Публикации Игровая технология на уроках географии и во внеурочной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровая технология на уроках географии и во внеурочной деятельности
Автор: Кириллова Валентина Петровна

Автор: Кириллова Валентина Петровна Должность и место работы: учитель географии МБОУ "СОШ №22" г.Чебоксары"Игровая технология на уроках географии и во внеурочной деятельности."«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». (М. Горький) Целью моей работы является следующее: показать роль и возможности игровой и творческой деятельности и их актуальность в процессе обучения.Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не стоит. Как превратить уроки географии из малопродуктивных и неинтересных в увлекательные и результативные? Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с игровыми технологиями. Думаю, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей: в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Актуальность темы : сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке «несолидна», не соответствует их возрастному статусу, не способствует более успешному усвоению материала. Необходимо, следовательно, «реабилитировать» игру в глазах подростка, как обычную и удобную форму обучения.Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:Дидактические. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.Развивающие. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения, творческих способностей, фантазии, воображения.Воспитательные. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время ярче выражаются личностные качества. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля.Социализирующие. Приобщение к нормам и ценностям общества, адаптации условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.Существующие педагогические игры можно классифицировать:по области деятельности: интеллектуальные, трудовые, психологические; по характеру педагогического процесса: обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные,, творческие, диагностические, профориентационные, релаксационные игры-паузы; по игровой методике: предметные, ролевые, драматизации и театрализации; по предметной области: математические, исторические, экологические, физические:, театрализованные и т.д.Какие они, игры в географии? В моей практике используются настольные игры типа кроссвордов, ребусов, лото, игры творческого содержания - соревнований и ролевых игр, причем их формы становятся более разнообразными: «Что? Где? Когда?», «Географический КВН», «Счастливый случай», «Звёздный час», «Самый умный», «Сильное звено», «Своя игра», «Юный знаток географии», пресс-конференция, урок-путешествие… Что дают игровые технологии? Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. В процессе игры у учащихся формируются важные качества:*Умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения. * Излагать и аргументировать свою точку зрения. *Развивать интеллектуальные умения и способности. *Анализировать различные варианты и точки зрения. *Сравнивать и обобщать факты. *Стойко поддерживается интерес к предмету. Необходимость таких уроков уже доказана, я хочу подчеркнуть, что они особенно нужны не только на начальном этапе изучения географии. Азарт и желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Ни для кого не секрет, что современные школьники, имея компьютеры в своем распоряжении, пользуясь им, “скачивают” информацию, порой не задумываются, а тем более не запоминают и не пытаются проникнуть суть предложенного задания. Выучить, вникнуть в материал можно только заинтересовав ученика. В игре, в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача - победить. Причем побеждает та команда, которая дружнее, активнее. Интеллектуально развитые дети помогают своей команде, обучая отстающих, ведь слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя, а правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Поэтому на уроке – игре они должны: использовать полученную информацию из домашнего задания, обсудить непонятные явления, обобщить результаты, сформулировать выводы.Самым трудным этапом урока для меня является подведение итогов. Итог учебной работы обычно, сводится к отметке. Известно, что мнение учителя и ученика расходится; педагог оценивает итоги деятельности, а ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Поэтому я заранее подумываю варианты мотивов учащихся:- стремление самостоятельно решать интересные задачи,- попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей, стать первым,- рассматривать деятельность с точки зрения ее пользы для других людей.Ученики должны видеть свои собственные достижения на уроке. Это условия для дальнейшего желания работать. Я очень часто использую игры на уроках обобщения после прохождение больших тем. Эти уроки систематизируют знания учащихся, стимулирует дальнейший интерес к учебе.Список использованных источниковДомогацких Е.М. География - учебник для 5-11 классов, издательство "Русское слово", 2014.И.В. Душина, Е.А. Таможня, В.Б. Пятунин. Методика и технология обучения географии в школе. – М: ООО «Издательство Астрель», 2004.И.В. Душина. Методика преподавания географии. – М: 1995Н.А. Касаткина. География: занимательные материалы к урокам. – Волгоград: Учитель, 2004..Интернет - ресурсы.Г.С. Кулинич, В.В. Николина. Географические игры. Горький, 1990Энциклопедия “География”. “РОСМЭН” Москва 2000 г.С. А.Шмаков “Игры учащихся – феномен культуры” Москва. Новая школа 1994 г.