Публикации Развивающие игры как средство математического развития дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развивающие игры как средство математического развития дошкольников
Автор: Медведева Ольга Викторовна

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВОМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования очерчивает ряд требований к познавательному развитию старших дошкольников, частью которого является их математиче ско е развитие. Для интеллектуального развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. В формировании элементарных математических представлений важную роль играют развивающие игры. Основное назначение их – научить детей различать, выделять,называть множества предметов, чисел, геометрических фигур, пространственных направлений. В развивающих играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических ( количественных, пространственных, временных) представлений детей. Систематическая работа с детьми в формировании математических представлений и умений посредством развивающих игр совершенствует общие умственные способности: логичность рассуждений и действий, смекалку и сообразительность, пространственные представления.Однако проблема формирования и развития математических способностей детей посредством развивающих игр математического характера – одна из наименее разработанных на сегодня проблем дошкольной педагогики. В связи с этим возникает проблема: можно ли повысить уровень развития элементарных математических представлений дошкольников посредством использования развивающих игр математического характера. Мы предположили, что введение в образовательный процесс развивающих игр создаст условия для успешного формирования элементарных математических представлений. В процессе игр дети незаметно для себя, считают, складывают, решают различного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Игры учат ребенка понимать математические понятия, формируют представления о соотношении цифр и чисел, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании развивающих игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Подобранные развивающие игры по формированию математических представлений были условно поделены на следующие группы: Игры с цифрами и числами. К данной группе игр отнесли игры обучающие детей счету в прямом и обратном порядке. В данных играх дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 (20) и сопровождать словами свои действия, развиваются такие навыки, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка, у детей развиваются познавательные процессы: внимание, память, мышление. Игры: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей» и т.д. Игры-путешествия во времени и на ориентировку в пространстве. К данной группе игр были сгруппированы игры, которые служат для изучения временных представлений, помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. Игры: «Живая неделя» «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Игры на ориентирование в пространстве. При помощи развивающих игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому предмету (объекту). Это такие игры как: «Найди предмет», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и т.д. Игры с художественным словом. К данной группе игр отнесли игры, в которых занимательные задачи оформлены в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов; стихи математического содержания, считалки, скороговорки, пословицы, загадки математического содержания. Это своеобразные увлекательные игры, вызывающие радостное эмоциональное состояние детей, упражнение в выделении количества, формы, величины, развивающие логическое и математическое мышление. Игры с геометрическими фигурами направлены на формирование представлений об основных геометрических фигурах и развитие способности изображать их. Игры: «Геометрическая мозаика», «Лото», «Геометрическая картинка», «Составь фигуру и назови». Игры на развитие творческих способностей и логического мышления. Такие игры способствуют развитию нестандартного мышления у детей, к ним отнесли игры: «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница», «Танграм», «Головоломка из картона», «Коломбово яйцо» и другие. Игры применялись в различных формах. В процессе непосредственно образовательной деятельности развивающие игры использовали как ее отдельные части. В процессе совместной деятельности воспитателя с детьми игры включали в подгрупповые и индивидуальные формы работы для закрепления и уточнения математических представлений. Для использования игр в самостоятельной деятельности детей создавали необходимую предметно-развивающую среду: размещали игровой материал и необходимые пособия для игр. Развивающие игры активно использовали в кружковой работе с детьми. Кружок «Математическая мастерская» посещали дети вне образовательного процесса по своему желанию. На кружке «Математическая мастерская» изготавливали с детьми математические игры, пособия для себя и для малышей и обыгрывали их. Это позволяло детям применять полученные ранее знания для того, чтобы решать практические задачи. С помощью «Математической мастерской»:- закрепляли математические знания, полученные на занятиях;- обогащали словарь детей доступными математическими терминами;- готовили руку к письму через вырезывание, обводку и т.д. Разработанная система работы по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих игр позволила повысить:активность детей в процессе непосредственнообразовательной деятельности; самостоятельность детей в решении различныхпроблемных ситуаций; уровни развития познавательных процессов: памяти,мышления (умений рассуждать, сравнивать, анализировать и т.п.);уровни развития культуры речевого общения детей друг сдругом.