Публикации «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Автор: Лемешко Наталья Сергоевна

Трудности во взаимоотношениях с родителями. Проблемы и сложности во взаимоотношениях между педагогами и родителями школьников существовали всегда, однако на сегодняшний день, когда в образовательном пространстве наметился невероятный (по прежним меркам) либерализм, граничащий с попустительством, «раскол» стал наиболее заметным. На первый взгляд, для ребёнка (особенно младшего школьного возраста) нет более близких и значимых (как в социальном, так и в эмоциональном плане) взрослых, чем родители и учитель. Тем не менее, реальность такова, что ребёнок на протяжении своей школьной жизни часто становится «заложником» непонимания (а иногда и открытого конфликта) между учителем и его родителями. Ситуация обостряется и тем, что нередко в конфликт между взрослыми включается и сам ребёнок, что, безусловно, не может не сказаться на его успеваемости и учебной мотивации. Парадокс заключается в том, что у каждого участника конфликта (имеются ввиду учитель и родитель) благие цели и желания, заключающиеся, прежде всего, в стремлении дать школьнику хорошее образование и воспитание. Ядро проблемы кроется в том, что и учителя, и у родителя свои представления о том, что именно включают в себя такие понятия, как «качественное образование» и «хорошее воспитание»; по разному представляются и пути к достижению поставленной цели. В своей работе, как молодой педагог, я столкнулся с несколькими трудностями во взаимоотношениях с родителями. Во-первых, я работаю в малокомплектной сельской школе. Работа в такой школе имеет свою специфику в организации учебно-воспитательного процесса и выстраивании взаимоотношений с родителями. Малокомплектная сельская школа – уникальный социально-педагогический феномен. В ней учитель должен не просто работать, он должен жить жизнью детей, воспринимать свою школу как родной дом. Учитель обязан знать каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребёнка вне школы, помогать ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. Во-вторых, наша школа является многонациональной. Наша школа на 50% состоит из этнически русских учеников, и на 50% из учеников национальных меньшинств (цыгане, курды, армяне). Самобытность уклада семей национальных меньшинств, их взаимосвязь с учителями, с одноклассниками является одновременно особенностью и большой проблемой. Работая с такими семьями нужно выстраивать работу так, чтобы не оскорбить их национальные чувства, но при этом попытаться вписать данные семьи в школьную жизнь, связать обучение и воспитание с народными традициями, народной культурой. Данная работа является важнейшей составляющей процесса формирования национального самосознания, национальной идентичности. В-третьих, у родителей существуют свои методы воспитания, которые не всегда оказывают положительное воздействие на ребенка. При этом далеко не каждый родитель готов слышать о том, что в стиле и методах его воспитания есть неверные моменты; в неудачах он, как правило, будет обвинять педагога. В-четвертых, при выстраивании отношений с родителями существуют возрастные особенности. Родители старшего возраста относятся к рекомендациям молодого педагога несерьёзно. Однако все эти трудности во взаимоотношениях с родителями с течением времени были преодолены через одну простую истину, которую я смог донести до родителей. Истина эта проста – осознанное принятие того, что и у родителя, и у учителя цель одна – это качественное образование и хорошее воспитание ребёнка, благодаря которому, в конечном итоге, ребенок построит достойное будущее. Учитель и родители ребёнка – это союзники на пути к этой трудной цели. Их взаимопонимание и взаимоуважение необходимо ребёнку на пути его развития и становления как мощный мотивационный компонент поведения. Конфликтные же отношения между педагогом и родителями могут нанести ребёнку серьёзную психологическую травму. Выдающийся ученый Шалва Александрович Амонашвили предложил решать проблему взаимодействия педагогов с родителями с позиций гуманистического подхода. По его мнению, учителя и родители подростков должны сотрудничать между собой, объединить все свои усилия на создание благоприятных условий для развития личности ребенка, т. к. перед ними стоит важная цель — воспитать хорошо развитого ребенка. Как же удалось мне в своей работе найти общий язык с родителями? Это было не так просто. Первоначально трудность заключалась в том, чтобы выбрать наиболее приемлемые формы работы, поставить цели и составить план работы с каждой конкретной семьей. Пришлось потратить немало времени, чтобы изучить каждую семью в отдельности, составить своего рода психологический портрет семьи. Но когда данная работа была проделана, я столкнулся с новой трудностью – это нежелание родителей посещать родительские собрания из-за занятости или простого равнодушия к такого рода мероприятиям. На помощь мне пришли мои старшие коллеги по школе. Опытные педагоги посоветовали мне заинтересовать родителей. И действительно совет был стоящий ведь родители – это тоже дети, только очень большие. У них много своих проблем, работа, а тут еще в конце рабочего дня нужно идти в школу и слушать о проблемах школьной жизни их детей. Именно поэтому основными формами взаимодействия с родителями стали общешкольные деловые игры, праздники, концерты, которые не только просвещали родителей, но и создавали эмоционально-психологическую разрядку во взаимоотношениях учитель-родители, родители-ученики. Использование нетрадиционных форм работы с родителями помогает ненавязчиво поднимать, а главное разрешать разного рода спорные вопросы и проблемы, просвещать родителей по разным вопросам. Конечно же, в своей работе я использую и традиционные формы работы, такие как общешкольные родительские собрания, лекции, вечера вопросов – ответов, индивидуальные консультации, однако больше всего родителям нравятся совместные праздники и деловые игры. Например, за 2016-2017 учебный год были проведены такие праздники как: «День матери», «День пожилого человека», «Новый год», «Международный женский день», «Школа – наш общий дом». Праздники и концерты помогли мне наладить прочные взаимоуважительные и доверительные отношения с родителями, сплотили наш классный коллектив. Так же в апреле 2017 года было проведено две деловые игры обучающего характера на тему «Информационная безопасность», и «Бюджет моей семьи». Такие формы взаимодействия между учителями, учениками и родителями помогают наладить межвозрастное общение, которое очень важно в условиях малокомплектной школы, где не хватает общения между родителями и детьми.