкают кончиком языка) «Кошка лакает молочко», «Улыбка» и др. Упражнения сопровождаю вопросами: «Как кричит лошадка? Кто так кричит?», «Кто так разговаривает?». В ответ дети воспроизводят звуки по подражанию («мяу-мяу, мур-мур», «иго-го»). Повышают речевую активность и пальчиковые игры. Очень важно, при этом чтобы в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождались стихами, которые привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Но основным, на мой взгляд, способом стимуляции речевой активности детей является использование речи воспитателя в повседневном режимном процессе.Регулярно повторяющиеся моменты, такие как умывание, одевание и раздевание, прием пищи, обеспечивают многократность повторения простых и доступных для понимания образцов речи с опорой на собственные действия детей. Подводя ребенка к умывальнику, говорю: «Идем мыть ручки, потому что будем обедать. Сначала мы засучим рукава, чтобы они не намокли. Теперь откроем кран. Открыл? Что ты открыл? Что бежит из крана? Теперь подставим руки под воду так, чтобы вода не стекала с локтей, вот так. Намочили руки. Что мы намочили? Теперь бери мыло. Взял? Что ты взял? Намыль руки как следует. Не спеша потирай ручки круговыми движениями. Давай я тебе помогу намылить руки. Вот так. Вот как хорошо! А теперь хорошо смоем мыло водой. Смыл? Молодец! Теперь нам нужно взять полотенце. Что нам нужно взять? Возьми свое полотенце и вытри им руки. Приведи рукава в порядок. Давай я помогу тебе». Собирая детей на прогулку говорю: «Сейчас мы будем одеваться, чтобы идти гулять. Куда мы пойдем? Что мы наденем на голову? А где же у нас шапка? Найди шапку. Нашел? Вот она, шапка. Давай наденем шапку на голову. Что мы надели на голову? Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. Мы завяжем ленточки, чтобы шапка на улице не соскочила с головы. Вот так! Смотри, как тепло! Тебе тепло? Да? А теперь наденем кутку. Где твоя куртка? Вот она. Синего цвета. Что мы надеваем? Куртка теплая. Тебе будет тепло в ней. А где варежки? Наденем их на ручки. Что мы надели па ручки? Варежки пушистые, мягкие, теплые. Теплая варежка? Мягкая? Пушистая?» И т. д.Таким образом, используя речь в разных видах деятельности детей, воспитатель оказывает благоприятное влияние на повышение речевой активности детей. При этом осуществляя работу по активизации речевой деятельности ребенка, нужно помнить о том, что он должен захотеть заговорить сам. Поэтому необходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать, как нужно говорить четко, правильно, выразительно. Ни в коем случае нельзя повторять речевые ошибки ребенка и смеяться над тем, как он говорит.