Публикации
мастер класс «Урок биологии в условиях реализации ФГОС»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: мастер класс «Урок биологии в условиях реализации ФГОС»
Автор: Семенова Елена Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: мастер класс «Урок биологии в условиях реализации ФГОС»
Автор: Семенова Елена Юрьевна
Тема урока: Методы исследования в биологии
Дидактические цели:
Образовательные:расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательные:воспитыватькультуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Тип урока: открытие новых знаний
Формирование УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: методы исследования, наблюдение, эксперимент, измерение, самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.
Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование информации из одного вида в другой.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Предметные: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию.
Методы обучения: работа в группах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: презентация по теме Методы исследования в биологии, лабораторное оборудование приборы.
Технологическая карта урока: Методы изучения природы 5 класс (УМК под редакцией В.В. Пасечника,)
Этапы урока
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I.Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Поиск и формулировка темы урока.(2 мин)
Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока.
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса.
Постановка проблемного вопроса: как устроен внутренний мир живых существ, где зимуют наши птицы, почему растения называют детьми Солнца на эти и многие вопросы в настоящее время могут ответить вам ученые – биологи. Какие методы использует человек для изучения природы? Для чего нам необходимо изучать природу? Чему будет посвящен наш урок?
(слайды презентации №2-4)
Личностные:соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы(5 мин)
Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания, основных процессах жизнедеятельности живого организма - обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов.
(ЭОР Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке
)
Вступительное слово учителя: Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке: какие объекты являются частью живой природы? Как вы думаете, каковы основные процессы жизнедеятельности, происходящие живых организмах?
Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.
Обобщают знания о живой природе, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, их роль в жизни живых организмов. Воспроизводят и фиксируют в РК определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания.
Познавательные:Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи
Коммуникативные:умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.
III.. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта
Цель: анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять (5 мин).
Учащиеся с опорой на слайды презентации № 5-7 или используя ЭОР, проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии.
(ЭОР Методы изучения живой природы
ЭОР Измерительные приборы№130845
)
Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о назначении (слайды № 9,10)
Умеютпланировать свои действия.
Сравнивают и обобщают полученные знания.
Личностные:действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
IV. Открытие новых знаний
Цели:Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения (10 мин).
Релаксация
Просматривают ЭОР, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы.
Организует и направляет деятельность обучающихся на работу с ЭОР: какой метод изучения живой природы представлен в ЭОР?
(ЭОР № 130526 Наблюдение за прорастанием фасоли
Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.
Знание
основных методы изучения живой природы.
Умениеразличать методы изучения живой природы и приводить примеры;
давать определения биологическим терминам.
Коммуникативные:
умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование;
составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу
Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.
V. Самостоятельная работа и самопроверка.
Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры(8 мин).
Распределение учащихся по группам. Работа в группах под руководством модераторов по заданиям (Приложение №1)
Помогает модераторам (руководителям групп) в распределении учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности.
Вместе с модераторами направляет работу участников группы.
Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.
Взаимодействие в группе.
Знаниеметодов изучения природы.
Умение
различать методы изучения живой природы и приводить примеры;
оперировать определенными биологическими терминами.
Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные:мотивировать свои действия.
VI. Включение в систему знаний и повторения.
Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания (10 мин).
Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задание в РК (заполняют предложенную таблицу, используя текст учебника п.2)
Методы изучения природы:
Примеры
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Постановка проблемных вопросов к познавательным задачам: определить биологические методы исследования.1. За 1 час муравьи берут в плен 2 тыс. гусениц на 0, 4 га леса вокруг муравейника?2. Цветки льна раскрыты только до 12 ч.3.Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м.
Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2).
Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации.
Знают методы изучения природы
Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.
Познавательные:
заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
классифицировать методы изучения живой природы.
Регулятивные:прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы
Личностные:мотивировать свои действия.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
.
Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. Вместе с модераторами проводят самооценку своей деятельности на уроке.
Подводят итоги формирования УУД, используя прием Дерево успеха.
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Что нового и интересного вы сегодня узнали, понравился ли вам урок?
Достигли вы цели поставленной в начале урока?
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Осознают уровень качества сформированных знаний.
Коммуникативные:
понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной.
Регулятивные:
Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого.
Личностные:
умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
VIII. Домашнее задание
(2 мин)
Фиксируют домашнее задание.
Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника;
выполнить задание к параграфу;
составит кроссворд; подготовить мини – проект Мое биологическое исследование.
Приложение 1.
Примерные задания для групповой работы по теме: Методы исследования в биологии 5 класс.
Задание для группы №1
Рассмотрите рисунки, на которых изображены приборы и оборудование.
Выберите то, что необходимо для измерения объема жидкости и приготовления раствора.
Задание для группы №2
Измерьте с помощью линейки длину 5 листьев растения и найдите среднее значение (сложите цифровые значения всех длин и разделите на количество листьев)
Длина 1 листа -
Длина 2 листа –
Длина 3 листа -
Длина 4 листа -
Длина 5 листа –
1.+ 2.+ 3.+ 4.+5
---------------------- = см
5
Среднее значение длины - см
Задание для группы №3
Рассмотрите рисунки, на которых изображены приборы и оборудование.
Выберите то, что необходимо вам для проведения лабораторной работы.
Задание для группы №4
Какие фенологические исследования вы можете провести самостоятельно в природе. Подготовьте рассказ.
Задание для группы №5
Решите исследовательскую задачу: Измерьте длину окружности яблока.
Задание для группы №6
Рассмотрите рисунок и объясните ход эксперимента. В какой из банок семена гороха прорастут и почему?
Ресурсы:
Литература для учителя:
1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник .Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотоип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с.
А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”,Москва, 2005
2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003
3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003
4.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003
5.Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997
Литература для учащихся:
1.В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения -М.: Дрофа, 2012.
2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь Биология. Бактерии, грибы, растения - М.: Дрофа, 2012
3. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
4. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.
Электронные издания:
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – Кирилл и Мефодий, Авторы – академик РНАИ В.Б.Захаров, д.п.н. Т.В.Иванова, к.б.н. А.В.Маталин, к.б.н. И.Ю.Баклушинская, Т.В.Анфимова.
Единая коллекция ЦОР.
Таблица сравнения методов изучения живой природы:
ЭОР № 130526 Наблюдение за прорастанием фасоли
ЭОР Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке
)
ЭОР №130845 Измерительные приборы
)
Дидактические цели:
Образовательные:расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательные:воспитыватькультуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Тип урока: открытие новых знаний
Формирование УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: методы исследования, наблюдение, эксперимент, измерение, самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.
Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование информации из одного вида в другой.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Предметные: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию.
Методы обучения: работа в группах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: презентация по теме Методы исследования в биологии, лабораторное оборудование приборы.
Технологическая карта урока: Методы изучения природы 5 класс (УМК под редакцией В.В. Пасечника,)
Этапы урока
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I.Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Поиск и формулировка темы урока.(2 мин)
Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока.
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса.
Постановка проблемного вопроса: как устроен внутренний мир живых существ, где зимуют наши птицы, почему растения называют детьми Солнца на эти и многие вопросы в настоящее время могут ответить вам ученые – биологи. Какие методы использует человек для изучения природы? Для чего нам необходимо изучать природу? Чему будет посвящен наш урок?
(слайды презентации №2-4)
Личностные:соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы(5 мин)
Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания, основных процессах жизнедеятельности живого организма - обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов.
(ЭОР Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке
)
Вступительное слово учителя: Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке: какие объекты являются частью живой природы? Как вы думаете, каковы основные процессы жизнедеятельности, происходящие живых организмах?
Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.
Обобщают знания о живой природе, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, их роль в жизни живых организмов. Воспроизводят и фиксируют в РК определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания.
Познавательные:Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи
Коммуникативные:умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.
III.. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта
Цель: анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять (5 мин).
Учащиеся с опорой на слайды презентации № 5-7 или используя ЭОР, проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии.
(ЭОР Методы изучения живой природы
ЭОР Измерительные приборы№130845
)
Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о назначении (слайды № 9,10)
Умеютпланировать свои действия.
Сравнивают и обобщают полученные знания.
Личностные:действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
IV. Открытие новых знаний
Цели:Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения (10 мин).
Релаксация
Просматривают ЭОР, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы.
Организует и направляет деятельность обучающихся на работу с ЭОР: какой метод изучения живой природы представлен в ЭОР?
(ЭОР № 130526 Наблюдение за прорастанием фасоли
Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.
Знание
основных методы изучения живой природы.
Умениеразличать методы изучения живой природы и приводить примеры;
давать определения биологическим терминам.
Коммуникативные:
умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование;
составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу
Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.
V. Самостоятельная работа и самопроверка.
Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры(8 мин).
Распределение учащихся по группам. Работа в группах под руководством модераторов по заданиям (Приложение №1)
Помогает модераторам (руководителям групп) в распределении учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности.
Вместе с модераторами направляет работу участников группы.
Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.
Взаимодействие в группе.
Знаниеметодов изучения природы.
Умение
различать методы изучения живой природы и приводить примеры;
оперировать определенными биологическими терминами.
Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные:мотивировать свои действия.
VI. Включение в систему знаний и повторения.
Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания (10 мин).
Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задание в РК (заполняют предложенную таблицу, используя текст учебника п.2)
Методы изучения природы:
Примеры
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Постановка проблемных вопросов к познавательным задачам: определить биологические методы исследования.1. За 1 час муравьи берут в плен 2 тыс. гусениц на 0, 4 га леса вокруг муравейника?2. Цветки льна раскрыты только до 12 ч.3.Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м.
Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2).
Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации.
Знают методы изучения природы
Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.
Познавательные:
заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
классифицировать методы изучения живой природы.
Регулятивные:прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы
Личностные:мотивировать свои действия.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
.
Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. Вместе с модераторами проводят самооценку своей деятельности на уроке.
Подводят итоги формирования УУД, используя прием Дерево успеха.
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Что нового и интересного вы сегодня узнали, понравился ли вам урок?
Достигли вы цели поставленной в начале урока?
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Осознают уровень качества сформированных знаний.
Коммуникативные:
понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной.
Регулятивные:
Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого.
Личностные:
умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
VIII. Домашнее задание
(2 мин)
Фиксируют домашнее задание.
Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника;
выполнить задание к параграфу;
составит кроссворд; подготовить мини – проект Мое биологическое исследование.
Приложение 1.
Примерные задания для групповой работы по теме: Методы исследования в биологии 5 класс.
Задание для группы №1
Рассмотрите рисунки, на которых изображены приборы и оборудование.
Выберите то, что необходимо для измерения объема жидкости и приготовления раствора.
Задание для группы №2
Измерьте с помощью линейки длину 5 листьев растения и найдите среднее значение (сложите цифровые значения всех длин и разделите на количество листьев)
Длина 1 листа -
Длина 2 листа –
Длина 3 листа -
Длина 4 листа -
Длина 5 листа –
1.+ 2.+ 3.+ 4.+5
---------------------- = см
5
Среднее значение длины - см
Задание для группы №3
Рассмотрите рисунки, на которых изображены приборы и оборудование.
Выберите то, что необходимо вам для проведения лабораторной работы.
Задание для группы №4
Какие фенологические исследования вы можете провести самостоятельно в природе. Подготовьте рассказ.
Задание для группы №5
Решите исследовательскую задачу: Измерьте длину окружности яблока.
Задание для группы №6
Рассмотрите рисунок и объясните ход эксперимента. В какой из банок семена гороха прорастут и почему?
Ресурсы:
Литература для учителя:
1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник .Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотоип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с.
А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”,Москва, 2005
2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003
3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003
4.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003
5.Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997
Литература для учащихся:
1.В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения -М.: Дрофа, 2012.
2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь Биология. Бактерии, грибы, растения - М.: Дрофа, 2012
3. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
4. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.
Электронные издания:
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – Кирилл и Мефодий, Авторы – академик РНАИ В.Б.Захаров, д.п.н. Т.В.Иванова, к.б.н. А.В.Маталин, к.б.н. И.Ю.Баклушинская, Т.В.Анфимова.
Единая коллекция ЦОР.
Таблица сравнения методов изучения живой природы:
ЭОР № 130526 Наблюдение за прорастанием фасоли
ЭОР Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке
)
ЭОР №130845 Измерительные приборы
)