Публикации
«Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Софронова Вера Витальевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Софронова Вера Витальевна
Урок математики в 3 классе
Тема: Единица площади – квадратный метр
Цель: создать условия для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метро
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Приготовились учиться.
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
- Сегодня на уроке математики я желаю вам сделать для себя открытие, получить новое знание. А сейчас продолжим постигать тайны этой сложной и интересной науки.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
А) Интеллектуальная разминка (Слайд 2)
1) Даны числа: 2, 3, 5, 9. Три из них перемножили и получили 90. Какие числа перемножили? (2х5х9=90)
2) Сумма пяти одинаковых чисел равна 30. Чему равно каждое число? (30:5=6)
3) Игра в Лото (Математический диктант)
28
21
45
16
9
18
4
16
54
42
6
5
36
32
81
- В таблице нужно вычеркнуть числа, которые получатся в результате выполнения действий. Должны остаться 7 чисел.
1) 7 увеличить в 4 раза (28)
2) 72 уменьшить в 8 раз (9)
3) Первый множитель 9, второй 6. Найдите произведение (54)
4) Найдите частное чисел 40 и 10 (4)
5) Найдите число, в котором десятков в 8 раз больше, чем единиц (81)
6) Произведение двух чисел равно 30. Первый множитель 6, найдите второй множитель (5)
7) Во сколько раз 48 больше 8? (6)
8) Найдите произведение 5 и 9 (45)
Взаимопроверка. Проверка по эталону (Слайд 2)
- К этим числам мы вернемся в конце урока.
4) Среди геометрических фигур найдите прямоугольники. (Слайд 3-4) Докажите. Что знаете о прямоугольниках?
Б) Работа в парах.
1) -Достаньте из конверта фигуры. Сложите из них прямоугольник. Найдите его площадь. Запишите в тетрадь. Можно пользоваться алгоритмом.
Алгоритм нахождения
площади прямоугольника
1. Измерить длину.
2. Измерить ширину.
3. Найти произведение полученных чисел
(в одинаковых единицах)
- Какой единицей измерения длины пользовались? (см). В чем измеряли площадь? (кв. см) (Учитель вывешивает карточки на доску). Что такое кв. см? (Квадрат со стороной 1 см) (Прикрепляет модель квадрата на доску)
В) При помощи модели дм измерьте стороны рамки картины на доске и найдите площадь (Один ученик работает у доски).
- Какой единицей длины пользовались? (дм). В чем измеряли площадь? (в кв. дм.). (Вывешивает карточку). Что такое кв. дм? (Квадрат со стороной 1 дм) (Прикрепляет фигуру на доску)
- А сейчас, используя эту же меру единицы длины – дм, найдите площадь нашего класса. (Вызывает 2 учащихся)
3. Выявление места и причины затруднения.
- В чем затруднение? Почему не получается?
=Очень долго, неудобно, маленькая мерка.
-Возникла проблема. Не знаем, как найти площадь класса.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Предлагайте решения (приём Мозговой штурм)
- Какой единицей измерения длины будем пользоваться? (м). В чем измерим площадь? (в кв. м)
- Сформулируйте тему урока.
=Тема: Квадратный метр (Слайд 5).
- Какую цель поставим перед собой?
=Цель: познакомиться с новой единицей измерения площади – квадратным метром. (Слайд 6)
Работать будем по плану (Слайд 7)
План:
Познакомимся с квадратным метром
Узнаем, как он связан с квадратным дециметром
3) Научимся решать задачи с использованием новой единицы площади
5. Реализация построенного проекта.
- Что такое квадратный метр? (Это квадрат со стороной 1 м). (Показывает модель в натуральную величину). Это герой нашего урока. А как запишем 1 м? (1ученик работает у доски). Запишите: 8 м, 20 м. А для чего нужна эта единица измерения площади?
- Найдем площадь класса.
Выходят ученики и измеряют длину и ширину класса
На доске: а - 7 м
в – 7 м
S = 7х7 S= 49м
- Вспомните, сколько дм в 1 м?
-А сейчас подсчитайте, сколько дм в 1 м (Модель квадратного метра)
Запишем: S = 10 х10
S= 100 дм 1 м = 100 дм
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Задача (Слайд 8)
Длина школьного коридора – 9 м, а ширина в 3 раза меньше. Найдите площадь коридора.
-Выберите краткую запись и решите задачу. (Слайд 9)
Краткая запись:
а – 9 м 2) а - 9 м
в - ? в 3 раза ˃ в - ? в 3 раза ˂
S - ? S- ?
9:3=3 (м) – ширина
9х3=27 (м)
Ф\м Гимнастика для глаз (Слайд 10)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Работа по вариантам (Слайд 11)
- Сформулируйте задание по рисункам.
=Нужно найти S ковров.
Проверка. (Приём Решил – встал)
2) Работа в группах
- Ребята, вам нравится наша школа? А вы хотите что-нибудь изменить в ней, добавить, перестроить?
=Кабинет информатики, бассейн, актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, столовая).
Отгадайте загадку:
Чтобы дом жилой построить
Или школу, или сад.
На бумаге он рисует план дома и фасад.
Всё начертит, посчитает
И покажет, что и как.
Сколько комнат, где какая?
Где подвал, а где чердак?
Ничего не позабудет, всё продумает, решит,
Чтобы всем удобно было, чтобы дом удобным был. (Архитектор.)
- Архитектор должен уметь находить площадь объектов, для этого выполняя необходимые расчеты. Сейчас вы поработаете в роли архитекторов. Для этого разделимся на группы – проектные бюро (6 групп). (В каждой группе есть помощники – консультанты, которые получают конверты с заданием.)
Задания для групп
- Решить цепочки примеров и найти сумму их значений.
На доске 6 листов с ответами. Выполнив задание правильно, дети находят свой ответ, переворачивают листочки и собирают картинку.)
- Как вы думаете что это? (Слайды 12-13)
- Этот не дом богатого чиновника или олигарха. Этот сказочный замок – школа, которая носит название Обыкновенное чудо. Находится она в г. Йошкар – Ола (столица республики Марий – Эл). А начиналось все так… В одной школе работала учительница русского языка и литературы, которая мечтала о новой школе, в которой было бы красиво и уютно, а детям интересно учиться. И благодаря мужу, предпринимателю Сергею Мамаеву, ее мечта сбылась. Лучшие архитекторы сделали проект здания, а лучшие строители построили этот замок. Сейчас этой школе уже 12 лет, ей присвоен статус государственной.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- А сейчас расшифруйте слово. Ключ к шифру таблица умножения. (Вывешивает таблицу)
7
8
9
1
а
е
и
2
з
о
л
3
м
н
к
4
с
ы
ц
5
ч
в
у
6
д
р
т
21, 16, 18, 16, 42, 36, 32 (Слайд 14)
м о л о д ц ы
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Подведем итог урока. Вспомните, какую цель ставили перед собой. Продолжите предложения (Слайд 15)
Я узнал (а) ….. .
Я научился(ась)…… .
Мне понравилось …….. .
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто уверен, что хорошо понял новый материал, отлично работал, был внимательным и старательным, встаньте, прикрепите ваши значки на картинку. Я думаю, что вы достойны быть учениками этой школы. А остальным нужно еще поработать на следующем уроке.
Домашнее задание по выбору: 1. Найти площадь своей комнаты.
2. Нарисовать школу будущего.
1
Тема: Единица площади – квадратный метр
Цель: создать условия для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метро
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Приготовились учиться.
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
- Сегодня на уроке математики я желаю вам сделать для себя открытие, получить новое знание. А сейчас продолжим постигать тайны этой сложной и интересной науки.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
А) Интеллектуальная разминка (Слайд 2)
1) Даны числа: 2, 3, 5, 9. Три из них перемножили и получили 90. Какие числа перемножили? (2х5х9=90)
2) Сумма пяти одинаковых чисел равна 30. Чему равно каждое число? (30:5=6)
3) Игра в Лото (Математический диктант)
28
21
45
16
9
18
4
16
54
42
6
5
36
32
81
- В таблице нужно вычеркнуть числа, которые получатся в результате выполнения действий. Должны остаться 7 чисел.
1) 7 увеличить в 4 раза (28)
2) 72 уменьшить в 8 раз (9)
3) Первый множитель 9, второй 6. Найдите произведение (54)
4) Найдите частное чисел 40 и 10 (4)
5) Найдите число, в котором десятков в 8 раз больше, чем единиц (81)
6) Произведение двух чисел равно 30. Первый множитель 6, найдите второй множитель (5)
7) Во сколько раз 48 больше 8? (6)
8) Найдите произведение 5 и 9 (45)
Взаимопроверка. Проверка по эталону (Слайд 2)
- К этим числам мы вернемся в конце урока.
4) Среди геометрических фигур найдите прямоугольники. (Слайд 3-4) Докажите. Что знаете о прямоугольниках?
Б) Работа в парах.
1) -Достаньте из конверта фигуры. Сложите из них прямоугольник. Найдите его площадь. Запишите в тетрадь. Можно пользоваться алгоритмом.
Алгоритм нахождения
площади прямоугольника
1. Измерить длину.
2. Измерить ширину.
3. Найти произведение полученных чисел
(в одинаковых единицах)
- Какой единицей измерения длины пользовались? (см). В чем измеряли площадь? (кв. см) (Учитель вывешивает карточки на доску). Что такое кв. см? (Квадрат со стороной 1 см) (Прикрепляет модель квадрата на доску)
В) При помощи модели дм измерьте стороны рамки картины на доске и найдите площадь (Один ученик работает у доски).
- Какой единицей длины пользовались? (дм). В чем измеряли площадь? (в кв. дм.). (Вывешивает карточку). Что такое кв. дм? (Квадрат со стороной 1 дм) (Прикрепляет фигуру на доску)
- А сейчас, используя эту же меру единицы длины – дм, найдите площадь нашего класса. (Вызывает 2 учащихся)
3. Выявление места и причины затруднения.
- В чем затруднение? Почему не получается?
=Очень долго, неудобно, маленькая мерка.
-Возникла проблема. Не знаем, как найти площадь класса.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Предлагайте решения (приём Мозговой штурм)
- Какой единицей измерения длины будем пользоваться? (м). В чем измерим площадь? (в кв. м)
- Сформулируйте тему урока.
=Тема: Квадратный метр (Слайд 5).
- Какую цель поставим перед собой?
=Цель: познакомиться с новой единицей измерения площади – квадратным метром. (Слайд 6)
Работать будем по плану (Слайд 7)
План:
Познакомимся с квадратным метром
Узнаем, как он связан с квадратным дециметром
3) Научимся решать задачи с использованием новой единицы площади
5. Реализация построенного проекта.
- Что такое квадратный метр? (Это квадрат со стороной 1 м). (Показывает модель в натуральную величину). Это герой нашего урока. А как запишем 1 м? (1ученик работает у доски). Запишите: 8 м, 20 м. А для чего нужна эта единица измерения площади?
- Найдем площадь класса.
Выходят ученики и измеряют длину и ширину класса
На доске: а - 7 м
в – 7 м
S = 7х7 S= 49м
- Вспомните, сколько дм в 1 м?
-А сейчас подсчитайте, сколько дм в 1 м (Модель квадратного метра)
Запишем: S = 10 х10
S= 100 дм 1 м = 100 дм
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Задача (Слайд 8)
Длина школьного коридора – 9 м, а ширина в 3 раза меньше. Найдите площадь коридора.
-Выберите краткую запись и решите задачу. (Слайд 9)
Краткая запись:
а – 9 м 2) а - 9 м
в - ? в 3 раза ˃ в - ? в 3 раза ˂
S - ? S- ?
9:3=3 (м) – ширина
9х3=27 (м)
Ф\м Гимнастика для глаз (Слайд 10)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Работа по вариантам (Слайд 11)
- Сформулируйте задание по рисункам.
=Нужно найти S ковров.
Проверка. (Приём Решил – встал)
2) Работа в группах
- Ребята, вам нравится наша школа? А вы хотите что-нибудь изменить в ней, добавить, перестроить?
=Кабинет информатики, бассейн, актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, столовая).
Отгадайте загадку:
Чтобы дом жилой построить
Или школу, или сад.
На бумаге он рисует план дома и фасад.
Всё начертит, посчитает
И покажет, что и как.
Сколько комнат, где какая?
Где подвал, а где чердак?
Ничего не позабудет, всё продумает, решит,
Чтобы всем удобно было, чтобы дом удобным был. (Архитектор.)
- Архитектор должен уметь находить площадь объектов, для этого выполняя необходимые расчеты. Сейчас вы поработаете в роли архитекторов. Для этого разделимся на группы – проектные бюро (6 групп). (В каждой группе есть помощники – консультанты, которые получают конверты с заданием.)
Задания для групп
- Решить цепочки примеров и найти сумму их значений.
На доске 6 листов с ответами. Выполнив задание правильно, дети находят свой ответ, переворачивают листочки и собирают картинку.)
- Как вы думаете что это? (Слайды 12-13)
- Этот не дом богатого чиновника или олигарха. Этот сказочный замок – школа, которая носит название Обыкновенное чудо. Находится она в г. Йошкар – Ола (столица республики Марий – Эл). А начиналось все так… В одной школе работала учительница русского языка и литературы, которая мечтала о новой школе, в которой было бы красиво и уютно, а детям интересно учиться. И благодаря мужу, предпринимателю Сергею Мамаеву, ее мечта сбылась. Лучшие архитекторы сделали проект здания, а лучшие строители построили этот замок. Сейчас этой школе уже 12 лет, ей присвоен статус государственной.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- А сейчас расшифруйте слово. Ключ к шифру таблица умножения. (Вывешивает таблицу)
7
8
9
1
а
е
и
2
з
о
л
3
м
н
к
4
с
ы
ц
5
ч
в
у
6
д
р
т
21, 16, 18, 16, 42, 36, 32 (Слайд 14)
м о л о д ц ы
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Подведем итог урока. Вспомните, какую цель ставили перед собой. Продолжите предложения (Слайд 15)
Я узнал (а) ….. .
Я научился(ась)…… .
Мне понравилось …….. .
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто уверен, что хорошо понял новый материал, отлично работал, был внимательным и старательным, встаньте, прикрепите ваши значки на картинку. Я думаю, что вы достойны быть учениками этой школы. А остальным нужно еще поработать на следующем уроке.
Домашнее задание по выбору: 1. Найти площадь своей комнаты.
2. Нарисовать школу будущего.
1